Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Чувство меры в искусстве – всё»

«Чувство меры в искусстве – всё»

Нет, я не беру на себя смелость декларировать своё понимание прекрасного в произведениях искусства, тем более – поучать профессиональных творцов соблюдать чувства соразмерности и такта. Но высказаться по поводу взаимного воздействия искусства и «потребителей», я, как и все Вы, вправе.

«Чувство меры в искусстве – всё»

В этом материале я воздержусь от возмущения частыми случаями телефонных звонков на концертах даже в Большом зале Консерватории, или же неуместными аплодисментами между частями симфонии или инструментального концерта. Не говоря уже о свободном хождении между рядами подростков с телефонами в руках в «панорамном» кинотеатре. Это особый разговор. Сейчас же хочу затронуть весьма щепетильную тему музыкального обслуживания в ресторанах города.

Как-то на милом и душевном вечере, устроенном Посольствами Польши, Чехии и Словакии в одном их ташкентских ресторанов в честь Нового Года, тогдашний посол Польши Богуслав Качиньски недоуменно спросил меня: «Почему так громко играет оркестр, мы же собрались пообщаться, а из-за шумной музыки даже трудно разговаривать, приходится напрягать голос». Даже его прямое обращение к оркестрантам не помогло – усилители продолжали оглушать собравшихся клиентов. Так же обстоят дела у нас с музыкальным обеспечением свадебных и других больших торжеств – на них идёт такой стократно усиленный «ор», что даже рядом сидящим перекинуться несколькими фразами удаётся только во время пауз, заполненных красноречивыми изысками ведущего или поздравительными тостами. Говорят, что хозяева ресторанов на это и рассчитывают – чтобы меньше разговаривали, а побольше ели и пили, то есть тратили деньги. Из общепринятого культурно-гастрономического мероприятия посещение таких точек общепита превратились у нас в сущий ад, который далеко не каждый может выдержать.

Конечно, трудно ожидать от наших эстрадных артистов знания эстетических воззрений древнегреческих философов Демокрита и Эпиктена, которые с разностью в 500 лет (первый – за 400 лет до новой эры, а второй - уже после наступления её) высказали примерно одинаковую мысль: «Если перейти меру, то самое приятное станет самым неприятным», но должно же у этих служителей искусства быть хоть какое-то понятие о вкусе, о прекрасном, об этической и эстетической гармонии! Должны же они хотя бы на уровне интуиции, на основе опыта и здравого смысла понимать истинную суть своего служения обществу, перекликаемую со словами Анатоля Франса, использованную в заголовке.

В конце концов, должны же они хотя бы умозрительно понимать, что невозможно нормальным людям в течение двух и более часов, желанно и радостно воспринимать лавину громоподобных звуков, низвергаемых из акустических колонок. Выводя людей из комфортного или хотя бы естественного состояния, они оболванивают их, воздействуют на психику, на подкорку, на подсознание. Не случайно, тоталитарные режимы всегда используют громкую, «бравурную», маршевую музыку, чтобы завлечь молодёжь, подавить в них индивидуумов. С другой стороны, «тяжёлым роком», «тяжёлым металлом» отвлекают юношество от сознательного и активного участия в общественной жизни – есть и такие примеры. Ради Бога, не воспримите меня консервативно настроенным противником этих относительно новых направлений в эстрадном искусстве, но я сознательный выбор.

Вопрос «спасения» наших ушей давно уже перешёл из нравственного, эстетического, интеллектуального – в медицинский, здраво охранный. С точки зрения врачей и физиков, опасным для слуха является шумовой уровень уже в 85 децибел, тогда как громкость в плейерах, которыми увлекаются наши подростки, доходит до 110 децибел, а эстрадные концерты и тем более ресторанные музыкальные «действа» превышают все 120 децибельных единиц.

Отсюда печальная статистика с ухудшением слуха у детворы и, что гораздо страшнее, - с нарушениями психического и физического здоровья молодого поколения. Специалисты говорят о нарушениях водного обмена в полукружных каналах, акустической нейроне(?) и опухолях в области слухового нерва, атеросклерозе слуховой косточки, воспалении среднего уха, скоплении жидкости в барабанной перепонке. То есть это уже проблема и медицинская, и социальная, а значит, если хотите, и политическая.

Таким образом, можно и нужно говорить о комплексе мер по упорядочению прилюдного пользования музыкальными инструментами, сигналами и клаксонами, громкоговорителями, усилителями и акустическими аппаратами, плейерами и аудиокассетами. Но для начала давайте наведём порядок хотя бы в ресторанах – пусть в них звучат и песни, и мягкая фоновая музыка – её достаточно и для желающих потанцевать, а уж если хочется «зажечь» присутствующих, то опять-таки для этого совсем не обязательна громкая «фанера». Публика будет вдвойне благодарна артистам за «живое» исполнение, если же технически усиленное, то хотя бы в разумных пределах, чтобы можно было наслаждаться и пением артистов, и общением друг с другом.

Но что для этого надо сделать? И кому – министерству культуры, хокимиятам, органам здравоохранения? Я ни разу не встречал человека, в том числе из крупных чиновников, который не возмущался бы ресторанной громкостью. Больше того – сам поднимал эти вопросы и в прессе, и в выступлениях. Но, увы… всё остаётся, как прежде. А один, весьма влиятельный руководитель, даже признался, что когда надо было провести небольшое домашнее торжество, то они с трудом разыскали частный ресторанчик, где без всяких микрофонов весь вечер завораживающе играло трио. Аристократично, со вкусом, с уважением к посетителям. Было очень душевно и весело. К сожалению, изменить музыкальную политику этот чиновник так и не смог, а цивилизованных очагов приятного отдыха у нас раз -два и обчёлся.

Так кто же сумеет практически повлиять на изменение музыкально-культурной атмосферы в проведении наших торжеств и отдыха? Чтобы не было опасно для здоровья людей и не стыдно перед иностранцами. И когда?

А.ХОДЖАЕВ
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Стало известно, какими в Узбекистане будут загранпаспорта

К Новому году Алишер Усманов подарит узбекистанцам сразу несколько благотворительных концертов

В ГУВД рассказали о непростой борьбе с проституцией и призвали мужчин не пользоваться услугами "ночных бабочек"

На всех дорогах Ташкента демонтируют разделительные заборы: ГУВД признало их небезопасность (фото)

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев