Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Песни и стихи Победы: враги сожгли родную хату

Песни и стихи Победы: враги сожгли родную хату


 Песни и стихи Победы: враги сожгли родную хатуПомню на одном из праздничных мероприятий в Ташкенте, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, поговорил с одним из исполнителей оркестра Министерства обороны республики, участвовавшем в концерте. Он мне рассказал, что специально к праздничным дням готовился спеть «Враги сожгли родную хату», репетировал эту песню. «Но каждый раз ком подкатывал к горлу, и я понял, что просто не смогу на публике исполнить ее», – сказал молодой артист.

Но в зале эту песню подхватили ветераны войны – пели они, возможно, не очень складно, но у сотен людей… заблестели глаза. Большое горе маленького человека, вернувшегося с войны победителем, но оказавшегося на пепелищах и вопрошающего – куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою – поднимается до всенародного горя огромной страны…

«В землянке», «Темная ночь», «На безымянной высоте» и многие, многие другие – они никого не могут оставить равнодушным, они и через сотни лет будут вызывать сострадание и боль, навевать грусть.

При том, что их создавали очень талантливые музыканты и поэты, все-таки возникает вопрос: как же им удалось сочинить такие песни, которые спустя десятилетия бередят душу? Думается, дело в том, что здесь личное горе каждого человека, в том числе и деятелей культуры, соединилось с огромной бедой, обрушившейся на огромную страну, на миллионы людей. И это нашло отражение в песнях и стихах, фильмах и спектаклях.

Вот, например, песня «Священная война». Даже сейчас, когда смотришь документальные кадры с этой песней, – танки Т-34 на заснеженных полях – мурашки бегут по коже. Сколько силы, мощи, неукротимости и неумолимости! «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой» – в этих грозных словах слышится отзвук будущих яростных побед под Сталинградом и Курской дугой, штурма Берлина. Если бы немецкие бонзы хотя бы чуть-чуть понимали в музыке и внимательно вслушались бы в эту мелодию и слова, то, возможно, ощутили бы свое грядущее неминуемое поражение.

Каждая песня военных лет – это целая эпопея, огромная, невыносимая трагедия, которую даже трудно осмыслить умом, можно лишь прочувствовать душой.
Так, когда слушаешь в первый раз «Бери шинель, пошли домой», то при первых куплетах возникает ощущение безмятежности, вновь наступившей весны, вернувшихся скворцов и вдруг, как удар молота по сердцу «А ты с закрытыми очами, спишь под фанерною звездой». Думаешь с надеждой, может, чего-то не понял, сейчас все прояснится и будет хорошо, но следующий куплет, как кипяток на сердце, – «Что я скажу твоим домашним, как встану я перед вдовой»…
Несколько лет назад я смотрел по телевизору праздничный репортаж из Москвы 9 мая. Когда артисты на сцене запели эту песню, вся многотысячная аудитория подхватила ее припев. Молодые девушки и юноши в футболках и джинсах просили, нет, умоляли неизвестного советского бойца «Бери шинель, пошли домой», но он… не мог это сделать.

А что немцы? «Архитекторам» концлагерей и крематориев, возомнивших себя высшей расой, озабоченных приобретением жизненного пространства, было не до музыки. Поэтому немецкая солдатня обходилась примитивными маршами и мелодиями под губную гармошку. Так легче было сжигать в избах ни в чем неповинных стариков и детей, пытать и вешать партизан, мучать и расстреливать заложников.
Военная поэзия тех фронтовых лет – это яркая страница всей советской поэзии. «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат» С. Орлова, «Я ушла из детства в грязную теплушку, от Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать» Ю. Друниной, «Я убит подо Ржевом, в безыменном болоте, в пятой роте, на левом, при жестоком налете» А.Твардовского и другие справедливо стали классикой.

Но особо хочется сказать о стихотворении, которое облетело всю линию фронта и стало для сотен тысяч солдат и гимном, и молитвой. Называется оно «Жди меня и я вернусь». Его автор, Константин Симонов, уходя на фронт летом 1941 года, написал эти гениальные строки для своей любимой (и будущей жены), звезды театра Валентины Серовой, которая в это время находилась в Фергане. Она и стала первой читательницей этого шедевра.
В декабре 1941 году это стихотворение было напечатано в газетах, и бойцы Красной Армии вырезали его текст, переписывали от руки, хранили у себя под гимнастеркой вместе с документами, шли с ним в атаку, погибали… Поэт, передав собственные ощущения и надежды, тем самым верно уловил самые сокровенные чувства каждого советского солдата или офицера, мечтавшего, чтобы где-то далеко его ждала любимая.

У фашистов, конечно же, таких великих стихотворений просто не было. Да и не смогли бы твердолобые немецкие солдафоны, пришедшие в великую страну с великой культурой убивать и уничтожать, что-то понять из этих пронзительных и удивительных строк. Вот сжечь чью-то родную хату, это они могли и вполне профессионально, а описать чувства вернувшегося солдата – уже выше творческих возможностей этих варваров.

Борис САВЕЛЬЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

В Ташкенте девушка пыталась броситься с моста над Анхором

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Хокимият Ташкента предложил горожанам выбор: 15 деревьев или широкая дорога

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Б. Савельев, Стихи