Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Властелин души Муниры Аминовой

Властелин души Муниры Аминовой

Кто поверит сегодня, что в 50-е годы прошлого столетия залы на органных концертах пустовали, а органистов называли неудачниками «из несостоявшихся пианистов»? В стране не то, что органов — роялей хороших не было. Сегодня всё изменилось. Известная ташкентская органистка доцент кафедры специального фортепиано и органа Государственной консерватории Узбекистана, заслуженный наставник молодёжи республики Мунира Аминова собирает полные залы.

Властелин души Муниры Аминовой

Мунира Аминова с органистом Оливье Латри


Она одна из немногих талантливых музыкантов Узбекистана, посвятивших свою творческую деятельность органу, которому не устает признаваться в любви. Он для неё король инструментов, сразивший её ещё в детстве. Она окончила Ташкентскую консерваторию по классу фортепиано доцента Ю.А.Кензера и органа доцента, заслуженной артистки Узбекистана Р.Ш.Каримовой, получив золотую медаль «За успехи в учёбе и творчестве». Так что по одной специальности Мунира Аминова пианистка, по другой – органистка, убеждённая в том, что классическая музыка бездонна и обширна настолько, что можно смело посвятить ей всю свою жизнь и не разочароваться. Правда судьба не так давно пыталась вычерк​нуть ее имя из мира музыки, но она не сдалась. С этого и началась наша беседа.

Мунира, с февраля месяца уходящего года Ваше имя исчезло с афиш нашей консерватории, осиротел без Вас орган, впрочем, как и Ваши слушатели. Что произошло?

— Несчастный случай. Шла к машине, поскользнулась… упала… В результате получила серьёзную травму, которая вышибла меня из жизни на полгода, приковав к постели. Но, видимо, я родилась с огромной энергией и силой воли, поэтому и победила. Слава Богу, я уже в строю с любимым органом и учениками.

— А откуда у вас страсть к органу?

— Главная причина — любовь к музыке Баха. Он сам был органистом и написал девять томов органной музыки. Желание играть Баха вынудило меня играть на органе. Музыка Баха кажется мне наиболее совершенной, гармоничной. Это абсолют в искусстве. Даже если вы зайдете в музыкальный магазин, то увидите, что наиболее исполняемый композитор сейчас — это Бах. Я знаю многих людей, не имеющих отношения к музыке, — они слушают именно Баха. Его принимают абсолютно всё.

- А если бы сегодня вы встретили Иоганна Себастьяна Баха, о чём бы спросили его?

- Ни о чём. Я просто преклонилась бы перед ним. Величие Баха затмевает всё. Он для меня навсегда остался Библией музыки. Считаю, что у Баха можно, как и в Библии, найти начало всего.

Властелин души Муниры Аминовой

Творческая встреча с Оливье Латри


- Вы не только органистка, но и пианистка. В плане обертонов, в плане охвата концертного зала у рояля возможности гораздо скромнее по сравнению с органом, который сам по себе является вполне самодостаточным инструментом, создающим уникальную акустику. Вполне возможно, что что-то орган в Вас коренным образом изменил – обращение к этому сакральному инструменту и к музыке Баха не может пройти бесследно…

- Конечно, Вы правы. Моя любовь к Иоганну Себастьяну Баху – это абсолютный приоритет. И, наверное, поэтому, когда я закончила фортепианный факультет консерватории, я начала заниматься на органе. Сегодня, кроме удовольствия, которое я сама получаю от игры на этом инструменте, орган мне еще много дал в плане музыкального развития и полифонического слуха. Я играла сочинения для органа Баха, Моцарта, Франка, Брамса и многих других зарубежных композиторов, а также и узбекистанских авторов. Конечно, программы моих органных концертов всегда разные. И я серьёзно к ним готовлюсь. Каждый органный концерт является для меня огромной ответственностью, но я без этого прожить уже не могу, меня это постоянно подогревает.

- Органисту всегда нужен слушатель-советчик со стороны. Кто консультирует вас в последние годы?

- Поскольку я занималась у Розы Шакировны Каримовой, то долгие годы моим лучшим слушателем-консультантом была она, мой любимый педагог, к сожалению, ныне покойная. Ученица Надежды Николаевны Бакеевой и Арсения Николаевича Котляревского она в течение долгих лет являлась бессменным руководителем органного класса Ташкентской консерватории. Глубокий и вдумчивый музыкант, Роза Шакировна много и с успехом концертировала, в Ташкенте публика услышала в ее исполнении целый ряд шедевров европейской органной музыки. Она всегда приходила на мои концерты, гордилась мною. С её уходом я ощутила невероятную пустоту. Однако, следуя заветам своего педагога, стала ещё ответственнее относиться к своей профессии. Помню, поставила цель: играть и понимать. Знаете, и это сыграло невероятно позитивную роль.

- Вы преподаете в консерватории. Говорят, педагогика – природный дар. Психологи считают, что когда ты преподаёшь предмет, то какой-то опыт сам для себя лучше уясняешь. Что в этом случае дает Вам педагогический опыт?

- Вы правильно говорите, бывает так: объясняешь ученику, он ничего не понимает. Объясняешь второй раз, он опять не понимает. Объясняешь ещё раз, уже сам начинаешь понимать. Действительно, когда ты задумываешься о вещах, которые хочешь объяснить другому, они проясняются. Что касается моего опыта, могу сказать, что я не жалею, что занимаюсь органной педагогикой восемнадцать лет. Я всегда с радостью иду в класс к ученикам, среди которых есть и талантливые ребята. Я отдаю им много времени и сил, многое вкладываю, и безумно радуюсь, если вижу взаимную отдачу. Ведь без трудолюбия на одном таланте не выедешь. Тем более приятно, что одну мою девочку – Аделину Фатхутдинову - пригласил к себе в класс ректор Казанской консерватории, профессор Рубен Кабирович Абдулин, а другую – Тамиллу Сарымсакову – профессор Каннской консерватории Эрван Прадо, по словам которого, из 24 студентов его класса 10 практически готовые к концертной деятельности органисты. Так вот моя Тамилла, за короткий срок учёбы во Франции, стала лидером в этой группе.

Властелин души Муниры Аминовой

Мастер-класс Оливье Латри с учениками Муниры Аминовой


- Безусловно, в этом благотворную роль сыграли ваши педагогические университеты. Известно, что в нашем независимом государстве вначале под руководством Первого Президента Ислама Каримова, а сегодня Шавката Мирзиёева ведется широкомасштабная и последовательная работа по повышению музыкального образования на качественно новый уровень, формированию и укреплению в народе, особенно среди молодежи, духовного иммунитета, в том числе путем ознакомления с мировой музыкальной классикой.

- И ярким тому подтверждением является открытие 11 ноября 2006 года Органного концертного зала в Государственной консерватории Узбекистана. Этот инструмент, изготовлен германской фирмой «Solimpex e.K. Eisenbrth», имеет три мануала, 42 регистра, около 3,5 тысяч духовых трубок.

- Теперь вы на нем постоянно играете. Что он значит для вас?

- Я думаю, что за одиннадцать лет, что я играю на этом органе, мы очень друг с другом сблизились. Каждый день, когда я захожу в Органный зал нашей консерватории, всегда кланяюсь ему и здороваюсь с ним. Я очень люблю этот инструмент. Он мой король, без которого я не мыслю своей жизни.

- Музыка, давая много вашему внутреннему миру, наверное, ограничивает мир внешний. Музыкант себе не принадлежит, это так?

- В этом мире, если музыкант хочет заниматься своим любимым делом, очевидно, нужно идти на какие-то жертвы. Между прочим, с годами я не сокращаю, а увеличиваю количество концертов и выбираю те программы, которые непременно хочу сыграть. Другое дело, конечно, что я хотела бы больше читать, смотреть хорошее кино, да и просто проводить больше свободного времени со своей семьёй. Тем не менее, орган для меня всё: он - моя жизнь, моё дыхание! И по-другому быть не может. Орган — гениальное изобретение человека, инструмент, доведённый до совершенства. Он действительно способен быть властелином душ.

- Как вы считаете: у органной музыки есть будущее?

- Я в него верю. Минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам органная музыка, особенно ценны и благотворны. А аншлаги, которые собирали мои концерты, и будут собирать – я в этом уверена - только подтверждают это.


Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Муниры Аминовой.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Болгария открывает свои двери для трудовых мигрантов из Узбекистана

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Официально: Президент подписал указ о выплате всем работающим пенсионерам пенсий в полном размере

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова