Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

В настоящее время в Узбекистане происходят масштабные экономические преобразования. Как адаптируется к новым условиям бизнес и иностранные бренды? Поделиться своим мнением редакция NUZ.UZ попросила главу представительства известного на рынке фармацевтики, французского бренда "Санофи" Гульнару Холматову.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Гульнара Холматова встретила нас в офисе представительства, расположенного в центре Ташкента. В ходе беседы, выяснилось, что в 1995 году Гульнара окончила институт Востоковедения по специальности МЭО. Это было время, когда на рынок Узбекистана только заходили мировые фармацевтические бренды.

Так получилось, что свою карьеру она начала с момента появления компании в Узбекистане с должности финансового контролера. За эти годы Гульнара успела поработать и в головном офисе "Санофи" по Центральной Азии и Кавказу в городе Алматы, Казахстан.

По мнению Гульнары, преобразования, происходящие в республике, в том числе реформирование налоговой системы, положительно отразятся на обеспечении населения лекарственными препаратами. Беседа касалась деятельности фармкомпаний на рынке Узбекистана, и ей, как экономисту, было легко отвечать на все «экономические» вопросы.

- Как вы оцениваете фармацевтический рынок Узбекистана (динамика, объемы, основные игроки, доля вашей компании на рынке)

- На сегодняшний день объем фармацевтического рынка Узбекистана (по результатам исследований IMS Health) составляет 627 млн евро с ежегодным ростом около 20% в национальной валюте, рецептурные препараты составляют 71%, а доля безрецептурных препаратов - 29%. Доминирующую долю на рынке занимают компании с генерическим портфелем - 62%. Портфель компании "Санофи", которая входит в пятерку лидеров среди международных компаний Узбекистана, состоит в основном из оригинальных препаратов.

Необходимо отметить позитивные изменения на фармацевтическом рынке Узбекистана, которые начали происходить в рамках масштабных экономических преобразований, таких как: открытие конвертации, улучшение делового климата и реформы в системе здравоохранения.

-Отразился ли мировой экономический кризис 2014 года на фармацевтическом рынке Узбекистана?

-Да, конечно, все взаимосвязано. Снижение мировых цен на энергоносители повлияли на экономику разных стран, включая Россию, Китай и Казахстан, которые являются одними из ключевых экономических партнеров Узбекистана. Также, негативное влияние оказало снижение мировых цен на газ, золото и другие природные ресурсы, которые являются основными источниками притока валюты для экономики Узбекистана. Все это в свою очередь негативно сказалось на покупательской способности населения не только в Узбекистане, но и в странах СНГ в целом. Дополнительным негативным фактором служил рост цен на импортные товары и медицинские препараты, которые составляют значительную часть фармацевтического рынка.

-Сколько в среднем в год каждый узбекистанец тратит на фармпродукцию и сопоставимы ли эти цифры с тратами жителей других стран СНГ?

-В среднем на лекарства каждый узбекистанец тратит около 24 доллара США или 200 тыс сум в год. Например, в России эти затраты составляют около 100 долларов США в год, а в США и Франции - 700 и 459 долларов соответственно, причем данная сумма не включает в себя государственное финансирование.

С учетом всех проводимых реформ в областях экономики и здравоохранения Узбекистана, мы ожидаем, что данная сумма будет расти и постепенно приближаться к показателям развитых стран.

-Есть ли у вас портрет обычного покупателя фармпродукции (пол, возраст, социальный статус).

На самом деле, фармацевтический рынок достаточно комплексный и сложно говорить о каком-то универсальном портрете потребителя. Например, потребители безрецептурных препаратов принципиально отличаются от потребителей рецептурных препаратов, проходящих лечение различных типов заболеваний, включая хронические.

В то же время, линейка безрецептурных препаратов приобретается всеми слоями населения. Интересно, что, как правило, в подавляющем большинстве случаев сам закуп лекарственных препаратов совершается женщинами.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

-Какие препараты узбекистанцы покупают чаще всего?

-Согласно статистическим данным, лидирующими на рынке Узбекистана в отношении объемов продаж (в упаковках) являются антибиотики, причем в большинстве своем – в инъекционных формах.

-Сможете назвать особенности фармрынка Узбекистана (в отличие от развитых стран и других стран СНГ).

-Да, на самом деле, есть ряд отличий фармацевтического рынка Узбекистана от других стран. Например, это один из тех рынков, где пациент в основном покупает лекарственные препараты за свой счет.

Госпитальный сегмент, поддерживаемый государством, только формируется. Другая особенность рынка – это его структура по формам лекарственных препаратов. Доля инъекционных форм составляет около половины всего рынка в денежном эквиваленте, тогда как даже в странах СНГ она составляет не более 25%, т.е. рынок сильно «медикализирован», как врачи, так и пациенты предпочитают инъекционных формы.

Также, стоит отметить, что на фармацевтическом рынке Узбекистана слабо представлены мировые лидеры отрасли, которые имеют в своем портфеле самые передовые и инновационные терапевтические решения.

-Какими болезнями чаще всего болеют узбекистанцы?

-Согласно статистике, если говорить о структуре заболеваемости, то лидерами будут грипп, ОРВИ и заболевания желудочно-кишечного тракта. Структура же смертности говорит о том, что главной проблемой населения нашей страны являются сердечно-сосудистые заболевания (инсульты, инфаркты и т.д.).
Также нельзя забывать о таком социально-значимом хроническом заболевании, как диабет первого и второго типа, который с каждым годом становится все моложе.

-Как рынок фарминдустрии будет развиваться в ближайшее время (новые игроки, собственные предприятия, зависимость от импорта).

-Мы рассмотрели особенности фармацевтического рынка Узбекистана, и если быть откровенными, то эти особенности являются факторами, ограничивающими дальнейшее развитие нашего рынка. Однако, государственными органами ведется активная работа в этом направлении. Трансформация экономики Узбекистана затронула регулирование всех основных участников фармацевтического рынка и системы здравоохранения в целом:

- Внедрение и развитие госпитального канала, т.е. покрытие терапии социально-значимых болезней за счет государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: определен перечень лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, организован централизованный закуп и ожидается распределение препаратов по лечебным учреждениям.
Конечно, это один из самых сложных проектов, требующий высокой профессиональной подготовки и компетенции сотрудников органов здравоохранения, а также - постоянного совершенствования системы.

-Развитие профессионального и консолидированного рынка: новые стандарты по сертификации аптек, развитие аптечных сетей, государственный контроль по сертификации фармацевтической продукции, и планы по усовершенствованию регистрации фармацевтической продукции, согласно мировым стандартам.
Эти реформы в системе здравоохранения в совокупности с улучшением бизнес-климата должны создать условия для присутствия на рынке представителей мировых лидеров фармацевтической отрасли.

- С приходом новых игроков, и с укреплением позиций мировых лидеров на рынке, терапевтические линии будут приближаться к мировым стандартам и пропорциям, что приведет к формированию современного фармацевтический рынка, а самое главное – обеспечению доступа населения к инновационным и качественным лекарственным средствам, что, в свою очередь, повлечет за собой улучшение качества жизни населения страны в целом.

- Конечно, развитие местной фармацевтической индустрии очень важный процесс, но тотальная локализация в фармацевтической индустрии не может быть единственным главным приоритетом на сегодняшний день. Нельзя не учитывать тот факт, что локальная индустрия не сможет покрыть всей терапевтической потребности населения. Мы должны прийти к этому, завершив некоторые обязательные этапы развития фармацевтического рынка.

Инвестиции в местную фармацевтическую индустрию должны проходить тщательную экспертизу, обосновывая финансовую и социальную актуальность проекта на годы вперед.

-Исходя из последнего, намерены ли вы инвестировать в Узбекистан?

-"Санофи" присутствует на рынке Узбекистана уже более 20-ти лет, и за этот срок мы успели реализовать множество непрямых инвестиций в экономику нашей страны. "Санофи" является одним из крупнейших налогоплательщиков среди фармацевтических представительств. Компания способствует развитию профессиональных навыков представителей здравоохранения путем донесения актуальной информации о новых терапевтических подходах и достижениях в медицине.

Также, мы не исключаем возможность дальнейшего расширения инвестиций в Республике Узбекистан в свете текущих масштабных реформ, происходящих в нашей стране.

Все реформы начинают активно работать, и как мы видим, инвесторы реагируют на изменения, проходящие в нашей стране. Компания "Санофи" продолжит работу, способствующую формированию свободного и современного фармацевтического рынка.

-А есть ли своя философия у компании?

-Конечно у компании Санофи есть своя миссия и философия. Empowering Life («Придавая силу жизни») – это новый слоган Санофи, объединяющий цель, стремление, ценности и вклад компании в развитие и улучшение здравоохранения по всему миру.
Санофи, являясь надежным партнером области здравоохранения, оказывает поддержку людям, нуждающимся в помощи. Пациенты рассчитывают на нас. Наша цель - защищать и поддерживать людей, сталкивающихся с проблемами здравоохранения, чтобы они могли жить полноценной жизнью. В этом смысле я вижу схожесть позиций в развитии стратегии компании и курсом проходящих реформ в Узбекистане.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Мы - диверсифицированная компания с основным фокусом на здоровье людей. Мы присутствуем во всем мире и трансформируем научные инновации в терапевтические решения. Будучи лидирующим игроком в индустрии биотехнологий, мы предоставляем инновационные решения широкого спектра в области здравоохранения.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте ушел из жизни Обид Асомов

В календаре узбекистанцев появятся два новых праздника

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, Фармацевтика, Санофи