Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Элементарно, Davidoff …

Элементарно, Davidoff …

Элементарно, Davidoff  …


Было сложно предсказать, как встретит Мастер долгожданную весть об оценке его киноработы, представленной на Международный конкурс им. С. Есенина под девизом «О Русь, взмахни крылами…»
Ведь в наше время конкурсов много, а вот премий ограниченное количество.

Однако через некоторое время я и фанаты Э.Давыдова наблюдали, как гонец, прибывший с доброй вестью, не был подвергнут экзекуции по обычаю практически всех самодержцев древних стран Ойкумены, а наоборот, встречен с распростертыми объятиями.

В общем, кинематографисты и ученики режиссера Э. Давыдова, сердечно поздравив мэтра, не сговариваясь решили, что это очень даже элементарно.

Ведь ветеран - кинолетописец, лауреат Государственной премии республики с завидной фильмографией в наши дни отнюдь не почил на лаврах… А, разменяв восьмой десяток, представив на суд жюри креатив, в очередной раз подтвердил свой человеческий и творческий потенциал Дипломом в номинации «Кино. Театр. Телевидение».

В связи с этим значимым событием минувшего года, ответы на мои вопросы наш Дипломант не отложил в долгий ящик стола, а с заметной долей мечтательной ностальгии поделился своими воспоминаниями.

Эдуард Рубенович, немногие Ваши коллегии, а тем более ученики знают, что когда-то молодой актер театра и кино, профессиональный пианист вдруг ни с того ни с сего, круто изменил свой жизненный вектор. Скажите, а спустя годы Вы совсем не жалеете о том решении?

- Не жалею, потому что это случилось не вдруг. И, хотя в нашей семье никогда не было режиссеров и актеров, но однажды в мою судьбу вмешался благоприятный случай. Так, в детстве на мое решение стать актером, прежде всего, повлияла Лола Агзамовна Ходжаева - профессор Ташкентского государственного театрально-художественного института и «по совместительству» мама одного из моих близких друзей.

Она благословила меня на учебу в ТГТХИ, в котором в течение пяти лет я довольно успешно постигал азы заветной актерской профессии. Но вот после окончания этого вуза мне пришлось поработать ассистентом режиссера и музыкальным оформителем на студии «Узбектелефильм».

Это были славные годы, потому что на моем пути повстречались замечательные люди и настоящие профессионалы, хорошо знающие специфику документального кино. Именно Леонард Бабаханов и Файзулла Ходжаев стали моими первыми учителями и наставниками, исподволь передающими молодому специалисту свою безграничную любовь к этой ветви искусства.
К тому же, в то время я познакомился и со своими сверстниками - талантливыми композиторами Е. Ширяевым, Э.Салиховым и Э. Каландаровым, ныне хорошо известными на постсоветском пространстве.

Когда, наконец, мне и оператору Н. Герасимову, выпускнику ВГИКа, руководство «Узбектелефильма» впервые поручило снять кино о творчестве заслуженной артистки республики С. Эреджеповой, то мне очень пригодились все знания, полученные в музыкальном училище, в консерватории и в институте. А дальше пошло…

В ту пору мне удалось снять несколько документальных фильмов, посвященных музыке, балету, самым известным исполнителям, вокально-инструментальным и танцевальным коллективам, оркестрам.

Героями в них выступили виртуозные и очень обаятельные Тамара Ханум, Галия Измайлова, Ольга Лепешинская, Махмуд Эсамбаев, композитор Ариф Меликов, ансамбли «Шодлик» и «Ялла», а также Камерный оркестр узбекских народных инструментов "Согдиана" под руководством, заслуженного деятеля искусств РУз. Ф.Р. Абдурахимовой и еще многие другие, внесшие свой вклад в развитие узбекского искусства.
Кстати, впоследствии при создании документального фильма из цикла «Волшебные звуки музыки» об узбекских народных инструментах, именно Феруза Равшановна, профессор консерватории, стала нашим консультантом.

Элементарно, Davidoff  …

Но затем в вашем послужном списке появились другие ленты. А был ли сложным переход от документалистики к художественному кино?

- Особой сложности я не припомню – был творческий азарт и увлечение фольклором. В связи с этим, моими первыми художественными лентами стали фильм-балет «Томирис» на музыку У. Мусаева и веселая дилогия про легендарного аскиячи Ходжу Насреддина: "Анна, яна Насриддин" и «Яна уша Насреддин.
Снимали фильмы операторы Н. Герасимов и М. Солиев, а музыку написали Э. Каландаров и Э. Салихов. При этом, в одном из них я, дипломированный актер театра и кино, даже "удостоился" чести сыграть роль самого эмира Бухарского.

Элементарно, Davidoff  …

Зрители и жюри высоко оценили и последующие работы молодого режиссера Э. Давыдова, ворвавшегося в мир кино со своим видением мира. Среди его творческих находок в то время стали телевизионные фильмы–концерты, посвященные самобытному искусству обитателей одного из древнейших городов-музеев Узбекистана. «Ровно в семь по-хивински» и «Развод по-хивински, были сначала отмечены в Грузии, а затем на международном фестивале аудиовизуальных программ и телефильмов во французских Каннах.
Ну, а благодарные горожане присвоили режиссеру звание «почетного хивинца».

Элементарно, Davidoff  …

Однако через некоторое время к режиссеру, ставшему обладателем многих престижных наград, пришло осознание его истинного предназначения - кинодокументалистики. Жанра очень сложного, разнопланового, но интересного и перспективного.

КСТАТИ. Первые демонстрации художественных кинофильмов состоялись в Ташкенте в 1897 году. А вот первые документальные фильмы были созданы в первой половине 30-х годов талантливыми режиссерами С.Ходжаевым, Ю. Агзамовым, Н.Ганиевым и другими. В них нашли отражение самые актуальные для Узбекистана проблемы: раскрепощение женщин, земельно - водная реформа и историческое развитие.

В настоящее время документальное кино создается на студиях «Узбектелефильм», «Узкинохроника» и на коммерческих студиях. А вот для их демонстрации в нашем мегаполисе нет специальных кинотеатров или лектория. Да и на местном телевидении не так часто обращаются к хроникальным и документальным фильмам.

Однако во второй половине минувшего века в здание Ташкентского дома знаний с популярным среди узбекистанцев кинолекторием, после "реновации" вселился Академический русский драмтеатр. И живется ему в этих апартаментах, мягко говоря, не просто.

Элементарно, Davidoff  …

Хочется верить, что спустя годы городские власти вспомнят о кинодокументалистах, успешно представляющих нашу страну, устремленную в будущее, на самых престижных международных кинофорумах... И возможно определят для демонстрации их работ один из кинотеатров, чтобы молодое поколение, наконец узнало самых достойных просветителей.

Эдуард Рубенович, известно, что успех режиссера во многом зависит от команды. А часто ли приходилось менять сценаристов, операторов, композитов и т. д.?

- Нечасто, в основном у меня были творческие тандемы с Н. Герасимовым и А. Авазходжаевым на «Узбектелефильме», с А. Клепаловым на ЧП студии «GALA-FILM». У каждого из них был свой подход к поставленной задаче, а когда привыкаешь к определенному распорядку, то работается легко.

С чего начинает самый креативный документальный фильм?

- Практически, любой фильм начинается со сценария. Среди сценаристов мне славно работалось с Б.Голендером, А.Файнбергом, Э. Дубровским, В. Ниязматовым, известным московским режиссером-постановщиком фильмов-балетов А. Белинским.
Случалось, что некоторые сценарии приходилось писать и самому. К примеру, среди них был цикл о проблемах спорта. Такой опыт для меня оказался на редкость продуктивным, потому что в 2005 году мы с оператором А. Авазходжаевым на первом Ташкентском международном фестивале "Спорт в кино и на телевидении" получили приз за представленные спортивные киноленты.

Виноградова Г. М. , основатель и продюсер студии ЧП «Gala-Film», из стен которой в мир шагнули талантливые картины, посвященные актуальным проблемам современности, на паритетных началах с Э.Давыдовым стала обладательницей богатого «урожая» призов и дипломов различных международных кинофестивалей и телефорумов.

В ответ на мой вопрос о том, какой его работе она бы отдала предпочтение, Галина Михайловна ответила, что Эдуард Рубенович, и как режиссер, и как соавтор сценаристов, на протяжении четырех десятилетий находит для своих фильмов на любую тематику особый киноязык .
По-видимому, - добавила она, - ему свыше дан талант фиксирования самых животрепещущих мгновений эпохи. Поэтому выделить какую-либо документальную кинолетопись очень трудно. Это привилегия членов достопочтенного жюри.

Кстати, команда, постоянно работающая с кинорежиссером Э.Давидовым и его бывшие студенты, нисколько не удивляются успехам мэтра. Так как, он отличается дисциплиной и уникальной работоспособностью, тщательным подбором материала для съемок и проработкой каждого кадра. К тому же , в процессе работы своими опытом он охотно делится молодыми кинематографистами и зрителями.

Эдуард Рубенович, создав более 200 фильмов, вы по праву стали одним из признанных мэтров документального кино в нашей республике. А что, по вашему мнению, является главным в общении со зрителями?

- Прежде всего, это доверительная манера общения с ними через экран. Я со своими единомышленниками через судьбы известных ученых, писателей, деятелей науки, культуры и защитников отечества стараюсь рассказывать о самом главном в истории развития нашего края. Кроме того, по мере возможности знакомить жителей всех материков с обычаями и ментальностью узбекского народа, успехами и достижениями республики во всех сферах жизнедеятельности.

А какие еще темы нашли отражение в вашем творчестве?

- Доминирующих нет. К примеру, при активном участии моей небольшой команды было подготовлено несколько документальных фильмов, посвященных религии. Особое место в этом ряду занимает лента «Святыни трех религий», повествующая о легендарном библейском пророке Ходже Данияре (Данииле, Даниэле), одинаково почитаемом в трех религиях.
Мы постарались специфическим языком кино рассказать о том, как его прах в ХIII веке был привезен самим Амиром Тимуром в Самарканд из очередного похода в Малую Азию. А так как, в то время верили, что благодаря этой святыне в стране должен наступить вечный мир и процветание, то по велению великого полководца прах пророка был захоронен в могилу, над которой возвысился специально сооруженный мавзолей.
В ленте, заслужившей пристальное внимание и одобрение представителей разных конфессий, рефреном прозвучала тема из священной книги мусульман: «хар одам – бир одам».

Элементарно, Davidoff  …

Сняли мы и фильм, повествующий о появлении христианства в Центрально Азиатском регионе - «Корни и ветви древа святого». Это своеобразное киноповествование на Международном ялтинском телефоруме получило сразу две престижные награды: диплом «За пропаганду общечеловеческих идеалов и дружбу между народами» и приз «Щедрое сердце».

Заслужил признание зрителей и жюри Традиционного ХVIII московского фестиваля «Радонеж» и фильм- рассказ «Светя другим, сгораю сам» о трагической эпохе через житие Святителя Луки (хирурге Войно-Ясенецком). Многие эпизоды этой выстраданной киноленты были сняты в местах, где в нашем городе жил и трудился удивительный сподвижник, переживший много бед, но сохранивший честь и достоинство.

Элементарно, Davidoff  …

А трудно ли на протяжении многих лет оставаться «на плаву» в такой сложной профессии?

- Когда любишь свое дело, то работается в удовольствие.
В детстве и юности я собирал книги и альбомы по искусству, марки и монеты, немножко рисовал. Но, вот когда стал снимать кинофильмы, то времени на хобби совершенно не оставалось, так как все мои мысли были погружены в освоение нового документального пространства.
Возможно, если бы я не стал кинодокументалистом, то занялся бы реставрацией картин. Но кто-то свыше распорядился иначе и я доволен своей судьбой.

Эдуард Рубенович, в одной мудрой пословице говорится, если хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах… Мы не станем в первые дни Нового года озадачивать Всевышнего… Однако вы, хотя бы намекните приверженцам кинодокументалистики, что они увидят в 2020 году.

- В настоящее время продолжается творческая работа над документальными картинами в рамках проекта года «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Уже отснято тридцать фильмов.
Мне же поручено создать еще три: о Музее истории Узбекистана, о «Книжной пещере Алладина» (на базе Института рукописей РАН Уз.) и про таинственную империю Кушан.
Остается только надеяться, что вдохновение не покинет меня в год мудрой и трудолюбивой Крысы по Восточному календарю. И тогда, наверняка все получится далеко не элементарно…

НАТА АЙРУМОВА
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

30 студентов-узбекистанцев не могут покинуть Ухань, где власти приняли решение закрыть аэропорт и вокзалы из-за коронавируса

Как брали «волчью банду»

В Узбекистане может измениться порядок оплаты за отопление

В Узбекистане ощущалось землетрясение

expo
Похожие статьи
Теги
Ната Айрумова