Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Властелин души Муниры Аминовой

Властелин души Муниры Аминовой

Кто поверит сегодня, что в 50-е годы прошлого столетия залы на органных концертах пустовали, а органистов называли неудачниками «из несостоявшихся пианистов»? В стране не то, что органов — роялей хороших не было. Сегодня всё изменилось. Известная ташкентская органистка доцент кафедры специального фортепиано и органа Государственной консерватории Узбекистана, заслуженный наставник молодёжи республики Мунира Аминова собирает полные залы.

Властелин души Муниры Аминовой

Мунира Аминова с органистом Оливье Латри


Она одна из немногих талантливых музыкантов Узбекистана, посвятивших свою творческую деятельность органу, которому не устает признаваться в любви. Он для неё король инструментов, сразивший её ещё в детстве. Она окончила Ташкентскую консерваторию по классу фортепиано доцента Ю.А.Кензера и органа доцента, заслуженной артистки Узбекистана Р.Ш.Каримовой, получив золотую медаль «За успехи в учёбе и творчестве». Так что по одной специальности Мунира Аминова пианистка, по другой – органистка, убеждённая в том, что классическая музыка бездонна и обширна настолько, что можно смело посвятить ей всю свою жизнь и не разочароваться. Правда судьба не так давно пыталась вычерк​нуть ее имя из мира музыки, но она не сдалась. С этого и началась наша беседа.

Мунира, с февраля месяца уходящего года Ваше имя исчезло с афиш нашей консерватории, осиротел без Вас орган, впрочем, как и Ваши слушатели. Что произошло?

— Несчастный случай. Шла к машине, поскользнулась… упала… В результате получила серьёзную травму, которая вышибла меня из жизни на полгода, приковав к постели. Но, видимо, я родилась с огромной энергией и силой воли, поэтому и победила. Слава Богу, я уже в строю с любимым органом и учениками.

— А откуда у вас страсть к органу?

— Главная причина — любовь к музыке Баха. Он сам был органистом и написал девять томов органной музыки. Желание играть Баха вынудило меня играть на органе. Музыка Баха кажется мне наиболее совершенной, гармоничной. Это абсолют в искусстве. Даже если вы зайдете в музыкальный магазин, то увидите, что наиболее исполняемый композитор сейчас — это Бах. Я знаю многих людей, не имеющих отношения к музыке, — они слушают именно Баха. Его принимают абсолютно всё.

- А если бы сегодня вы встретили Иоганна Себастьяна Баха, о чём бы спросили его?

- Ни о чём. Я просто преклонилась бы перед ним. Величие Баха затмевает всё. Он для меня навсегда остался Библией музыки. Считаю, что у Баха можно, как и в Библии, найти начало всего.

Властелин души Муниры Аминовой

Творческая встреча с Оливье Латри


- Вы не только органистка, но и пианистка. В плане обертонов, в плане охвата концертного зала у рояля возможности гораздо скромнее по сравнению с органом, который сам по себе является вполне самодостаточным инструментом, создающим уникальную акустику. Вполне возможно, что что-то орган в Вас коренным образом изменил – обращение к этому сакральному инструменту и к музыке Баха не может пройти бесследно…

- Конечно, Вы правы. Моя любовь к Иоганну Себастьяну Баху – это абсолютный приоритет. И, наверное, поэтому, когда я закончила фортепианный факультет консерватории, я начала заниматься на органе. Сегодня, кроме удовольствия, которое я сама получаю от игры на этом инструменте, орган мне еще много дал в плане музыкального развития и полифонического слуха. Я играла сочинения для органа Баха, Моцарта, Франка, Брамса и многих других зарубежных композиторов, а также и узбекистанских авторов. Конечно, программы моих органных концертов всегда разные. И я серьёзно к ним готовлюсь. Каждый органный концерт является для меня огромной ответственностью, но я без этого прожить уже не могу, меня это постоянно подогревает.

- Органисту всегда нужен слушатель-советчик со стороны. Кто консультирует вас в последние годы?

- Поскольку я занималась у Розы Шакировны Каримовой, то долгие годы моим лучшим слушателем-консультантом была она, мой любимый педагог, к сожалению, ныне покойная. Ученица Надежды Николаевны Бакеевой и Арсения Николаевича Котляревского она в течение долгих лет являлась бессменным руководителем органного класса Ташкентской консерватории. Глубокий и вдумчивый музыкант, Роза Шакировна много и с успехом концертировала, в Ташкенте публика услышала в ее исполнении целый ряд шедевров европейской органной музыки. Она всегда приходила на мои концерты, гордилась мною. С её уходом я ощутила невероятную пустоту. Однако, следуя заветам своего педагога, стала ещё ответственнее относиться к своей профессии. Помню, поставила цель: играть и понимать. Знаете, и это сыграло невероятно позитивную роль.

- Вы преподаете в консерватории. Говорят, педагогика – природный дар. Психологи считают, что когда ты преподаёшь предмет, то какой-то опыт сам для себя лучше уясняешь. Что в этом случае дает Вам педагогический опыт?

- Вы правильно говорите, бывает так: объясняешь ученику, он ничего не понимает. Объясняешь второй раз, он опять не понимает. Объясняешь ещё раз, уже сам начинаешь понимать. Действительно, когда ты задумываешься о вещах, которые хочешь объяснить другому, они проясняются. Что касается моего опыта, могу сказать, что я не жалею, что занимаюсь органной педагогикой восемнадцать лет. Я всегда с радостью иду в класс к ученикам, среди которых есть и талантливые ребята. Я отдаю им много времени и сил, многое вкладываю, и безумно радуюсь, если вижу взаимную отдачу. Ведь без трудолюбия на одном таланте не выедешь. Тем более приятно, что одну мою девочку – Аделину Фатхутдинову - пригласил к себе в класс ректор Казанской консерватории, профессор Рубен Кабирович Абдулин, а другую – Тамиллу Сарымсакову – профессор Каннской консерватории Эрван Прадо, по словам которого, из 24 студентов его класса 10 практически готовые к концертной деятельности органисты. Так вот моя Тамилла, за короткий срок учёбы во Франции, стала лидером в этой группе.

Властелин души Муниры Аминовой

Мастер-класс Оливье Латри с учениками Муниры Аминовой


- Безусловно, в этом благотворную роль сыграли ваши педагогические университеты. Известно, что в нашем независимом государстве вначале под руководством Первого Президента Ислама Каримова, а сегодня Шавката Мирзиёева ведется широкомасштабная и последовательная работа по повышению музыкального образования на качественно новый уровень, формированию и укреплению в народе, особенно среди молодежи, духовного иммунитета, в том числе путем ознакомления с мировой музыкальной классикой.

- И ярким тому подтверждением является открытие 11 ноября 2006 года Органного концертного зала в Государственной консерватории Узбекистана. Этот инструмент, изготовлен германской фирмой «Solimpex e.K. Eisenbrth», имеет три мануала, 42 регистра, около 3,5 тысяч духовых трубок.

- Теперь вы на нем постоянно играете. Что он значит для вас?

- Я думаю, что за одиннадцать лет, что я играю на этом органе, мы очень друг с другом сблизились. Каждый день, когда я захожу в Органный зал нашей консерватории, всегда кланяюсь ему и здороваюсь с ним. Я очень люблю этот инструмент. Он мой король, без которого я не мыслю своей жизни.

- Музыка, давая много вашему внутреннему миру, наверное, ограничивает мир внешний. Музыкант себе не принадлежит, это так?

- В этом мире, если музыкант хочет заниматься своим любимым делом, очевидно, нужно идти на какие-то жертвы. Между прочим, с годами я не сокращаю, а увеличиваю количество концертов и выбираю те программы, которые непременно хочу сыграть. Другое дело, конечно, что я хотела бы больше читать, смотреть хорошее кино, да и просто проводить больше свободного времени со своей семьёй. Тем не менее, орган для меня всё: он - моя жизнь, моё дыхание! И по-другому быть не может. Орган — гениальное изобретение человека, инструмент, доведённый до совершенства. Он действительно способен быть властелином душ.

- Как вы считаете: у органной музыки есть будущее?

- Я в него верю. Минуты самоуглублённого размышления, которые дарит нам органная музыка, особенно ценны и благотворны. А аншлаги, которые собирали мои концерты, и будут собирать – я в этом уверена - только подтверждают это.


Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Муниры Аминовой.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова