Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

О табаке, рынках и проблемах. Генеральный директор АО СП «УЗБАТ A.O.» Игорь Колесников рассказал в интервью нашему изданию
об особенностях управления крупной компанией в Узбекистане.


- Игорь Владимирович, заметным событием в табачном бизнесе стало намечаемое поэтапное превращение возглавляемого Вами предприятия в экспортный хаб по поставкам готовой табачной продукции в страны Центральной Азии и Монголию. По сообщениям СМИ, с июня этого года после многолетнего перерыва АО СП «УЗБАТ А.О.» начало экспорт готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Также проходила информация о поставке нескольких десятков миллионов супертонких фильтров c активированным углем узбекского производства на сигаретную фабрику «БАТ Прилуки» в Черниговской области Украины. То есть, речь идет ни много ни мало - о географической диверсификации экспорта, не так ли?

- Действительно, рынки стран Центральной Азии, за исключением Узбекистана, многие годы снабжались продукцией с российской фабрики «БАТ», а Монголии – с предприятий «БАТ» в Сингапуре и Малайзии. За последние полтора года СП «УЗБАТ» сделало все от него зависящее, чтобы, по договоренности с другими зарубежными филиалами «БАТ», начать перестраивать сложившиеся производственно-логистические цепочки для Центральной Азии и Монголии, настойчиво добиваясь их поэтапного перевода в Узбекистан. Не могу сказать, что наши коллеги в других странах, где функционируют фабрики «БАТ», были счастливы отдать нам свои экспортные объемы, ведь это и дополнительная прибыль, и налоги в бюджет, и рабочие места.

Оговорюсь сразу, что реализации этих планов был придан серьезный дополнительный импульс по итогам визитов в Узбекистан делегаций руководства группы «БАТ» в 2017-2018 гг. Именно тогда по настоятельной просьбе СП «УЗБАТ» и с учетом аналогичных пожеланий, высказанных представителями заинтересованных ведомств, в т.ч. Узбекозиковкатхолдига, в ходе встреч с высокопоставленными гостями из штаб-квартиры «БАТ», было принято решение о начале и дальнейшем ускорении реализации проекта «Самарканд – новый экспортный хаб». В его рамках уже осуществлены дополнительные капиталовложения и трансфер технологического оборудования, а по мере его расширения будут выделяться новые инвестиции.

- Какие факторы послужили импульсом для экспортной перезагрузки?

- Конечно же, это либерализация валютно-финансовой политики и введение рыночного курса национальной валюты. Оговорюсь сразу, что с самого начала - четверть века назад - СП “УЗБАТ” планировалось сделать экспортным центром для соседних стран Центральной Азии. Однако с конца 1990-х годов Узбекистан по ряду причин ввел серьезные валютные ограничения, узбекский сум утратил статус свободно конвертируемой валюты. В данной ситуации компании “УЗБАТ” пришлось на долгие годы забыть об экспорте готовой продукции. Выделяемых компании валютных средств не хватало даже для закупки сырья и материалов в объемах, необходимых для производства продукции для нужд внутреннего рынка.

Лондонская штаб-квартира «БАТ» многие годы регулярно прибегала к предоставлению СП «УЗБАТ» кредитных линий с тем, чтобы не останавливать производство. Сумма валютного долга вскоре достигла девятизначных значений в долларовом исчислении и продолжала нарастать из года в год. Экспорт готовой продукции лишь усугубил бы долговую проблему, т.к. в силу требований зарубежного заказчика уровень локализации экспортируемой продукции, как правило, ниже, чем у аналогичных товаров для внутреннего рынка.

Кроме того, 50% валютной выручки экспортер обязан был продавать государству. Основной экспортной статьей совместного предприятия оставалось табачное сырье, выращиваемое в Республике. Однако сырьевая модель экспорта была не в состоянии обеспечить валютно-финансовую устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. Благоприятные условия для исправления ситуации с экспортом, постепенной трансформации его структуры от сырьевой к поставкам продукции более высокого уровня передела создали экономические реформы в стране.

Открытие свободной конвертации по официальному курсу позволило компании “УзБАТ” оптимизировать структуру затрат и открыло двери для экспорта готовой продукции. Сейчас мы работаем над модернизацией мощностей нашей фабрики, вводом в эксплуатацию новых машин и технических решений, необходимых для экспортного производства. Рост экспорта также позволил бы до определенной степени снизить среднюю себестоимость продукции, увеличить загрузку мощностей, которая сейчас находится не на самом высоком уровне.

- А зачем Вы закупаете новое оборудование, если загрузка парка уже действующих производственных линий недостаточна?

- Это хороший вопрос. Все дело в том, что в каждой стране существуют свои технические требования к табачной продукции, их рецептуре, упаковке, маркировке. Рынки некоторых стран за последние годы серьезно ушли вперед в плане различных инноваций, например, в сфере использования в продукции новых типов сигаретных фильтров, сигаретной бумаги с технологией уменьшения запаха дыма и так далее. Последние 10-15 лет технологические инвестиции в нашу фабрику в Самарканде диктовались потребностями внутреннего рынка и подчинялись особенностям местного технического регулирования. Для того, чтобы экспортировать, нам требуется серьезно дооснастить фабрику различными дополнительными системами и оборудованием. Этот процесс начался в 2018 г. и идет по плану. В конечном счете это позволит нам успешно использовать эти же технические решения и для нужд внутреннего рынка, который для нас всегда будет оставаться приоритетным.

- Можно ли прогнозировать рост производства табачной продукции в Узбекистане с учетом новых тенденций?

- Если говорить о внутреннем рынке, то роста мы не прогнозируем, т.к. его объем снижается уже много лет подряд. Если 15-18 лет назад потребление табачных изделий в стране находилось на своем историческом максимуме в 14 млрд сигарет в год, то в 2018 году, по оценкам агентств по исследованию розничного рынка, подтверждаемых приблизительными расчетами фактических поставок продукции на внутренний рынок производителями и импортерами – 10.5-10.7 млрд. За указанный период потребление курительных табачных изделий снизилось на 30%, а средний темп сокращения составил 1.5% в год. Именно поэтому экспорт готовой продукции является принципиально важным для устойчивой хозяйственной деятельности предприятия.

- А сколько сигарет и в какие страны вы уже экспортировали в 2018 году? Какие планы на 2019 год?

- В этом году уже состоялись первые отгрузки сигарет под товарными знаками «БАТ» с надписью “Made in Uzbekistan”в Кыргызстан, Монголию, Казахстан. В первые две страны мы поставляем весь спектр представленной там в настоящее время продукции под марками «БАТ», в Казахстан - некоторые ассортиментные позиции. В некоторые из этих стран, например, в Монголию, из Самарканда отправились сразу несколько большегрузных фур одним автомобильным «караваном». До конца года будут осуществлены отгрузки в Таджикистан и Грузию. Все эти страны будут продолжать оставаться в списке экспортных рынков СП «УЗБАТ» в долгосрочной перспективе. В 2019 г. к ним, возможно, прибавятся еще одна-две страны. Кроме того, в 2018 г. мы впервые начали продавать на экспорт сигаретные фильтры, производимые на Самаркандской сигаретной фабрике, в том числе, как Вы правильно заметили, на нашу сигаретную фабрику в Украине. В 2019 г. надеемся расширить географию экспортных поставок наших фильтров. Будем продолжать и экспорт на сигаретные фабрики «БАТ» в странах СНГ и Восточной Европы узбекского табачного сырья, который выращивается в партнерстве с самаркандскими фермерами и табаководами и перерабатывается на нашем Ургутском ферментационном заводе.

- Почему Вы не хотите поставлять свою продукцию в Россию, Украину, Беларусь или, скажем, в Иран?

- В России, Украине и Иране у «БАТ» есть свои собственные фабрики, которые полностью покрывают нужды внутренних рынков в продукции под торговыми марками нашей компании. Как вы можете догадаться, ни местные производственные филиалы «БАТ», ни правительства указанных стран не заинтересованы в снижении объемов производства на этих предприятиях и потере рабочих мест. В Беларуси мы, как и некоторые другие международные компании, выпускаем наши марки по контрактной схеме в партнерстве и на мощностях местного государственного предприятия – Гродненской табачной фабрики «Неман». Не могу не упомянуть, что «БАТ Россия» и «БАТ Украина» являются одними из постоянных покупателей узбекских ориентальских табаков.

- Какие экспортные рынки являются наиболее проблемными?

- Проблемными иногда могут становиться те рынки, где часто и непредсказуемо происходят изменения в государственном регулировании оборота табачной и любой другой продукции. Например, когда при переходе к новым требованиям к упаковке и маркировке продукции предоставляются крайне сжатые переходные периоды или отсутствует переходный период для реализации остатков готовой продукции, которая уже находится в оптово-розничном обороте. Это всегда огромный стресс для любого производителя, импортера, оптового или розничного торгового предприятия, чреватый серьезными перебоями с поставками легальной продукции на рынок.

Здесь следует понимать, что введение, к примеру, какой-то дополнительной маркировки, тех же QR-кодов, сопряжено с необходимостью устанавливать на каждую производственную линию дополнительное дорогостоящее оборудование – лазерные принтеры, системы оптико-электронного контроля. Это оборудование невозможно купить в магазине или на оптовом складе. Его надо заблаговременно заказывать у специализированных зарубежных производителей, устанавливать, тестировать. При таких сценариях в дизайн потребительской упаковки, как правило, тоже требуется вносить соответствующие изменения. И это уже вопрос, связанный не с самим производителем потребительских товаров, а с предприятиями-смежниками, которые выпускают упаковку. На подобный комплекс мероприятий только у производителя конечной продукции обычно уходит до 12 месяцев уже после того, как на законодательном уровне четко прописываются требования к самой маркировке и технологии ее нанесения.

Кроме того, в большинстве стран мира законодатель устанавливает достаточные переходные периоды и для реализации остатков готовой продукции, выпущенной в обращение до перехода к новым требованиям – как правило, либо до ее полной реализации, либо до истечения срока годности или действия сертификата соответствия. В то же время, я не могу сказать, что страны СНГ относятся к числу государств, не учитывающих все эти отраслевые технические нюансы при проектировании национального законодательства.

Одним из весьма непростых рынков сопредельных стран является рынок Туркменистана, который какое-то время назад перешел из категории функционирующих в разряд потенциальных. В силу различных обстоятельств группа «БАТ» и другие ведущие международные производители табачных изделий уже несколько лет не поставляют туда свою продукцию. Мы надеемся, что со временем сможем начать экспорт готовой продукции в Туркменистан.

В настоящее время имеется одна проблема с поставками нашей продукции в Монголию, в определенной степени сдерживающая потенциал экспорта в эту страну, лежащую, как и Узбекистан, на маршрутах Великого шелкового пути. Монголия применяет режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле ко всем странам-членами ВТО и Беларуси, которая не является участником данной организации. Продукция из других стран, не относящихся к этому списку, облагается в Монголии по двойной ставке импортной пошлины.

Мы полагаем, что по аналогии с Беларусью, Узбекистан в обозримом будущем мог бы на двусторонней основе согласовать с Улан-Батором применение аналогичного режима, особенно с учетом многовековых традиций партнерства народов двух стран, а также того, что Монголия в настоящее время имеет статус наблюдателя во многих структурах СНГ. Это придало бы серьезный импульс экспорту широкой номенклатуры узбекских промышленных товаров в Монголию.

- Какие еще проблемы Вы видите в плане наращивания экспорта в третьи страны? Помогает ли Правительство Узбекистана экспортерам решать эти проблемы?

- За последние два года Правительство Республики Узбекистан сделало многое для того, чтобы стимулировать экспорт, поставить его на более конкурентоспособные рельсы. Отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, принято решение об отмене с 1 января 2019 г. обязательных сборов во внебюджетные фонды, которые распространялись в том числе на экспортную выручку и снижали ценовую конкурентоспособность узбекских промышленных товаров на внешних рынках. Фундаментально пересмотрены подходы к валютно-финансовому контролю, в том числе многие обременявшие узбекских экспортеров и их зарубежных партнеров требования о предоплате, банковским гарантиям, аккредитивам и т.д. Постоянно упрощаются и совершенствуются процедуры таможенного оформления и контроля. Снижены импортные пошлины на широкую номенклатуру сырья и полуфабрикатов, которые используются узбекскими промышленниками в качестве компонентов для выпуска потребительских товаров.

Одной из сложностей, с которой мы постоянно сталкиваемся, как производственный филиал международной компании - это необходимость постоянно доказывать нашей штаб-квартире, что мы можем быть конкурентоспособными по цене по сравнению с другими предприятиями нашей группы в отношении экспортных поставок. Посудите сами: у большинства международных компаний, производящих товары как массового спроса, так и более длительного пользования, основные логистические центры (глобальные склады сырья и комплектующих) находятся на территории Европы – в основном в таких портовых городах, как Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург, Бремерхафен, для стран ЕАЭС – в Санкт-Петербурге, Москве. Стоимость и продолжительность доставки комплектующих из ЕС до России, Украины, Беларуси – в 3-4 раза меньше, чем до Узбекистана. Более развита в ЕС и России, чем в Узбекистане, и система производителей различных видов комплектующих, особенно для индустрии FMCG (прим. - быстро оборачиваемых потребительских товаров). Это, конечно, не может не сказываться на себестоимости и ценовой конкурентоспособности.

Однако у Узбекистана имеются компенсирующие конкурентные преимущества, например, более дешевая, чем в той же России рабочая сила, хотя, без лишней скромности отмечу, что на наших двух фабриках в Самаркандской области начисленная зарплата квалифицированных рабочих, даже без учета премий и бонусов примерно в три раза выше, чем средняя номинальная зарплата по региону, согласно последним данным Госкомстата. Со следующего года к таким факторам добавится и более конкурентная, чем у северных соседей система и размер ставок прямых налогов: налога на прибыль, НДФЛ, социального налога и т.д.

На мой взгляд, для того, чтобы Узбекистану стать действительно успешной в плане экспорта готовой продукции страной надо, во-первых, привлечь сюда как можно больше производителей товаров массового спроса из числа международных компаний, а во-вторых, обеспечить определенный уровень локализации экспортируемой ими продукции. Если собирать готовые товары на 100% из привозных сырья, материалов и комплектующих - европейских, российских, корейских или китайских - у этих товаров никогда не будет серьезных экспортных перспектив. В лучшем случае это будут импортозамещающие проекты с невысоким уровнем добавленной в Узбекистане стоимости. При этом локализованные сырье и комплектующие тоже должны быть как минимум не дороже импортных аналогов.

- Удалось ли Вашей компании хотя бы частично локализовать поставляемую на экспорт продукцию?

- Безусловно. Во-первых, при производстве большей части экспортируемой продукции мы частично используем местное табачное сырье. И в последние годы нам в этом отношении очень помогает начатый нами в 2011 г. и доведенный «до ума» к 2015 году проект «Вирджиния». Во-вторых, мы практически полностью локализовали производство различных типов фильтров. Часть экспортируемой продукции поставляется в потребительской упаковке местного производства. Групповая тара тоже узбекская. Однако экспортные заказчики (в основном это торгово-коммерческие подразделения «БАТ» в тех странах, где у компании нет своих фабрик) нередко требуют от нас выпускать товар по своим спецификациям с преимущественным использованием местных, европейских или, например, китайских комплектующих. Это их полное право, и здесь мы не можем навязывать им свои решения. В первую очередь, это касается потребительской упаковки и табачной мешки. Поэтому я ранее и отметил, что экспортная продукция зачастую локализована меньше, чем предназначенная для внутреннего рынка, причем, далеко не только в Узбекистане.

- Доводилось слышать мнение, что узбекский табак хуже по качеству и дороже мировых аналогов. Это так?

- Это совершенно неверное утверждение, направленное на дилетантов. Во-первых, никто не говорит, что в Узбекистане можно локализовать табачное сырье на 100%. Например, экваториальные и субэкваториальные ароматические сорта «Вирджинии», а также «Берлей» никогда не будут вызревать до требуемой кондиции в климатических условиях Узбекистана. Здесь их можно выращивать только в теплицах, а их себестоимость при таком затратном методе растениеводства будет гораздо выше, чем в странах естественного произрастания. Однако некоторые разновидности «Вирджинии», например, так называемые нейтральные грейды-наполнители, а также ряд ориентальских табаков мы успешно выращиваем и перерабатываем в Узбекистане и даже экспортируем на другие сигаретные фабрики «БАТ». Как вы думаете, если бы наши филиалы в других странах были ли бы недовольны качеством и ценой, стали бы они закупать у СП «УЗБАТ» ту же узбекскую «Басму» (прим. - сорт ориентальского табака, родиной которого является Греция)? Думаю, нет.

Другое дело, что сейчас мировой спрос на ориентальские (восточные) табаки снижается в силу изменения потребительских предпочтений. Поэтому, продолжая поддерживать ориентальский сегмент узбекского табаководства, мы все же сконцентрировались на развитии перспективного проекта «Вирджиния». Чтобы не быть голословным, я могу сослаться на то, что местная «Вирджиния» четвертый год подряд (2015-2018 гг.) успешно проходит строжайший международный аудит качества. Он включает в себя полевые контрольные посещения зарубежными инженерами-агротехниками ургутских ферм и угодий во время разведения саженцев, пересадки в открытый грунт, выращивания и сбора урожая, многочисленные биохимические анализы в европейских лабораториях, а также вкусовые курительные тесты. По его итогам узбекская «Вирджиния» неизменно получает сертификаты полного соответствия мировым стандартам качества «БАТ» в подгруппе своих полных аналогов.

Могу также открыто признать, что в 2011-2014 гг. в рамках аналогичных аудитов местная «Вирджиния» не смогла подтвердить полное соответствие качеству по ряду параметров. Но это был начальный этап, а сейчас все «детские болезни» остались в прошлом. С тех пор «БАТ», инвестировав в инновационные технологии выращивания и переработки «Вирджинии» в Узбекистане, смог вывести ее качество на более высокий, международный уровень. С себестоимостью, поверьте, у нас тоже все в порядке, иначе мы не увеличивали бы ее включение в готовую продукцию, не открывали бы новых очередей комплекса по ее переработке на Ургутском ферментационном заводе.

- Игорь Владимирович, спасибо за столь обстоятельный рассказ и интересные соображения. В заключение расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе.

- Я занял пост генерального директора СП «УзБАТ» в апреле 2017 года. Ранее работал финансовым директором «Бритиш Американ Тобакко Кавказ» (отвечал за рынки Грузии, Азербайджана, Армении), руководителем отдела корпоративных финансов региона Восточная Европа, Ближний Восток и Африка (EEMEA) в лондонской штаб-квартире «БАТ», а также на различных управленческих должностях в финансовых департаментах «БАТ Украина» и «БАТ Россия». До прихода в компанию «БАТ» я несколько лет отработал финансово-инвестиционным аналитиком в международной компании «Price Water house Coopers». Моя ключевая цель как гендиректора в Узбекистане – мотивировать людей и вести компанию к переходу на следующий уровень. Мне 41 год, женат, имею двоих детей. Моя семья живет со мной в Ташкенте. Дети учатся в школе. С детства увлекаюсь и до сих пор активно занимаюсь спортом (бокс, теннис, велосипед), много читаю.

В.Новиков
Комментарии
Курение вредно для Нашего здоровья. За курение в общественных местах штрафуют.
Пора штрафовать и за пропаганду курительных принадлежностей, и их производств, за отравление Народа в массовом масштабе.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи