Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Реклама – двигатель…»

«Реклама – двигатель…»

Читатель легко и привычно готов дополнить: «торговли», а то и «прогресса»! Не так ли?

«Реклама – двигатель…»

И то правда – при всё более возрастающей конкуренции (к счастью для нас, потребителей) никто уже всерьёз не возьмётся предлагать свои товары или услуги без основательного рекламного обеспечения, ибо человека нужно психологически подталкивать к принятию выгодного для реализатора решения. Так уж устроен человек, что сознательно или неосознанно стремится соразмерить, согласовать свои действия (особенно спорные) с поступками, вкусами, взглядами других. Человек по натуре своей - индивидуум коллективный, и общественное мнение для него очень много значит. А реклама как раз и вырабатывает общепринятые, общедоступные суждения. Не случайно, в Республике Узбекистан был принят специальный «Закон о рекламе», в который дополнительно вносились необходимые дополнения и изменения. Известно, что подобные Законы приняты и в Российской Федерации, чьи телеканалы широко востребованы и в нашей стране.

Признаем, что реклама - это неизбежность, с которой можно и нужно считаться, и мириться, поскольку она (по замыслу) должна помогать людям ориентироваться и разбираться в бесконечном мире их потребительских интересов. Помогать! А всегда ли так? Не становятся ли зачастую «рекламные паузы» главным содержанием телепередач, В которых всё остальное, как раз наоборот, выглядит паузой между бесчисленными, с настойчивой назойливостью, повторами-уговорами приобрести тот или иной товарец - и жевательные резинки, и шоколадные батончики, и стиральные порошки, а то ещё пресловутые «крылышки» пугающего разнообразия.

И здесь возникают вопросы:
Первый: на практике остаётся проблемой количественные объёмы рекламы. Сколько же и с какой частотой нужно показывать рекламные клипы, и внедрять их в сознание (подсознание) людей, чтобы это не противоречило их интересам, привычкам, настроению, чтобы это прямо не вредило им, да и самим товарам, поскольку всё чаще возникает естественный процесс отторжения, чувство протеста, желание или вообще не слушать, или поступить наоборот.

Второй: о нравственной стороне. При всей изощрённости приёмов и изобразительного ряда – рекламные материалы не отличаются особой деликатностью. Авторы, обуреваемые сомнительной страстью любой ценой сбыть свой товар, видимо, не понимают, что они не столько помогают, например, женщинам, сколько унижают их, заодно ставя и мужчин в неловкое положение. Или ещё пример – невозможно было не обратить внимания на эффектную рекламу мини-камеру «Сони», когда юный подросток ничтоже сумняшеся считает нормальным нахально разглядывать со стороны почти полностью обнажённую женщину на пляже, смачно хихикая на её старания отмахнуться от назойливых мух. Невольно задумываешься – от мух эта жаждущая уединения женщина ещё может избавиться, а от бесцеремонных глаз упивающегося вседозволенностью мальчишки? Не так ли воспитываются будущие «папарацци», для которых замочная скважина – самый удобный и любимый экран?

Третий вопрос: правовой. До какой степени юридически не защищён телезритель, если ему вопреки его желанию всучивают, да ещё в самое неподходящее время, рекламную «жвачку» (во всех смыслах этого слова). Ведь покупая телевизор, он рассчитывал на своё право спокойно смотреть желаемые передачи, а не грубо навязываемые, а посему для него неизбежные. Даже если показываемые сюжеты преподносятся зрителям из самых добрых побуждений. Я имею в виду «находку» руководителей узбекского ТВ с ознакомлением наших зрителей со столичными городами зарубежных стран. Казалось бы, полезное с познавательной точки зрения дело. Но когда изо дня в день уже несколько месяцев постоянно, каждые 10 мнут, нам рассказывают о площади и населении Софии, Гаваны или Бангкока, то это начинает раздражать самого флегматичного зрителя. Особенно если дикторы допускают явные огрехи - к примеру, называя парижский Дворец Бурбонов с ударением на первом слоге (проявляя абсолютное незнание законов французского произношения), либо присочинив новое название Международному аэропорту Будапешта имени Ференца Листа. Видимо, авторы этой зарисовки, не зная гениального венгерского композитора, так и не поняли – а при чём тут какой-то «лист»? К сожалению, есть и другие досадные ошибки. Но есть ещё одна сторона сомнительности этого масштабного предприятия. Я не поленился и опросил с десяток людей, а насколько хорошо и подробно они знают наши собственные города, к примеру, Шахрисабэ, Хиву, Коканд или Бекабад? Оказалось, что мизерно мало. Правильно ли это? Не важнее ли знать свою собственную Родину, а не македонский Скопье? Наверняка, мне возразят – хорошо бы знать и то, и другое. Согласен! Но не возводите в культ этот Скопье, долдоня о нём по нескольку раз в день. Во всём надо знать меру. Во всяком случае, соблюдая формальность, не надо допускать явного игнорирования интересов телезрителей.

Конечно, есть и другие аспекты рекламной политики на телевизионных каналах. И возникает закономерный вопрос: чего же «двигатель» реклама?

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

Болгария открывает свои двери для трудовых мигрантов из Узбекистана

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев