Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ ФИРУДИН САФАРОВ - о времени и о себе

ФИРУДИН САФАРОВ - о времени и о себе

Пока Ташкент, изнывая от зноя, ждет конца чилли, в притихших театральных залах за закрытыми для зрителей дверями идет своя, полная предпремьерных событий жизнь. И сегодня в прославленном ГАБТе имени Навои, творческий коллектив которого давно приступил к подготовке программ юбилейного, 85-го театрального сезона, особенный день. Коллеги, друзья, ученики, культурная общественность и поклонники спешат поздравить с днем рождения знаменитого режиссера Фирудина Саттаровича Сафарова: 1 августа 2015 года ему исполнилось 82 года. В этот, как и в любой иной день, ветеран театра поглощен творчеством, но выбрал время поделиться своими мыслями и планами с читателями «Новостей Узбекистана».
ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

Народный артист Ф.С.Сафаров в ГАБТ имени А.Навои


- Фирудин Саттарович, от имени редакции газеты «Новости Узбекистана» и читателей примите наши поздравления и самые добрые пожелания в день своего рождения. Как многие другие поклонники оперы, всегда с нетерпением жду встречи с вашими премьерами. Не за горами открытие нового театрального сезона в нашем любимом театре, которому Вы отдали 37 лет своего творчества. Чем порадуете в новом сезоне?

- Спасибо за поздравления. Начинаю 38-й сезон в театре очередной постановкой. Не раз ставил оперы узбекских композиторов: "Проделки Майсары" Юдакова, "Буран" Ашрафи и Василенко, "Омар Хайям" Бафоева, "Сердце матери" Рахимова, "Садокат" и "Хивинский орден" Абдуллаева, "Царь зверей" Мансурова, "Оркестр" Янов-Яновского и другие. И вот вновь возвращаюсь к лирико-психологической опере «Садокат» известного композитора, председателя Союза композиторов Узбекистана Рустама Абдуллаева. «Садокат» означает «Верность». Постановка приурочена к 100-летию Зульфии. Главные ее персонажи – из реальной жизни. Зритель увидит в сценическом воплощении образы народных поэтов Хамида Алимджана и Зульфии Исраиловой. В произведении Рустама Абделлаева с его лирико-философским содержанием показана сила жизнеутверждающей любви. Прекрасная лирическая музыка этой оперы, кажется, льется прямо из сердца. Она захватит и зрителя, как и драматургия оперы, в которой поэзия и музыка сливаются в единое органическое целое, вызывая близкие нам лирические ассоциации, мысли, чувства.

Опера написана давно, она создавалась для постановки в Самаркандском театре оперы и балета (ныне Самаркандском театре музыкальной комедии и драмы им. X.Алимджана). Рустам Абдуллаев вернулся к этому сочинению, многое переработал, прислушиваясь и к моим режиссерским рекомендациям, обновил оперные средства, полностью подчинив их раскрытию образов через вокал. Очень удачно композитор выделил драматургическую роль хора. В опере хор трактуется как образ народа, и потому его партии отличает яркий национальный колорит. Вместе с хормейстером ГАБТа Сулейманом Шадмановым мы тщательно отрабатываем каждый штрих в массовых сценах. Музыкальный руководитель спектакля, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубджанов, выразительно выделил в оркестровой партии темы любви и разлуки. Они выделены во вступлениях и сольных номерах, дополняя вокал музыкальной драматургией и симфоническими обобщениями. Замечу, в оркестр добавлены дойра и нагора, что тоже придает особое звучание музыке.
ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

Впереди - десятилетия служения театру


- Ваши оперы всегда проходят при аншлагах – зал полон. Как полагаете, новая опера принесет такой же успех?

- Загадывать не могу. Но есть основное, что должен знать и помнить любой постановщик, желающий привлечь к своим постановкам публику. Сейчас в театры мира приходят молодые режиссеры. Что им необходимо понять? В опере осмысливаются универсальные идеи, ей свойственна острота творческой мысли, показаны вневременные коллизии, есть мотивы и темы, на которые откликается современник. И еще - оперы отличает зрелищность. В них сливаются в единой картине симфоническая музыка и вокал, драматургия и сценография. В постановках следует обращаться к чувствам современного человека, выделить острые драматические моменты, связать их в единую цепь, которая может эмоционально воздействовать на чувства зрителей. Непременно выделять тонкие смысловые настроения, которые можно услышать в музыкальной ткани оперы – я сам стремлюсь подчеркнуть их.

Если говорить об опере «Садокат» - она близка нашему зрителю самой темой любви и верности, образами почитаемых народом поэтов. Произведения современного искусства должны отражать ритм своего времени, его картину, в чем-то предвосхищая события. Я не могу жить в отрыве от современности. Считаю, творческое самочувствие определяется веком. Разве не влияет на нас быстрая смена событий в новом тысячелетии? Выстраиваю концепцию своих оперных спектаклей на этих принципах. Они динамичны, информационно насыщены, зрелищны – наверное, это и привлекает публику. Прежде зрителей больше восхищал вокал, кто-то мог подъехать к театру к началу действия, в котором исполнялась любимая им блистательная ария. Теперь постановщики ориентируются на полнокровные сценические образы. Люди идут на оперу как на спектакль, а не просто наслаждаться вокалом.
ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

- Получается, голос на оперной сцене – не самое главное?

- Голос и музыка важны, как и прежде. Разве мы меньше любим выдающихся вокалистов? Посмотрите, какие молодые таланты пополняют наш театр - на них большой спрос и за рубежом, и кто-то добивается успеха за пределами страны, а кто-то блистает на родной сцене. Но современные оперные солисты подчиняют теперь свои партии и актерским задачам. Мало просто встать посредине сцены и подарить в усладу залу арию или дуэт. Зрителя уже не устраивает статичность и схематичный показ жизни. Постановщики и артисты потому и стремятся к поиску новых выразительных средств. Но я против того, чтобы грубо искажалась картина, созданная авторами либретто и музыки, как это порою случается на сценах мировых оперных театров. В погоне за сенсацией, на пене конъюнктуры можно так далеко заплыть, что захлебнется и будет убито само искусство. Я сторонник «горячего» театра. Но недостаточно удивлять зрителя ватниками вместо фраков – его надо потрясать, побуждать к активной работе сознания. И не только рассудочной, а вдохновенной, построенной на высоком накале страстей. Мало просто фантазировать, режиссер не может забывать об особенностях музыкальной драматургии, он обязан помочь певцам распознать замысел композитора, увлечь своей концепцией. Тогда и вокалист сумеет добиться успеха и в классике, и в современной опере. В профессии оперного режиссера необходимо всегда оставаться художником, способным слушать и слышать музыку, и с ее помощью видеть и создавать будущее зрелище. Так мы сейчас, оставаясь верными музыке, выстраиваем сцену праздника Навруз в опере «Садокат», на котором впервые встретились Зульфия и Хамид Алимджан. Там и хор, прославляющий любимого поэта и красоты его поэзии, и размах народного гуляния, игры маскарабозов в исполнении артистов мнеманса.

- Было очень интересно наблюдать за репетицией хора и Вашей работой с будущими «маскарабозами». Мне показалось, Вы готовы сами сделать кульбит - так ярко и эмоционально объясняли артистам их задачи. Да и музыкантам советы можете дать. Режиссер должен быть универсалом?

- Я в юности занимался и музыкой, и спортом. Играл в футбол, настольный теннис, шашки, шахматы. После окончания музыкального училища поступил в консерваторию, не оставляя футбол – выступал в составе Национальной сборной команды Азербайджана. А по вечерам играл на ударных в составе инструментального ансамбля на эстраде городской танцплощадки. В консерватории освоил барабаны, ксилофон, вибрафон, маримбу, литавры и даже занял первое место в престижном Всесоюзном конкурсе эстрады как лучший ксилофонист. Все это пригодилось в режиссуре. Ведь режиссер – человек с нестандартным мышлением, он призван видеть то, что другие не видят. Мне помогло, конечно, и полученное в консерватории, а затем приумноженное в работе знание истории театра, изучение современного сценического искусства, способность к синтезу и развитие режиссуры в своей практике. Знание позволяет создавать новое, не изобретать заново колесо, не повторяться. И гореть, передавая это пламя артистам, – так и только так, в совместном творчестве и горении можно придти к успеху. В постановке оперы необходимо также взаимопонимание дирижера и режиссера. Все поставленные мною в оперы осуществлены в соавторстве с Дильбар Гулямовной Абдурахмановой — первой в Узбекистане и на Востоке женщиной-дирижером. В том числе и премьеры последних лет: «Любовный напиток» Доницетти, «Травиата» Верди (обе - на итальянском языке), «Кармен», «Трубадур». Я нашел в ней истинного соратника, и прислушиваюсь к ее мнению при прочтении музыкальной драматургии новой оперы.
ФИРУДИН  САФАРОВ - о времени и о себе

- О чем мечтает сегодня Фирудин Сафаров, что занимает ум и сердце режиссера?

- Мечтаю вместе со всем коллективом ГАБТа вернуться в отремонтированное и реконструированное здание нашего театра. Думаю, это будет подарком для столицы к празднику Мустакиллик. Сегодня мы готовим большой гала-концерт к открытию 85-театрального сезона, я постановщик этой программы, в которой немало классических и современных оперных и балетных номеров. Ждут публику и премьерные сюрпризы.

Надеемся в юбилейном сезоне получить новые возможности и условия для творческой работы. Несколько лет у нас не могли работать полнокровно - и половины репертуарного плана не выполняли, выступая на сцене Дворца «Туркистон» не более 8 – 12 раз в месяц. Теперь все силы нужно приложить к восстановлению прежнего репертуара. Многие наши масштабные спектакли, например, знаменитая «Аида» Верди, требуют восстановления. Таких спектаклей немало, они прекрасно посещались зрителями и служили хорошей школой для исполнителей. Счастлив, что в театре много ярких молодых певцов, выпускников Государственной консерватории Узбекистана, лауреатов республиканских и международных конкурсов и фестивалей. В Узбекистане регулярно проводились и проводятся международные фестивали оперной музыки, с триумфом прошел международный конкурс исполнителей итальянской оперы Competizione dell’Opera. Конкурсы и фестивали позволяют послушать новых исполнителей, увидеть другой почерк, вынести для себя новые уроки и получить необходимый опыт – и творческий, и зрительский.

А сегодня, как видите, я поглощен репетициями. Хотел бы, как и прежде, ставить масштабные, сложные оперы - я их очень люблю. Думаю, новый спектакль в конце октября – начале ноября будет готов к показу и понравится публике.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Комментарии
Как не поделиться этими искренними поздравлениями Фирудину Саттаровичу, которые оставили его друзья и ученики по ссылке на фейсбуке:

Рустамжон Абдуллаев
Поздравляю с днем рождения нашего выдающегося оперного режиссера Фирудина Сафарова с днем рождения и желаю ему всего самого наилучшего: долгих лет жизни, здоровья и счастья!
1 августа в 18:07 ·

Наталья Коломиец ·
Поздравляю и желаю здоровья и тепла!
1 августа в 18:11

Эльмира Тухватуллина
Дорогой наш и любимый Фируддин Сатарович! Ваши постановки всегда были яркими и настоящими событиями в культурной жизни как Узбекистана, так и Азербайджана. Вы всегда полны идей и с вами безумно интересно общаться. В день рождения хочу вам пожелать прежде всего крепкого здоровья , новых постановок и достойных продолжателей вашего дела в искусстве, хотя Личность в Искусстве всегда штучный "товар". Остальные пожелания по возвращении в Ташкент. Нежно и крепко вас обнимаю. Ваша Эля .
1 августа в 18:34

Khusnora Makhkamova
Поздравляю!Здоровья и всего самого наилучшего!
1 августа в 20:16

Рахим Мирзакамалов
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ Фирудин Саттарович! Счастья Вам,здоровья и долгих лет жизни. Надеюсь спеть ещё ни один спектакль поставленный Вами.
1 августа в 22:42

Дебора Ягода
Дорогой Фирудин Саттарович! Поздравляю Вас с днём рождения! Желаю долгих,долгих лет здоровой, счастливой жизни, наполненной творческими победами, любовью, нежностью и преданностью Ваших родных, близких и друзей.
Годы нашей недолгой совместной работы остались в моей памяти как самые творчески наполненные. А Вы, как искренний, чистый человек, преображающийся даже внешне в период постановочного процесса. Редко можно встретить режиссера музыкального театра, который бы так точно раскрывал образы персонажей и, основываясь на музыкальных характеристиках, создавал бы целую палитру человеческих характеров.
Низкий Вам поклон и глубокая благодарность!

Надира Хамраева
Искренне поздравляем всей семьей и желаем крепкого Здоровья!
1 · 2 августа в 19:39

Lilia Zheltova
Дорогой Фирудин Сатарович!
Поздравляю Вас с днем рождения!
Всегда вспоминаю Вас и работу и общение с Вами с глубокой благодарностью и теплотой. Годы работы в театре с Вами были одними из самых счастливых и ценных в моей жизни.
Всегда помню, ценю, люблю.
Лилия Желтова.

1 · 2 августа в 12:22
Дорогой Фирудин Саттарович,
Услышала о том, что вы приболели ((((
Желаю скорейшего выздоровления!
Скорее возвращайтесь в театр на радость вашим поклонникам и зрителям!
Храни вас бог.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

«Я первой в Ташкенте надела черные чулки и мини»: как Ирина Винер стала королевой гимнастики

Пассажиры самолета Uzbekistan Airways, не попавшие вовремя в Наманган, избили бортпроводника

В Узбекистане с автовладельцев будут взимать два новых вида сборов

Стала известна дата начала зимних каникул в школах Узбекистана

expo
Похожие статьи
Теги
ГАБТ им.Навои, Тамара Санаева, Фирудин Сафаров