Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Равноправие? Сомневаюсь! (Еще раз о гендерном вопросе)

Равноправие? Сомневаюсь! (Еще раз о гендерном вопросе)


Равноправие? Сомневаюсь! (Еще раз о гендерном вопросе)

Не так давно наука установила, что мозг мужчины и женщины анатомически устроен несколько по-разному. Мышление, психика, логика, эмоциональный строй, само мировосприятие во многом иные.


Женщины в своей массе более интуитивны, прагматичны, менее рациональны и хозяйственнее. Мужчины — более логичны, романтичны, но безалабернее, женщины — более сентиментальны. Есть выражение «женская логика», но нет «мужская логика».


Анекдот: на столе лежат две книги. Одна — тонкая, другая — толстая. На тонкой надпись: «Логика», на толстой — «Женская логика, том 1». Шутка шуткой, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.


К сожалению, так называемая женская логика часто не поддается никакому рациональному объяснению. Жена одного моего приятеля в ответ на его оправдания, что он поступил именно так, как она требовала, ответила: а зачем ты меня послушался? Жена другого моего знакомого после очередного выяснения отношений сказала: допустим, я виновата, но ты хотя бы мог попросить у меня прощения!


Говорят, французские мужья (истинные джентльмены) так и поступают. А как вам нравится такой перл женской логики? В американском фильме «Обратная сторона полуночи» (1977 г.) жена говорит мужу: «Когда ты потащил меня в постель, я сразу поняла, что ты от меня хочешь!» Потрясающая прозорливость!


Когда хотят упрекнуть мужчину в непоследовательности действий, малодушии и пр., говорят: не веди себя как баба! Да и вообще, издавна любое сравнение мужчины с женщиной, уподобление его женщине носит негативный характер.


А в то же время мужчины предпочитают не ухаживать за женщинами очень серьезными, с большим интеллектом и логикой. Как правило, им подавай игривых, непоследовательных, кокеток, иногда даже глупеньких, и с другими милыми недостатками.


Правда и то, что женщины более ворчливы, стервозны, нежели мужчины… Хорошо или плохо, что они в чем-то уступают друг другу, выигрывают или проигрывают? Кто из них, так сказать, лучше, совершеннее? Вопрос этот не имеет смысла. Мужчины и женщины, какие они есть, сформировались в процессе длительной эволюции, цель которой (во всяком случае — основная) была одна: сохранение и продолжение человеческого рода, сначала как биологического вида, а затем и социального.


И достоинства, и недостатки обоих полов служат именно этому. У мужчин в общей массе более высокий интеллект и физическая сила, но физиологически они уязвимее. Женщины — выносливее, у них лучше развито чувство заботы о детях, практичность. Ведь детей оставляют чаще отцы, а не матери. Есть официальный термин «мать-одиночка», но почти не принято говорить «отец-одиночка».


Женщина — основа продолжения человеческого рода, она хранитель семьи, главный воспитатель подрастающего поколения. И только одно это уже понимает ее роль в обществе на недосягаемую высоту. Конечно, в сфере производства роль мужчины весомее, по крайней мере до настоящего времени. Но кому, скажите, будут нужны материальные блага, если женщины перестанут рожать?


У американского писателя Говарда Фаста есть роман «Последняя граница». Индейское племя, преследуемое белыми, заняло круговую оборону, разместив женщин в центре, казалось, в самое безопасное место. Но бледнолицые стали обстреливать безоружных индейцев из пушек. И все снаряды падали туда, где находились женщины и дети. Когда вождь увидел, что все погибли, он дал команду сдаваться. — Нашего племени уже нет. Сопротивляться бессмысленно, — сказал он.


Мужчина — потенциальный убийца. Так сложилось в процессе биологической и социальной эволюции. Кто охотится на диких животных, когда наши предки были дикарями?! — Мужчины! Кто были полководцы и их воины? — Мужчины! Во все времена большинство осужденных за убийство — мужчины. Палачи, осуществляющие смертный приговор, — мужчины. Кто играет в войну? — мальчики. А кто играет в куклы — девочки.


Мы легко прощаем женщинам их иррациональность, нелогичность, даже кажущуюся глупость. А вот с таким недостатком женской натуры, как стервозность, дело обстоит сложнее. Здесь уместно вспомнить великого древнегреческого философа Сократа. Его жена была в высшей степени сварливой женщиной. Ее имя Ксантиппа стало нарицательным. Может быть, поэтому Сократ мало бывал дома, а большую часть времени проводил на улицах, площадях, в чайных за философскими беседами.

Когда его друзья спросили: как ты можешь терпеть такую сварливую жену, он ответил: Вы же терпите гоготанье гусей у себя во дворе? — Да, но они дают нам яйца. А что тебе дает твоя жена? — Ксантиппа дает мне детей, — парировал Сократ. Великий грек прощал все недостатки жене только потому, что она была матерью его сыновей. Это может служить примером нам — его далеким потомкам.


Много лет назад в газете «Известия» появилась статья ученого Урланиса, наделавшая много шуму. Называлась она «Берегите мужчин!». В общем-то автор был прав. Потому что представители сильного пола с самого раннего детства во все эпохи подвергаются большему риску, большему физическому и моральному стрессу, несравненно больше участвуют в драках, в военных действиях, к тому же от природы физиологически они более слабы. Средний возраст мужчины во всех странах ниже женского.


Но я думаю, что беречь мужчин — это одновременно беречь женщин — наших матерей, жен, дочерей и сестер. Только здоровая и культурная женщина, занимающая уважительное, достойное (а может, даже приоритетное) место в обществе, способна обеспечить здоровое в биологическом и социальном смысле поколение мужчин. Понимание этого в какой-то степени проявлялось уже давно. Вспомним, какую команду отдавали капитаны тонущих кораблей: «Женщин и детей — в лодки!».


Ярким примером заботы о женщине является священная книга мусульман «Коран» и вообще мусульманское право, где не разрешалось женщине участвовать в материальном производстве, потому что в суровых условиях Аравийской пустыни труд был губителен для женщины. Ей хватало забот в домашнем хозяйстве и воспитании детей, что было тоже нелегко. Коран регулировал все основные вопросы жизни женщины: ее имущественные и наследственные права, вопросы вступления в брак и развода, права на детей и так далее.


Все было направлено на достойное, благополучное положение женщины в том обществе. Даже жены-рабыни после смерти мужа получали свободу и часть имущества. Они не оказывались на улице, не оставались без средств существования.


Интересно в этом плане кинуть взор на европейские страны. В феодальной Англии женщина не могла наследовать титул и имущество отца. В крепостнической России женщина вообще не считалась за человека. Если, скажем, великий писатель И.С.Тургенев имел 5 тысяч душ крепостных, то в это число не входили женщины, девицы и мальчики. Помещики платили налог государству только за мужчин, так называемую ревизскую душу. Не случайно в простом народе бытовала пословица: курица не птица, Польша — не заграница, баба — не человек.


До 1939 г. француженкам запрещался паспорт, они не могли поступать в вузы, открывать банковские счета. А право на работу без разрешения отца или мужа они получили только после 1960 года. В 2005 году 48,3 процента французов родились вне брака (журнал «Престиж» авг. 2006 года).


Так какое положение в обществе, на мой взгляд, должна занимать женщина? В основу надо взять то положение, что оба пола и как гомо сапиенс, и как социальное и изначально биологическое существо очень разные. Иногда коренным образом. Поэтому нельзя их стричь под одну гребенку.


Сказать, что у человечества такого понимания совсем нет, было бы неправильно. И в нашей стране, и во многих других есть законодательство о материнстве и детстве, целая отрасль в науке, здравоохранении, образовании, занимающаяся женщиной. Но все это уровень понимания вчерашнего дня. Человеческое сообщество должно качественно переосмыслить роль женщины, не противопоставляя ее роль мужской. Ибо они две неразрывные, хотя и во многом противоречащие друг другу стороны одного явления, именуемого Человек.


В конституциях многих государств, в том числе и нашего, записано: мужчины и женщины равны в правах. Наверное, в Основном Законе страны так и должно быть. Но почему именно равны? Может быть, женщины должны иметь больше прав. Или наоборот — меньше? Разве нужно женщине право работать в каменоломне, рубить уголь в шахте, мостить булыжником дороги, управлять многотонным самосвалом или служить в армии?


Кстати об армии. Недавно, в который раз, по российскому ТВ прошел американский фильм «Солдат Джейн». Главную героиню играет очаровательная Деми Мур. Девушка Джейн, боец спецназа армии США, несмотря на противодействие высоких чинов в Пентагоне (конечно же, негодяев мужчин), доказывает право женщины служить в элитных частях. Но позвольте, кому это надо?


Разве предназначение женщины не в том, чтобы рожать и воспитывать детей, участвовать в общественно-полезном труде, а чтобы поливать друг друга свинцом из автомата и падать окровавленной на сырую землю?


Поэтому мне представляется, что государства, тем или иным способом, должны наложить табу на использование женского труда в некоторых отраслях. Мне могут возразить, пусть эти права у женщин будут. Никто их не заставляет ими пользоваться. Вот именно, что заставляют. Это отсутствие хорошей профессии, специальности, необходимость кормить детей без мужа или, наоборот, с мужем-пьяницей.


В году эдак 1974 я, молодой еще тогда мужчина, побывал в ткацком цехе ташкентского Текстилькомбината. Я не выдержал более получаса: адский стук челноков (чтобы говорить друг с другом, надо было кричать в ухо собеседнику). Пыль такая, что не различить лиц на другом конце цеха. Повышенная влажность, духота. Причем ткачихи не так уж много зарабатывают.


В том же году в связи с нехваткой рабочей силы был проведен эксперимент: В ткацкий цех привезли группу женщин из мест заключения. На третий день они отказались работать и потребовали возвращения в тюрьму.


Предлагая табуировать права женщин на тяжелый, вредный труд, я в то же время думаю, что в каких-то других сферах, экономической, общественной жизни женщины должны иметь больше прав по сравнению с мужчинами. Например, декретный отпуск следовало бы расширить с большей оплатой, давать двух-, трехлетний неоплачиваемый отпуск с сохранением трудового стажа.


А почему женщинам-матерям не предоставить сокращенный рабочий день? Где это возможно: платить за одинаковый труд более высокую зарплату? Думается, есть немало сфер, где женщинам можно дать дополнительные льготы.


Конечно, все это задачи не одного и, может быть, не сегодняшнего дня. Но речь о том, что в обществе должно быть особое понимание роли женщины в нем. К сожалению, последнее время у нас наметились некоторые психологически негативные моменты. Усиливается домашнее затворничество молодых жен. Растет диктатура свекрови (очевидно «месть» за свои обиды в прошлом), многие девушки, выходя замуж, тут же бросают работу, если доходы мужа позволяют.


Во многих странах Запада мы видим, казалось бы, иную картину, но, к сожалению, со знаком минус. Борьба за политическое полноправие женщин превратилась в борьбу за физическое равенство. Во многих «продвинутых» странах мужчины перестают ухаживать за женщинами. В общественном транспорте боятся уступить место, чтобы не получить пощечину за признание ее физической слабости.


В США жена утром вместо того, чтобы приготовить завтрак мужу перед уходом на работу, может побежать в суд с жалобой на его сексуальные домогательства. «Сначала карьера — потом семья!» — кричат феминистки и приводят в качестве примера имена многих выдающихся женщин, ставших крупными политическими деятелями, учеными, писателями. Но почему-то забывают вспомнить, что все они сначала родили и воспитали детей.


К чему приводит пропаганда этого пресловутого «равенства»? В Западной Европе падает рождаемость, уменьшается численность коренного населения, ощущается нехватка трудовых ресурсов (при имеющейся безработице). Эти страны приглашают в массовом порядке эмигрантов. Но при этом не имеют возможности создать им условия для нормальной адаптации.


Зато ускоренными темпами идет мускулинизация женщин. Уже стали олимпийскими видами спорта женский бокс, штанга, вызывает интерес на мировом уровне женский АРМ-реслинг. А боди билдинг? Кому не страшно смотреть на женщин с выпирающими мускулами?


Это стремление к пресловутому равенству может в конечном итоге привести к вырождению поэзии, искусства. Ведь они основаны на любви мужчины и женщины. На преклонении сильного пола перед слабым. Уверен, что победительницы бокса или штангистки не вдохновили бы на прекрасные поэтические строки Алишера Навои, Омара Хайяма, Александра Сергеевича Пушкина. Да, правильно с болью в сердце писал замечательный поэт Евгений Евтушенко: «Мы женщину унизили до равенства с мужчиной». Да, именно унизили, а не возвысили.


На фоне феминизации мужчин все вышесказанное есть реальная угроза всему человечеству. Не атомная война. Не столкновение с кометой, не сверхизвержение вулкана погубит мир, а всеобщее пресловутое равенство.


Мужчины! Пока не поздно, спасайте женщин от этой чумы XXI века!


Григорий Айрапетянц, г.Ташкент.

Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Хокимият Ташкента предложил горожанам выбор: 15 деревьев или широкая дорога

Пластиковые карты Uzcard не работают больше суток

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Г. Айрапетянц