21.6 C
Узбекистан
Среда, 23 сентября, 2020

ФИРУДИН САФАРОВ — о времени и о себе

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

У знаменитого Чиназского рыбного базара в Ташобласти будет новый хозяин

Как следует из постановления Президента страны от 29 августа 2020 года "О мерах по поддержке и повышению...

Во Владивостоке обнародовали подробности осуждения на 8 лет гражданки Узбекистана за пособничество «Катибат аль-Тавхид валь джихад»

11 июня 2019 года Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена...

Подпишитесь на нас

51,599участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,250участниковПодписаться

Пока Ташкент, изнывая от зноя, ждет конца чилли, в притихших театральных залах за закрытыми для зрителей дверями идет своя, полная предпремьерных событий жизнь. И сегодня в прославленном ГАБТе имени Навои, творческий коллектив которого давно приступил к подготовке программ юбилейного, 85-го театрального сезона, особенный день. Коллеги, друзья, ученики, культурная общественность и поклонники спешат поздравить с днем рождения знаменитого режиссера Фирудина Саттаровича Сафарова: 1 августа 2015 года ему исполнилось 82 года. В этот, как и в любой иной день, ветеран театра поглощен творчеством, но выбрал время поделиться своими мыслями и планами с читателями «Новостей Узбекистана».

ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

Народный артист Ф.С.Сафаров в ГАБТ имени А.Навои

— Фирудин Саттарович, от имени редакции газеты «Новости Узбекистана» и читателей примите наши поздравления и самые добрые пожелания в день своего рождения. Как многие другие поклонники оперы, всегда с нетерпением жду встречи с вашими премьерами. Не за горами открытие нового театрального сезона в нашем любимом театре, которому Вы отдали 37 лет своего творчества. Чем порадуете в новом сезоне?

— Спасибо за поздравления. Начинаю 38-й сезон в театре очередной постановкой. Не раз ставил оперы узбекских композиторов: «Проделки Майсары» Юдакова, «Буран» Ашрафи и Василенко, «Омар Хайям» Бафоева, «Сердце матери» Рахимова, «Садокат» и «Хивинский орден» Абдуллаева, «Царь зверей» Мансурова, «Оркестр» Янов-Яновского и другие. И вот вновь возвращаюсь к лирико-психологической опере «Садокат» известного композитора, председателя Союза композиторов Узбекистана Рустама Абдуллаева. «Садокат» означает «Верность». Постановка приурочена к 100-летию Зульфии. Главные ее персонажи – из реальной жизни. Зритель увидит в сценическом воплощении образы народных поэтов Хамида Алимджана и Зульфии Исраиловой. В произведении Рустама Абделлаева с его лирико-философским содержанием показана сила жизнеутверждающей любви. Прекрасная лирическая музыка этой оперы, кажется, льется прямо из сердца. Она захватит и зрителя, как и драматургия оперы, в которой поэзия и музыка сливаются в единое органическое целое, вызывая близкие нам лирические ассоциации, мысли, чувства.

Опера написана давно, она создавалась для постановки в Самаркандском театре оперы и балета (ныне Самаркандском театре музыкальной комедии и драмы им. X.Алимджана). Рустам Абдуллаев вернулся к этому сочинению, многое переработал, прислушиваясь и к моим режиссерским рекомендациям, обновил оперные средства, полностью подчинив их раскрытию образов через вокал. Очень удачно композитор выделил драматургическую роль хора. В опере хор трактуется как образ народа, и потому его партии отличает яркий национальный колорит. Вместе с хормейстером ГАБТа Сулейманом Шадмановым мы тщательно отрабатываем каждый штрих в массовых сценах. Музыкальный руководитель спектакля, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубджанов, выразительно выделил в оркестровой партии темы любви и разлуки. Они выделены во вступлениях и сольных номерах, дополняя вокал музыкальной драматургией и симфоническими обобщениями. Замечу, в оркестр добавлены дойра и нагора, что тоже придает особое звучание музыке.

ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

Впереди — десятилетия служения театру

— Ваши оперы всегда проходят при аншлагах – зал полон. Как полагаете, новая опера принесет такой же успех?

— Загадывать не могу. Но есть основное, что должен знать и помнить любой постановщик, желающий привлечь к своим постановкам публику. Сейчас в театры мира приходят молодые режиссеры. Что им необходимо понять? В опере осмысливаются универсальные идеи, ей свойственна острота творческой мысли, показаны вневременные коллизии, есть мотивы и темы, на которые откликается современник. И еще — оперы отличает зрелищность. В них сливаются в единой картине симфоническая музыка и вокал, драматургия и сценография. В постановках следует обращаться к чувствам современного человека, выделить острые драматические моменты, связать их в единую цепь, которая может эмоционально воздействовать на чувства зрителей. Непременно выделять тонкие смысловые настроения, которые можно услышать в музыкальной ткани оперы – я сам стремлюсь подчеркнуть их.

Если говорить об опере «Садокат» — она близка нашему зрителю самой темой любви и верности, образами почитаемых народом поэтов. Произведения современного искусства должны отражать ритм своего времени, его картину, в чем-то предвосхищая события. Я не могу жить в отрыве от современности. Считаю, творческое самочувствие определяется веком. Разве не влияет на нас быстрая смена событий в новом тысячелетии? Выстраиваю концепцию своих оперных спектаклей на этих принципах. Они динамичны, информационно насыщены, зрелищны – наверное, это и привлекает публику. Прежде зрителей больше восхищал вокал, кто-то мог подъехать к театру к началу действия, в котором исполнялась любимая им блистательная ария. Теперь постановщики ориентируются на полнокровные сценические образы. Люди идут на оперу как на спектакль, а не просто наслаждаться вокалом.

ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

— Получается, голос на оперной сцене – не самое главное?

— Голос и музыка важны, как и прежде. Разве мы меньше любим выдающихся вокалистов? Посмотрите, какие молодые таланты пополняют наш театр — на них большой спрос и за рубежом, и кто-то добивается успеха за пределами страны, а кто-то блистает на родной сцене. Но современные оперные солисты подчиняют теперь свои партии и актерским задачам. Мало просто встать посредине сцены и подарить в усладу залу арию или дуэт. Зрителя уже не устраивает статичность и схематичный показ жизни. Постановщики и артисты потому и стремятся к поиску новых выразительных средств. Но я против того, чтобы грубо искажалась картина, созданная авторами либретто и музыки, как это порою случается на сценах мировых оперных театров. В погоне за сенсацией, на пене конъюнктуры можно так далеко заплыть, что захлебнется и будет убито само искусство. Я сторонник «горячего» театра. Но недостаточно удивлять зрителя ватниками вместо фраков – его надо потрясать, побуждать к активной работе сознания. И не только рассудочной, а вдохновенной, построенной на высоком накале страстей. Мало просто фантазировать, режиссер не может забывать об особенностях музыкальной драматургии, он обязан помочь певцам распознать замысел композитора, увлечь своей концепцией. Тогда и вокалист сумеет добиться успеха и в классике, и в современной опере. В профессии оперного режиссера необходимо всегда оставаться художником, способным слушать и слышать музыку, и с ее помощью видеть и создавать будущее зрелище. Так мы сейчас, оставаясь верными музыке, выстраиваем сцену праздника Навруз в опере «Садокат», на котором впервые встретились Зульфия и Хамид Алимджан. Там и хор, прославляющий любимого поэта и красоты его поэзии, и размах народного гуляния, игры маскарабозов в исполнении артистов мнеманса.

— Было очень интересно наблюдать за репетицией хора и Вашей работой с будущими «маскарабозами». Мне показалось, Вы готовы сами сделать кульбит — так ярко и эмоционально объясняли артистам их задачи. Да и музыкантам советы можете дать. Режиссер должен быть универсалом?

— Я в юности занимался и музыкой, и спортом. Играл в футбол, настольный теннис, шашки, шахматы. После окончания музыкального училища поступил в консерваторию, не оставляя футбол – выступал в составе Национальной сборной команды Азербайджана. А по вечерам играл на ударных в составе инструментального ансамбля на эстраде городской танцплощадки. В консерватории освоил барабаны, ксилофон, вибрафон, маримбу, литавры и даже занял первое место в престижном Всесоюзном конкурсе эстрады как лучший ксилофонист. Все это пригодилось в режиссуре. Ведь режиссер – человек с нестандартным мышлением, он призван видеть то, что другие не видят. Мне помогло, конечно, и полученное в консерватории, а затем приумноженное в работе знание истории театра, изучение современного сценического искусства, способность к синтезу и развитие режиссуры в своей практике. Знание позволяет создавать новое, не изобретать заново колесо, не повторяться. И гореть, передавая это пламя артистам, – так и только так, в совместном творчестве и горении можно придти к успеху. В постановке оперы необходимо также взаимопонимание дирижера и режиссера. Все поставленные мною в оперы осуществлены в соавторстве с Дильбар Гулямовной Абдурахмановой — первой в Узбекистане и на Востоке женщиной-дирижером. В том числе и премьеры последних лет: «Любовный напиток» Доницетти, «Травиата» Верди (обе — на итальянском языке), «Кармен», «Трубадур». Я нашел в ней истинного соратника, и прислушиваюсь к ее мнению при прочтении музыкальной драматургии новой оперы.

ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

— О чем мечтает сегодня Фирудин Сафаров, что занимает ум и сердце режиссера?

— Мечтаю вместе со всем коллективом ГАБТа вернуться в отремонтированное и реконструированное здание нашего театра. Думаю, это будет подарком для столицы к празднику Мустакиллик. Сегодня мы готовим большой гала-концерт к открытию 85-театрального сезона, я постановщик этой программы, в которой немало классических и современных оперных и балетных номеров. Ждут публику и премьерные сюрпризы.

Надеемся в юбилейном сезоне получить новые возможности и условия для творческой работы. Несколько лет у нас не могли работать полнокровно — и половины репертуарного плана не выполняли, выступая на сцене Дворца «Туркистон» не более 8 – 12 раз в месяц. Теперь все силы нужно приложить к восстановлению прежнего репертуара. Многие наши масштабные спектакли, например, знаменитая «Аида» Верди, требуют восстановления. Таких спектаклей немало, они прекрасно посещались зрителями и служили хорошей школой для исполнителей. Счастлив, что в театре много ярких молодых певцов, выпускников Государственной консерватории Узбекистана, лауреатов республиканских и международных конкурсов и фестивалей. В Узбекистане регулярно проводились и проводятся международные фестивали оперной музыки, с триумфом прошел международный конкурс исполнителей итальянской оперы Competizione dell’Opera. Конкурсы и фестивали позволяют послушать новых исполнителей, увидеть другой почерк, вынести для себя новые уроки и получить необходимый опыт – и творческий, и зрительский.

А сегодня, как видите, я поглощен репетициями. Хотел бы, как и прежде, ставить масштабные, сложные оперы — я их очень люблю. Думаю, новый спектакль в конце октября – начале ноября будет готов к показу и понравится публике.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

  1. Как не поделиться этими искренними поздравлениями Фирудину Саттаровичу, которые оставили его друзья и ученики по ссылке на фейсбуке:

    Рустамжон Абдуллаев
    Поздравляю с днем рождения нашего выдающегося оперного режиссера Фирудина Сафарова с днем рождения и желаю ему всего самого наилучшего: долгих лет жизни, здоровья и счастья!
    1 августа в 18:07 ·

    Наталья Коломиец ·
    Поздравляю и желаю здоровья и тепла!
    1 августа в 18:11

    Эльмира Тухватуллина
    Дорогой наш и любимый Фируддин Сатарович! Ваши постановки всегда были яркими и настоящими событиями в культурной жизни как Узбекистана, так и Азербайджана. Вы всегда полны идей и с вами безумно интересно общаться. В день рождения хочу вам пожелать прежде всего крепкого здоровья , новых постановок и достойных продолжателей вашего дела в искусстве, хотя Личность в Искусстве всегда штучный "товар". Остальные пожелания по возвращении в Ташкент. Нежно и крепко вас обнимаю. Ваша Эля .
    1 августа в 18:34

    Khusnora Makhkamova
    Поздравляю!Здоровья и всего самого наилучшего!
    1 августа в 20:16

    Рахим Мирзакамалов
    С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ Фирудин Саттарович! Счастья Вам,здоровья и долгих лет жизни. Надеюсь спеть ещё ни один спектакль поставленный Вами.
    1 августа в 22:42

    Дебора Ягода
    Дорогой Фирудин Саттарович! Поздравляю Вас с днём рождения! Желаю долгих,долгих лет здоровой, счастливой жизни, наполненной творческими победами, любовью, нежностью и преданностью Ваших родных, близких и друзей.
    Годы нашей недолгой совместной работы остались в моей памяти как самые творчески наполненные. А Вы, как искренний, чистый человек, преображающийся даже внешне в период постановочного процесса. Редко можно встретить режиссера музыкального театра, который бы так точно раскрывал образы персонажей и, основываясь на музыкальных характеристиках, создавал бы целую палитру человеческих характеров.
    Низкий Вам поклон и глубокая благодарность!

    Надира Хамраева
    Искренне поздравляем всей семьей и желаем крепкого Здоровья!
    1 · 2 августа в 19:39

    Lilia Zheltova
    Дорогой Фирудин Сатарович!
    Поздравляю Вас с днем рождения!
    Всегда вспоминаю Вас и работу и общение с Вами с глубокой благодарностью и теплотой. Годы работы в театре с Вами были одними из самых счастливых и ценных в моей жизни.
    Всегда помню, ценю, люблю.
    Лилия Желтова.

    1 · 2 августа в 12:22

  2. Дорогой Фирудин Саттарович,
    Услышала о том, что вы приболели ((((
    Желаю скорейшего выздоровления!
    Скорее возвращайтесь в театр на радость вашим поклонникам и зрителям!
    Храни вас бог.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Внешний долг Узбекистана достиг 105,7 процента к ВВП

Совокупный внешний долг Узбекистана увеличился за первое полугодие 2020 года на 12,7 процента и достиг $27.604,5 млн...

Возобновляются паломничества в Мекку

Министерство внутренних дел Саудовской Аравии сообщило о поэтапном возобновлении Умры – малого паломничества к святыням ислама.  В отличие от...

Более 7 килограммов марихуаны обнаружено у жителя ташкентской области

17 сентября текущего года в 09:00 в ходе оперативного мероприятия «Чёрный мак 2020», проводимого сотрудниками ОВД на территории махаллинского схода граждан Сергели...

В Узбекистане скончался главный имам Самарканда Нуриддинхон Исламов

В Узбекистане на 73-м году жизни скончался главный имам Самарканда Нуриддинхон Исламов, сообщает 22 сентября телеканал STV. Причина смерти имама...

Экспансия крупных ритейлеров нарастает

Совокупный розничный товарооборот в Узбекистане снизился по итогам января-августа 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2 процента и...

Больше похожих статей