Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

Гендиректор СП «УЗБАТ» Игорь Колесников рассказал о секретах экспортной экспансии

О табаке, рынках и проблемах. Генеральный директор АО СП «УЗБАТ A.O.» Игорь Колесников рассказал в интервью нашему изданию
об особенностях управления крупной компанией в Узбекистане.


- Игорь Владимирович, заметным событием в табачном бизнесе стало намечаемое поэтапное превращение возглавляемого Вами предприятия в экспортный хаб по поставкам готовой табачной продукции в страны Центральной Азии и Монголию. По сообщениям СМИ, с июня этого года после многолетнего перерыва АО СП «УЗБАТ А.О.» начало экспорт готовой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. Также проходила информация о поставке нескольких десятков миллионов супертонких фильтров c активированным углем узбекского производства на сигаретную фабрику «БАТ Прилуки» в Черниговской области Украины. То есть, речь идет ни много ни мало - о географической диверсификации экспорта, не так ли?

- Действительно, рынки стран Центральной Азии, за исключением Узбекистана, многие годы снабжались продукцией с российской фабрики «БАТ», а Монголии – с предприятий «БАТ» в Сингапуре и Малайзии. За последние полтора года СП «УЗБАТ» сделало все от него зависящее, чтобы, по договоренности с другими зарубежными филиалами «БАТ», начать перестраивать сложившиеся производственно-логистические цепочки для Центральной Азии и Монголии, настойчиво добиваясь их поэтапного перевода в Узбекистан. Не могу сказать, что наши коллеги в других странах, где функционируют фабрики «БАТ», были счастливы отдать нам свои экспортные объемы, ведь это и дополнительная прибыль, и налоги в бюджет, и рабочие места.

Оговорюсь сразу, что реализации этих планов был придан серьезный дополнительный импульс по итогам визитов в Узбекистан делегаций руководства группы «БАТ» в 2017-2018 гг. Именно тогда по настоятельной просьбе СП «УЗБАТ» и с учетом аналогичных пожеланий, высказанных представителями заинтересованных ведомств, в т.ч. Узбекозиковкатхолдига, в ходе встреч с высокопоставленными гостями из штаб-квартиры «БАТ», было принято решение о начале и дальнейшем ускорении реализации проекта «Самарканд – новый экспортный хаб». В его рамках уже осуществлены дополнительные капиталовложения и трансфер технологического оборудования, а по мере его расширения будут выделяться новые инвестиции.

- Какие факторы послужили импульсом для экспортной перезагрузки?

- Конечно же, это либерализация валютно-финансовой политики и введение рыночного курса национальной валюты. Оговорюсь сразу, что с самого начала - четверть века назад - СП “УЗБАТ” планировалось сделать экспортным центром для соседних стран Центральной Азии. Однако с конца 1990-х годов Узбекистан по ряду причин ввел серьезные валютные ограничения, узбекский сум утратил статус свободно конвертируемой валюты. В данной ситуации компании “УЗБАТ” пришлось на долгие годы забыть об экспорте готовой продукции. Выделяемых компании валютных средств не хватало даже для закупки сырья и материалов в объемах, необходимых для производства продукции для нужд внутреннего рынка.

Лондонская штаб-квартира «БАТ» многие годы регулярно прибегала к предоставлению СП «УЗБАТ» кредитных линий с тем, чтобы не останавливать производство. Сумма валютного долга вскоре достигла девятизначных значений в долларовом исчислении и продолжала нарастать из года в год. Экспорт готовой продукции лишь усугубил бы долговую проблему, т.к. в силу требований зарубежного заказчика уровень локализации экспортируемой продукции, как правило, ниже, чем у аналогичных товаров для внутреннего рынка.

Кроме того, 50% валютной выручки экспортер обязан был продавать государству. Основной экспортной статьей совместного предприятия оставалось табачное сырье, выращиваемое в Республике. Однако сырьевая модель экспорта была не в состоянии обеспечить валютно-финансовую устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. Благоприятные условия для исправления ситуации с экспортом, постепенной трансформации его структуры от сырьевой к поставкам продукции более высокого уровня передела создали экономические реформы в стране.

Открытие свободной конвертации по официальному курсу позволило компании “УзБАТ” оптимизировать структуру затрат и открыло двери для экспорта готовой продукции. Сейчас мы работаем над модернизацией мощностей нашей фабрики, вводом в эксплуатацию новых машин и технических решений, необходимых для экспортного производства. Рост экспорта также позволил бы до определенной степени снизить среднюю себестоимость продукции, увеличить загрузку мощностей, которая сейчас находится не на самом высоком уровне.

- А зачем Вы закупаете новое оборудование, если загрузка парка уже действующих производственных линий недостаточна?

- Это хороший вопрос. Все дело в том, что в каждой стране существуют свои технические требования к табачной продукции, их рецептуре, упаковке, маркировке. Рынки некоторых стран за последние годы серьезно ушли вперед в плане различных инноваций, например, в сфере использования в продукции новых типов сигаретных фильтров, сигаретной бумаги с технологией уменьшения запаха дыма и так далее. Последние 10-15 лет технологические инвестиции в нашу фабрику в Самарканде диктовались потребностями внутреннего рынка и подчинялись особенностям местного технического регулирования. Для того, чтобы экспортировать, нам требуется серьезно дооснастить фабрику различными дополнительными системами и оборудованием. Этот процесс начался в 2018 г. и идет по плану. В конечном счете это позволит нам успешно использовать эти же технические решения и для нужд внутреннего рынка, который для нас всегда будет оставаться приоритетным.

- Можно ли прогнозировать рост производства табачной продукции в Узбекистане с учетом новых тенденций?

- Если говорить о внутреннем рынке, то роста мы не прогнозируем, т.к. его объем снижается уже много лет подряд. Если 15-18 лет назад потребление табачных изделий в стране находилось на своем историческом максимуме в 14 млрд сигарет в год, то в 2018 году, по оценкам агентств по исследованию розничного рынка, подтверждаемых приблизительными расчетами фактических поставок продукции на внутренний рынок производителями и импортерами – 10.5-10.7 млрд. За указанный период потребление курительных табачных изделий снизилось на 30%, а средний темп сокращения составил 1.5% в год. Именно поэтому экспорт готовой продукции является принципиально важным для устойчивой хозяйственной деятельности предприятия.

- А сколько сигарет и в какие страны вы уже экспортировали в 2018 году? Какие планы на 2019 год?

- В этом году уже состоялись первые отгрузки сигарет под товарными знаками «БАТ» с надписью “Made in Uzbekistan”в Кыргызстан, Монголию, Казахстан. В первые две страны мы поставляем весь спектр представленной там в настоящее время продукции под марками «БАТ», в Казахстан - некоторые ассортиментные позиции. В некоторые из этих стран, например, в Монголию, из Самарканда отправились сразу несколько большегрузных фур одним автомобильным «караваном». До конца года будут осуществлены отгрузки в Таджикистан и Грузию. Все эти страны будут продолжать оставаться в списке экспортных рынков СП «УЗБАТ» в долгосрочной перспективе. В 2019 г. к ним, возможно, прибавятся еще одна-две страны. Кроме того, в 2018 г. мы впервые начали продавать на экспорт сигаретные фильтры, производимые на Самаркандской сигаретной фабрике, в том числе, как Вы правильно заметили, на нашу сигаретную фабрику в Украине. В 2019 г. надеемся расширить географию экспортных поставок наших фильтров. Будем продолжать и экспорт на сигаретные фабрики «БАТ» в странах СНГ и Восточной Европы узбекского табачного сырья, который выращивается в партнерстве с самаркандскими фермерами и табаководами и перерабатывается на нашем Ургутском ферментационном заводе.

- Почему Вы не хотите поставлять свою продукцию в Россию, Украину, Беларусь или, скажем, в Иран?

- В России, Украине и Иране у «БАТ» есть свои собственные фабрики, которые полностью покрывают нужды внутренних рынков в продукции под торговыми марками нашей компании. Как вы можете догадаться, ни местные производственные филиалы «БАТ», ни правительства указанных стран не заинтересованы в снижении объемов производства на этих предприятиях и потере рабочих мест. В Беларуси мы, как и некоторые другие международные компании, выпускаем наши марки по контрактной схеме в партнерстве и на мощностях местного государственного предприятия – Гродненской табачной фабрики «Неман». Не могу не упомянуть, что «БАТ Россия» и «БАТ Украина» являются одними из постоянных покупателей узбекских ориентальских табаков.

- Какие экспортные рынки являются наиболее проблемными?

- Проблемными иногда могут становиться те рынки, где часто и непредсказуемо происходят изменения в государственном регулировании оборота табачной и любой другой продукции. Например, когда при переходе к новым требованиям к упаковке и маркировке продукции предоставляются крайне сжатые переходные периоды или отсутствует переходный период для реализации остатков готовой продукции, которая уже находится в оптово-розничном обороте. Это всегда огромный стресс для любого производителя, импортера, оптового или розничного торгового предприятия, чреватый серьезными перебоями с поставками легальной продукции на рынок.

Здесь следует понимать, что введение, к примеру, какой-то дополнительной маркировки, тех же QR-кодов, сопряжено с необходимостью устанавливать на каждую производственную линию дополнительное дорогостоящее оборудование – лазерные принтеры, системы оптико-электронного контроля. Это оборудование невозможно купить в магазине или на оптовом складе. Его надо заблаговременно заказывать у специализированных зарубежных производителей, устанавливать, тестировать. При таких сценариях в дизайн потребительской упаковки, как правило, тоже требуется вносить соответствующие изменения. И это уже вопрос, связанный не с самим производителем потребительских товаров, а с предприятиями-смежниками, которые выпускают упаковку. На подобный комплекс мероприятий только у производителя конечной продукции обычно уходит до 12 месяцев уже после того, как на законодательном уровне четко прописываются требования к самой маркировке и технологии ее нанесения.

Кроме того, в большинстве стран мира законодатель устанавливает достаточные переходные периоды и для реализации остатков готовой продукции, выпущенной в обращение до перехода к новым требованиям – как правило, либо до ее полной реализации, либо до истечения срока годности или действия сертификата соответствия. В то же время, я не могу сказать, что страны СНГ относятся к числу государств, не учитывающих все эти отраслевые технические нюансы при проектировании национального законодательства.

Одним из весьма непростых рынков сопредельных стран является рынок Туркменистана, который какое-то время назад перешел из категории функционирующих в разряд потенциальных. В силу различных обстоятельств группа «БАТ» и другие ведущие международные производители табачных изделий уже несколько лет не поставляют туда свою продукцию. Мы надеемся, что со временем сможем начать экспорт готовой продукции в Туркменистан.

В настоящее время имеется одна проблема с поставками нашей продукции в Монголию, в определенной степени сдерживающая потенциал экспорта в эту страну, лежащую, как и Узбекистан, на маршрутах Великого шелкового пути. Монголия применяет режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле ко всем странам-членами ВТО и Беларуси, которая не является участником данной организации. Продукция из других стран, не относящихся к этому списку, облагается в Монголии по двойной ставке импортной пошлины.

Мы полагаем, что по аналогии с Беларусью, Узбекистан в обозримом будущем мог бы на двусторонней основе согласовать с Улан-Батором применение аналогичного режима, особенно с учетом многовековых традиций партнерства народов двух стран, а также того, что Монголия в настоящее время имеет статус наблюдателя во многих структурах СНГ. Это придало бы серьезный импульс экспорту широкой номенклатуры узбекских промышленных товаров в Монголию.

- Какие еще проблемы Вы видите в плане наращивания экспорта в третьи страны? Помогает ли Правительство Узбекистана экспортерам решать эти проблемы?

- За последние два года Правительство Республики Узбекистан сделало многое для того, чтобы стимулировать экспорт, поставить его на более конкурентоспособные рельсы. Отменено требование об обязательной продаже валютной выручки, принято решение об отмене с 1 января 2019 г. обязательных сборов во внебюджетные фонды, которые распространялись в том числе на экспортную выручку и снижали ценовую конкурентоспособность узбекских промышленных товаров на внешних рынках. Фундаментально пересмотрены подходы к валютно-финансовому контролю, в том числе многие обременявшие узбекских экспортеров и их зарубежных партнеров требования о предоплате, банковским гарантиям, аккредитивам и т.д. Постоянно упрощаются и совершенствуются процедуры таможенного оформления и контроля. Снижены импортные пошлины на широкую номенклатуру сырья и полуфабрикатов, которые используются узбекскими промышленниками в качестве компонентов для выпуска потребительских товаров.

Одной из сложностей, с которой мы постоянно сталкиваемся, как производственный филиал международной компании - это необходимость постоянно доказывать нашей штаб-квартире, что мы можем быть конкурентоспособными по цене по сравнению с другими предприятиями нашей группы в отношении экспортных поставок. Посудите сами: у большинства международных компаний, производящих товары как массового спроса, так и более длительного пользования, основные логистические центры (глобальные склады сырья и комплектующих) находятся на территории Европы – в основном в таких портовых городах, как Роттердам, Амстердам, Антверпен, Гамбург, Бремерхафен, для стран ЕАЭС – в Санкт-Петербурге, Москве. Стоимость и продолжительность доставки комплектующих из ЕС до России, Украины, Беларуси – в 3-4 раза меньше, чем до Узбекистана. Более развита в ЕС и России, чем в Узбекистане, и система производителей различных видов комплектующих, особенно для индустрии FMCG (прим. - быстро оборачиваемых потребительских товаров). Это, конечно, не может не сказываться на себестоимости и ценовой конкурентоспособности.

Однако у Узбекистана имеются компенсирующие конкурентные преимущества, например, более дешевая, чем в той же России рабочая сила, хотя, без лишней скромности отмечу, что на наших двух фабриках в Самаркандской области начисленная зарплата квалифицированных рабочих, даже без учета премий и бонусов примерно в три раза выше, чем средняя номинальная зарплата по региону, согласно последним данным Госкомстата. Со следующего года к таким факторам добавится и более конкурентная, чем у северных соседей система и размер ставок прямых налогов: налога на прибыль, НДФЛ, социального налога и т.д.

На мой взгляд, для того, чтобы Узбекистану стать действительно успешной в плане экспорта готовой продукции страной надо, во-первых, привлечь сюда как можно больше производителей товаров массового спроса из числа международных компаний, а во-вторых, обеспечить определенный уровень локализации экспортируемой ими продукции. Если собирать готовые товары на 100% из привозных сырья, материалов и комплектующих - европейских, российских, корейских или китайских - у этих товаров никогда не будет серьезных экспортных перспектив. В лучшем случае это будут импортозамещающие проекты с невысоким уровнем добавленной в Узбекистане стоимости. При этом локализованные сырье и комплектующие тоже должны быть как минимум не дороже импортных аналогов.

- Удалось ли Вашей компании хотя бы частично локализовать поставляемую на экспорт продукцию?

- Безусловно. Во-первых, при производстве большей части экспортируемой продукции мы частично используем местное табачное сырье. И в последние годы нам в этом отношении очень помогает начатый нами в 2011 г. и доведенный «до ума» к 2015 году проект «Вирджиния». Во-вторых, мы практически полностью локализовали производство различных типов фильтров. Часть экспортируемой продукции поставляется в потребительской упаковке местного производства. Групповая тара тоже узбекская. Однако экспортные заказчики (в основном это торгово-коммерческие подразделения «БАТ» в тех странах, где у компании нет своих фабрик) нередко требуют от нас выпускать товар по своим спецификациям с преимущественным использованием местных, европейских или, например, китайских комплектующих. Это их полное право, и здесь мы не можем навязывать им свои решения. В первую очередь, это касается потребительской упаковки и табачной мешки. Поэтому я ранее и отметил, что экспортная продукция зачастую локализована меньше, чем предназначенная для внутреннего рынка, причем, далеко не только в Узбекистане.

- Доводилось слышать мнение, что узбекский табак хуже по качеству и дороже мировых аналогов. Это так?

- Это совершенно неверное утверждение, направленное на дилетантов. Во-первых, никто не говорит, что в Узбекистане можно локализовать табачное сырье на 100%. Например, экваториальные и субэкваториальные ароматические сорта «Вирджинии», а также «Берлей» никогда не будут вызревать до требуемой кондиции в климатических условиях Узбекистана. Здесь их можно выращивать только в теплицах, а их себестоимость при таком затратном методе растениеводства будет гораздо выше, чем в странах естественного произрастания. Однако некоторые разновидности «Вирджинии», например, так называемые нейтральные грейды-наполнители, а также ряд ориентальских табаков мы успешно выращиваем и перерабатываем в Узбекистане и даже экспортируем на другие сигаретные фабрики «БАТ». Как вы думаете, если бы наши филиалы в других странах были ли бы недовольны качеством и ценой, стали бы они закупать у СП «УЗБАТ» ту же узбекскую «Басму» (прим. - сорт ориентальского табака, родиной которого является Греция)? Думаю, нет.

Другое дело, что сейчас мировой спрос на ориентальские (восточные) табаки снижается в силу изменения потребительских предпочтений. Поэтому, продолжая поддерживать ориентальский сегмент узбекского табаководства, мы все же сконцентрировались на развитии перспективного проекта «Вирджиния». Чтобы не быть голословным, я могу сослаться на то, что местная «Вирджиния» четвертый год подряд (2015-2018 гг.) успешно проходит строжайший международный аудит качества. Он включает в себя полевые контрольные посещения зарубежными инженерами-агротехниками ургутских ферм и угодий во время разведения саженцев, пересадки в открытый грунт, выращивания и сбора урожая, многочисленные биохимические анализы в европейских лабораториях, а также вкусовые курительные тесты. По его итогам узбекская «Вирджиния» неизменно получает сертификаты полного соответствия мировым стандартам качества «БАТ» в подгруппе своих полных аналогов.

Могу также открыто признать, что в 2011-2014 гг. в рамках аналогичных аудитов местная «Вирджиния» не смогла подтвердить полное соответствие качеству по ряду параметров. Но это был начальный этап, а сейчас все «детские болезни» остались в прошлом. С тех пор «БАТ», инвестировав в инновационные технологии выращивания и переработки «Вирджинии» в Узбекистане, смог вывести ее качество на более высокий, международный уровень. С себестоимостью, поверьте, у нас тоже все в порядке, иначе мы не увеличивали бы ее включение в готовую продукцию, не открывали бы новых очередей комплекса по ее переработке на Ургутском ферментационном заводе.

- Игорь Владимирович, спасибо за столь обстоятельный рассказ и интересные соображения. В заключение расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе.

- Я занял пост генерального директора СП «УзБАТ» в апреле 2017 года. Ранее работал финансовым директором «Бритиш Американ Тобакко Кавказ» (отвечал за рынки Грузии, Азербайджана, Армении), руководителем отдела корпоративных финансов региона Восточная Европа, Ближний Восток и Африка (EEMEA) в лондонской штаб-квартире «БАТ», а также на различных управленческих должностях в финансовых департаментах «БАТ Украина» и «БАТ Россия». До прихода в компанию «БАТ» я несколько лет отработал финансово-инвестиционным аналитиком в международной компании «Price Water house Coopers». Моя ключевая цель как гендиректора в Узбекистане – мотивировать людей и вести компанию к переходу на следующий уровень. Мне 41 год, женат, имею двоих детей. Моя семья живет со мной в Ташкенте. Дети учатся в школе. С детства увлекаюсь и до сих пор активно занимаюсь спортом (бокс, теннис, велосипед), много читаю.

В.Новиков
Комментарии
Курение вредно для Нашего здоровья. За курение в общественных местах штрафуют.
Пора штрафовать и за пропаганду курительных принадлежностей, и их производств, за отравление Народа в массовом масштабе.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

В календаре узбекистанцев появятся два новых праздника

Евгений Петросян: «Весть о смерти Обида Асомова поразила меня в самое сердце» (видео)

В столичном автопарке полностью сгорели два автобуса

Реклама на сайте
Похожие статьи