Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

В настоящее время в Узбекистане происходят масштабные экономические преобразования. Как адаптируется к новым условиям бизнес и иностранные бренды? Поделиться своим мнением редакция NUZ.UZ попросила главу представительства известного на рынке фармацевтики, французского бренда "Санофи" Гульнару Холматову.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Гульнара Холматова встретила нас в офисе представительства, расположенного в центре Ташкента. В ходе беседы, выяснилось, что в 1995 году Гульнара окончила институт Востоковедения по специальности МЭО. Это было время, когда на рынок Узбекистана только заходили мировые фармацевтические бренды.

Так получилось, что свою карьеру она начала с момента появления компании в Узбекистане с должности финансового контролера. За эти годы Гульнара успела поработать и в головном офисе "Санофи" по Центральной Азии и Кавказу в городе Алматы, Казахстан.

По мнению Гульнары, преобразования, происходящие в республике, в том числе реформирование налоговой системы, положительно отразятся на обеспечении населения лекарственными препаратами. Беседа касалась деятельности фармкомпаний на рынке Узбекистана, и ей, как экономисту, было легко отвечать на все «экономические» вопросы.

- Как вы оцениваете фармацевтический рынок Узбекистана (динамика, объемы, основные игроки, доля вашей компании на рынке)

- На сегодняшний день объем фармацевтического рынка Узбекистана (по результатам исследований IMS Health) составляет 627 млн евро с ежегодным ростом около 20% в национальной валюте, рецептурные препараты составляют 71%, а доля безрецептурных препаратов - 29%. Доминирующую долю на рынке занимают компании с генерическим портфелем - 62%. Портфель компании "Санофи", которая входит в пятерку лидеров среди международных компаний Узбекистана, состоит в основном из оригинальных препаратов.

Необходимо отметить позитивные изменения на фармацевтическом рынке Узбекистана, которые начали происходить в рамках масштабных экономических преобразований, таких как: открытие конвертации, улучшение делового климата и реформы в системе здравоохранения.

-Отразился ли мировой экономический кризис 2014 года на фармацевтическом рынке Узбекистана?

-Да, конечно, все взаимосвязано. Снижение мировых цен на энергоносители повлияли на экономику разных стран, включая Россию, Китай и Казахстан, которые являются одними из ключевых экономических партнеров Узбекистана. Также, негативное влияние оказало снижение мировых цен на газ, золото и другие природные ресурсы, которые являются основными источниками притока валюты для экономики Узбекистана. Все это в свою очередь негативно сказалось на покупательской способности населения не только в Узбекистане, но и в странах СНГ в целом. Дополнительным негативным фактором служил рост цен на импортные товары и медицинские препараты, которые составляют значительную часть фармацевтического рынка.

-Сколько в среднем в год каждый узбекистанец тратит на фармпродукцию и сопоставимы ли эти цифры с тратами жителей других стран СНГ?

-В среднем на лекарства каждый узбекистанец тратит около 24 доллара США или 200 тыс сум в год. Например, в России эти затраты составляют около 100 долларов США в год, а в США и Франции - 700 и 459 долларов соответственно, причем данная сумма не включает в себя государственное финансирование.

С учетом всех проводимых реформ в областях экономики и здравоохранения Узбекистана, мы ожидаем, что данная сумма будет расти и постепенно приближаться к показателям развитых стран.

-Есть ли у вас портрет обычного покупателя фармпродукции (пол, возраст, социальный статус).

На самом деле, фармацевтический рынок достаточно комплексный и сложно говорить о каком-то универсальном портрете потребителя. Например, потребители безрецептурных препаратов принципиально отличаются от потребителей рецептурных препаратов, проходящих лечение различных типов заболеваний, включая хронические.

В то же время, линейка безрецептурных препаратов приобретается всеми слоями населения. Интересно, что, как правило, в подавляющем большинстве случаев сам закуп лекарственных препаратов совершается женщинами.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

-Какие препараты узбекистанцы покупают чаще всего?

-Согласно статистическим данным, лидирующими на рынке Узбекистана в отношении объемов продаж (в упаковках) являются антибиотики, причем в большинстве своем – в инъекционных формах.

-Сможете назвать особенности фармрынка Узбекистана (в отличие от развитых стран и других стран СНГ).

-Да, на самом деле, есть ряд отличий фармацевтического рынка Узбекистана от других стран. Например, это один из тех рынков, где пациент в основном покупает лекарственные препараты за свой счет.

Госпитальный сегмент, поддерживаемый государством, только формируется. Другая особенность рынка – это его структура по формам лекарственных препаратов. Доля инъекционных форм составляет около половины всего рынка в денежном эквиваленте, тогда как даже в странах СНГ она составляет не более 25%, т.е. рынок сильно «медикализирован», как врачи, так и пациенты предпочитают инъекционных формы.

Также, стоит отметить, что на фармацевтическом рынке Узбекистана слабо представлены мировые лидеры отрасли, которые имеют в своем портфеле самые передовые и инновационные терапевтические решения.

-Какими болезнями чаще всего болеют узбекистанцы?

-Согласно статистике, если говорить о структуре заболеваемости, то лидерами будут грипп, ОРВИ и заболевания желудочно-кишечного тракта. Структура же смертности говорит о том, что главной проблемой населения нашей страны являются сердечно-сосудистые заболевания (инсульты, инфаркты и т.д.).
Также нельзя забывать о таком социально-значимом хроническом заболевании, как диабет первого и второго типа, который с каждым годом становится все моложе.

-Как рынок фарминдустрии будет развиваться в ближайшее время (новые игроки, собственные предприятия, зависимость от импорта).

-Мы рассмотрели особенности фармацевтического рынка Узбекистана, и если быть откровенными, то эти особенности являются факторами, ограничивающими дальнейшее развитие нашего рынка. Однако, государственными органами ведется активная работа в этом направлении. Трансформация экономики Узбекистана затронула регулирование всех основных участников фармацевтического рынка и системы здравоохранения в целом:

- Внедрение и развитие госпитального канала, т.е. покрытие терапии социально-значимых болезней за счет государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: определен перечень лекарственных средств для лечения социально-значимых заболеваний, организован централизованный закуп и ожидается распределение препаратов по лечебным учреждениям.
Конечно, это один из самых сложных проектов, требующий высокой профессиональной подготовки и компетенции сотрудников органов здравоохранения, а также - постоянного совершенствования системы.

-Развитие профессионального и консолидированного рынка: новые стандарты по сертификации аптек, развитие аптечных сетей, государственный контроль по сертификации фармацевтической продукции, и планы по усовершенствованию регистрации фармацевтической продукции, согласно мировым стандартам.
Эти реформы в системе здравоохранения в совокупности с улучшением бизнес-климата должны создать условия для присутствия на рынке представителей мировых лидеров фармацевтической отрасли.

- С приходом новых игроков, и с укреплением позиций мировых лидеров на рынке, терапевтические линии будут приближаться к мировым стандартам и пропорциям, что приведет к формированию современного фармацевтический рынка, а самое главное – обеспечению доступа населения к инновационным и качественным лекарственным средствам, что, в свою очередь, повлечет за собой улучшение качества жизни населения страны в целом.

- Конечно, развитие местной фармацевтической индустрии очень важный процесс, но тотальная локализация в фармацевтической индустрии не может быть единственным главным приоритетом на сегодняшний день. Нельзя не учитывать тот факт, что локальная индустрия не сможет покрыть всей терапевтической потребности населения. Мы должны прийти к этому, завершив некоторые обязательные этапы развития фармацевтического рынка.

Инвестиции в местную фармацевтическую индустрию должны проходить тщательную экспертизу, обосновывая финансовую и социальную актуальность проекта на годы вперед.

-Исходя из последнего, намерены ли вы инвестировать в Узбекистан?

-"Санофи" присутствует на рынке Узбекистана уже более 20-ти лет, и за этот срок мы успели реализовать множество непрямых инвестиций в экономику нашей страны. "Санофи" является одним из крупнейших налогоплательщиков среди фармацевтических представительств. Компания способствует развитию профессиональных навыков представителей здравоохранения путем донесения актуальной информации о новых терапевтических подходах и достижениях в медицине.

Также, мы не исключаем возможность дальнейшего расширения инвестиций в Республике Узбекистан в свете текущих масштабных реформ, происходящих в нашей стране.

Все реформы начинают активно работать, и как мы видим, инвесторы реагируют на изменения, проходящие в нашей стране. Компания "Санофи" продолжит работу, способствующую формированию свободного и современного фармацевтического рынка.

-А есть ли своя философия у компании?

-Конечно у компании Санофи есть своя миссия и философия. Empowering Life («Придавая силу жизни») – это новый слоган Санофи, объединяющий цель, стремление, ценности и вклад компании в развитие и улучшение здравоохранения по всему миру.
Санофи, являясь надежным партнером области здравоохранения, оказывает поддержку людям, нуждающимся в помощи. Пациенты рассчитывают на нас. Наша цель - защищать и поддерживать людей, сталкивающихся с проблемами здравоохранения, чтобы они могли жить полноценной жизнью. В этом смысле я вижу схожесть позиций в развитии стратегии компании и курсом проходящих реформ в Узбекистане.

Гульнара Холматова: «Мы компания с основным фокусом на здоровье людей»

Мы - диверсифицированная компания с основным фокусом на здоровье людей. Мы присутствуем во всем мире и трансформируем научные инновации в терапевтические решения. Будучи лидирующим игроком в индустрии биотехнологий, мы предоставляем инновационные решения широкого спектра в области здравоохранения.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, Фармацевтика, Санофи