Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Несыгранные роли Владимира Высоцкого (часть 2)

Несыгранные роли Владимира Высоцкого (часть 2)

1 Часть

В 1968 году, у Высоцкого масса неслучившихся ролей.
В “Золотом телёнке” Михаил Швейцер предпочёл Сергея Юрского, из-за того, по словам режиссёра, что Высоцкий был слишком драматичен. Но, вероятно именно эта драматичность позволила Швейцеру позднее снять актёра в двух других своих картинах, - “Бегство Мистера Мак Кинли” и “Маленькие трагедии”. Но, если бы всё же Швейцер утвердил Высоцкого на роль великого комбинатора, тому пришлось бы выбирать между “Золотым телёнком” и съёмками у Киры Муратовой в “Коротких встречах”. И неизвестно к чему бы он склонился.


Казалось бы, сам бог велел Высоцкому сыграть в фильме "Один шанс из тысячи". Картину делали его близкие друзья, товарищи всё по тому же Каретному - режиссёр Леон Кочарян, авторы сценария Артур Макаров и Андрей Тарковский, но Высоцкий сам отказался от роли, предложив вместо себя Олега Халимонова, который рассказы-вал позднее: «Этот фильм вообще задумывался как экспедиция друзей, как коллективное приключение. Лето, Крым, Чёрное море... Сценарий на квартире Кочаряна вместе с хозяином писали Андрей Тарковский и Артур Макаров. В ялтинских съёмках участвовали А.Свидерский, О.Савосин, А.Утевский, А.Солоницын, Хари Швейц, В.Лапин, Э.Рознер и другие”. Версий, почему Высоцкий отказался от роли, две. Первая, - был занят на съёмках другой картины, вторая - помешал черноморский круиз с Мариной Влади.

На той же Одесской киностудии, Высоцкий мог сняться в фильме Леонида Аграновича "Случай из следственной практики", режиссёр его приглашал, но актёр отказался, ссылаясь на занятость. В этот фильм он предлагал какие-то песни, но какие неизвестно.

Режиссёр Виктор Титов хотел снять Высоцкого в фильме – сказке "Солдат и царица" по мотивам произведения Платонова. Высоцкий предполагался в роли Дурака, но руководящими товарищами было сказано - "Высоцкий? Вы с ума сошли. Эту картину никто никогда не увидит!". И в этой роли снялся Валерий Носик.

В интервью, напечатанном в майском номере журнала "Спортивная жизнь России" за 1968 год, Высоцкий, отвечая на вопрос о творческих планах говорит, - "Евгений Карелов приглашает меня сыграть боксёра Тюнина в новой спортивной кинокомедии”. О какой картине идёт речь? В то время Карелов начинал снимать фильм "Семь стариков и одна девушка", где был персонаж с фамилией Тюпин, эту роль сыграл Валентин Смирнитский. В это же время Высоцкий должен был уехать в далёкий Красноярский край вместе со съёмочной группой фильма “Хозяин тайги” и у Карелова сняться никак не мог.

Могло так случиться, что в замечательном фильме Саввы Кулиша, "Мёртвый сезон", Донатас Банионис мог заговорить голосом Высоцкого. Сам Владимир Семёнович очень этого хотел. Он говорил второму режиссёру картины Анатолию Вехотко, - "Я хочу озвучить этого гениального актёра". И худсовет картины, и главный редактор Ирина Головань, были не против этого, но Вехотко Высоцкому отказал, - "Володя, у тебя очень типический голос. Если вдруг Банионис заговорит голосом Высоцкого, голосом "Нейтральной полосы", голосом "Я в деле и со мною нож", то это будет полный провал, полный крах". И Банионис заговорил голосом Александра Демьяненко.

По соседству со съёмочной площадкой фильма «Хозяин тайги», снималась другая кар-тина – “Мой папа капитан”. И режиссёр Владимир Бычков решил привлечь популярного барда хотя бы в эпизоде. Высоцкий предложил три песни в картину: "Сколько чудес за туманами кроется... ", "Четыре года рыскал в море наш корсар..." и "В жёлтой жаркой Африке...". В результате фильм вышел без Высоцкого и без песен. В картине снялся Юрий Визбор с песней “Енисей”. К счастью сохранилась кинопроба, где Высоцкий поёт "Сколько чудес за туманами кроется..."

Нет полной ясности с фильмом "Эхо далёких снегов", снятого в 1969 году по повести С. Воронина "Две жизни". В Википедии, в статье “Владимир Высоцкий в театре и кино” написано, что Высоцкий в этом фильме сыграл роль Серого. Однако Марк Цибульский ссылаясь на переписку с режиссёром картины Леонидом Головнёй, утверждает, что Высоцкий только пробовался в картину, но не сыграл по причине занятости. К сожалению, картина не сохранилась, и проверить уже невозможно. Для этого фильма Высоцким была написана песня “К вершине” (Ты идёшь по кромке ледника), однако там не прозвучала.

Еще один, типичный для советского кино, фильм о судьбе женщины, прошедшей не-лёгкий путь от неразделенной любви к семейному счастью, тоже обошёлся без Высоцкого. Речь идёт о картине “Дорога домой”. Режиссер Александр Сурин, просто не увидел Высоцкого в роли мужа героини. Вот, что он вспоминает: “На роль Николая Мальцева я пробовал довольно много актёров — человек восемь или даже десять. И всё — не попадало. Автором сценария был Эдик Володарский, он дружил с Володей. Эдик очень настаивал: «Ну почему ты не пробуешь Высоцкого? Попробуй его». В конце концов, он меня уговорил. Сделали ролик. Там был Володя и какая-то девушка, не помню уже, кто именно. Когда я посмотрел пробы, мне не понравилось. Я пригласил его ещё раз — и снова не понравилось. Здесь не было никаких привходящих обстоятельств. Не было приказов начальства, ничего. Это было целиком и полностью моё решение. Я вполне мог его утвердить…” Роль сыграл Владимир Ивашов.

Несыгранные роли Владимира Высоцкого (часть 2)

Фотопроба к фильму “Дорога домой”

Геннадий Полока очень хотел снять Высоцкого в шпионском детективе «Один из нас». «Мы сняли пробу, — рассказывал режиссёр, — когда Володю немецкая разведка вербует. В этой пробе он пел старинные романсы. Он плясал поразительно!.. Это была роль для него, просто... бенефис Высоцкого». Однако, опять “чёрные люди в серых костюмах”, сделали всё, чтобы и эта роль прошла мимо опального актёра. Владимир Баскаков, тогдашний первый заместитель председателя Госкино, уверяя Высоцкого, как он обожает его песни, делал всё, чтобы эта роль не состоялась. Главный редактор комитета, Сытин, в ультимативной форме заявил режиссёру, - «Запрещаю снимать Высоцкого!». А народный артист Санаев на худсовете заявил: «Мы этого подзаборного певца будем снимать в роли Героя Советского Союза?! Да вы что — с ума сошли?!». Заместитель председателя КГБ всесильный Филипп Бобков, узнав о желании режиссёра снять Высоцкого в роли чекиста, пообещал Баскакову с Романовым головы поотрывать. Когда Высоцкий понял, что бороться бессмысленно он, чтобы дать возможность Полоке всё - таки снять фильм, привёл на съёмочную площадку Георгия Юматова. Полока вспоминал: «И он репетировал с ним все песни, все романсы. Он репетировал с ним танго... Всей удачей этой роли Юматов целиком обязан Высоцкому...» .

Образ матроса-анархиста в революционном фильме "Красная площадь" Юлием Дунским и Валерием Фридом писался специально для Высоцкого, даже имя героя было Володя. Но фортуна и на этот раз отвернулась от актёра. Сначала режиссёр Василий Ордынский долго, но безуспешно сопротивлялся утверждению именно Владимира Высоцкого. Дунский и Фрид настояли и он сдался. Но затем злым гением становится художественный руководитель киностудии «Мосфильм» Юлий Райзман. Он приводит железный «аргумент»: «Высоцкий же актёр экстра-класса, он же всех у вас забьёт...» А тут пришло лето. В Москву приехала Марина Влади. Высоцкому стало не до фильма, и он укатил с Мариной в черноморский круиз. А график съёмок был жёсткий, и в результате роль эту исполнил Сергей Никоненко.

Несыгранные роли Владимира Высоцкого (часть 2)

Матрос Володя.

В сценарии фильма Элема Климова "Спорт, спорт, спорт" был эпизод - разговор двух поэтов о спорте. Поэтами, по задумке режиссёра, должны были стать Владимир Высоцкий и Бэлла Ахмадуллина. Высоцкий увлёкся, стал готовить диалог, но до конца не написал, (остались только наброски) и, по словам сценариста Германа Климова - "ушёл в пике". Эпизод сняли без него.

В 1969 году Эльдар Рязанов задумал снять фильм по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак». В роли Сирано он непременно хотел снять поэта, а именно Евгения Евтушенко. Высоцкий, узнав о задумке Рязанова, загорелся сняться в фильме о великом французском поэте. Вот, что рассказывает об этом Эльдар Рязанов: “И вот в это самое время мы с женой были в театре,- сейчас уж не помню в каком. И вдруг я увидел, что впереди на ряд сидят Владимир Высоцкий и Марина Влади. Володя перегнулся, поздоровался. Вообще у нас как-то принято (ну, я был, правда, и старше), что режиссерам артисты говорят "вы", а те говорят актерам "ты". И он говорит: "Эльдар Александрович, это правда, что вы собираетесь ставить "Сирано де Бержерака"?" Я говорю: "Да" - "Вы знаете, мне очень бы хотелось попробоваться". Я говорю: "Понимаете, Володя, я не хочу в этой роли снимать актера, мне хотелось бы снять поэта". Я совершил, конечно, невероятную бестактность, ведь Володя уже много лет писал. Правда, мне он был известен по песням блатным, жаргонным, лагерным, уличным - по своим ранним песням. Он еще, действительно, не приступил к тем произведениям, которые создали ему имя, создали его славу, настоящую, великую, крупную. Эти песни должны были еще родиться в будущем. "Но я ж тоже пишу",- сказал он как-то застенчиво. Я про себя подумал: "Да, конечно, и очень симпатичные песни. Но это все-таки не в том большом смысле поэзия",- но промолчал”.
Тем не менее, Рязанов, очевидно пытаясь загладить свою бестактность, провёл пробы с Высоцким.

Несыгранные роли Владимира Высоцкого (часть 2)

Высоцкий – Сирано.

Однако фильму не суждено было появиться на свет ни с Высоцким, ни с Евтушенко. Евтушенко сделал какое-то очередное политическое заявление, и киноначальство поставило перед режиссёром ультиматум или Евтушенко или фильм. И Рязанов от съёмок отказался.

В.ФЕТИСОВ.

Продолжение следует...
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)