34.9 C
Узбекистан
Суббота, 11 июля, 2020

Дорога к раю. Какова она?

Топ статей за 7 дней

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Автовладельцы четырех районов Ташкента выступили против массового сноса автостоянок (видео)

Несмотря на то, что кварталы, дворы, детские площадки и зеленые зоны заполонили автомобили, строительство многоуровневых стоянок городские...

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,090участниковПодписаться
Дорога к раю. Какова она?

Каждый человек на земле хоть раз в жизни, наверное, задумывался над этим извечным вопросом. Как пройти свой путь, чтобы оказаться в мире вечного блаженства? Какими качествами нужно обладать? Что можно делать, а чего нельзя?

Ответы на эти вопросы, скорее всего, получил тот, кто побывал холодным февральским вечером в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, где состоялась мировая премьера оперы «Дорога в рай» узбекского композитора Нурали Эркаева. Написана она по одноименной поэме нашего великого современника, Народного поэта Узбекистана, Героя республики Абдуллы Арипова. Ее исполнение было представлено в концертном варианте Молодежным Симфоническим Оркестром и Молодежным Хором Узбекистана (художественный руководитель Ю.Хуснутдинова) под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Солистами выступили лауреат Государственной премии «Нихол» Фарход Камбаров, заслуженные артисты республики Маъсума Болтабоева и Женисбек Пиязов, солисты ГАБТа имени Алишера Навои Рахим Мирзакамалов и Бегзод Давронов. После успешной премьеры оперы нам удалось поговорить с ее автором о творчестве, о любви и о смысле жизни:

— Нурали, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша музыкальная карьера? Ведь, насколько мне известно, о композиторском творчестве вы и не помышляли?

— Да, действительно, получив двенадцатилетнее музыкальное образование, я хотел заняться бизнесом (смеется)… А началось все достаточно «традиционно». С первого класса родители отдали меня учиться в Республиканский Специализированный Музыкальный Академический Лицей имени Рейнгольда Глиэра на отделение академического фортепиано. Не прижившись там, я вскоре оказался на факультете эстрадного фортепиано в классе замечательного педагога, композитора Энмарка Салихова. Но и это не заинтересовало меня на должном уровне. Признаться, я был большим лентяем и часто прогуливал занятия. Педагоги уже не знали, как со мной справляться, а я с ужасом думал, как буду сдавать экзамены. Но вот я закончил лицей, так и «не подружившись с музыкой», однако дорога все-таки привела меня в стены Государственной консерватории Узбекистана. Родители решили отдать меня на композиторский факультет. Главным педагогом здесь для меня стала Абдуллаева Ойдин Атомурадовна — замечательный композитор и человек, профессор кафедры «Композиции и инструментовки». Она буквально заставляла меня заниматься, хотела, чтобы я стал действительно достойным музыкантом. За время консерваторского обучения я участвовал в различных конкурсах, концертах, конференциях, начал писать произведения для различных инструментов и составов, в том числе и для ансамбля современной музыки «Омнибус». И вот теперь я жить не могу без творчества. Ойдин Атомурадовне я обязан всеми своими достижениями и успехами. Если бы не она, композитором бы я не стал.

— Вы упомянули, что участвовали в различных конкурсах. Скажите, пожалуйста, а какой из конкурсов Вы считаете действительно Вашим достижением?

— Думаю, достижением стало первое место на международном конкурсе молодых композиторов «Маэстро», который проходил в Украине в 2012 году. Весьма интересны и сложны были условия данного конкурса. За неделю до его начала нам была отправлена известная тема 24 каприса Паганини, на основе которой нужно было сочинить цикл вариаций. Сложность заключалась в том, что на данную тему уже существуют известные опусы Рахманинова, Брамса, Лютославского и главное, нужно было создать не копировку, не слепок, не бледную копию музыки того же, например, Рахманинова, а проявить новаторство, показать свой индивидуальный стиль.

— И ваш стиль был оценен по достоинству. Цикл вариаций – достаточно крупный жанр. Скажите, пожалуйста, а какими еще жанрами представлено Ваше творчество?

— Можно сказать, что я тяготею к крупным жанрам. В моем музыкальном багаже имеется «Концерт для фортепиано с оркестром», «Фантазия для духового оркестра», «Узбекское каприччио для симфонического оркестра». Последние два произведения, к сожалению, так и не прозвучали на концертной сцене, так как пока еще существуют проблемы с реализацией композиторского творчества. Не следует забывать о том, что дальнейшая жизнь твоего произведения сегодня во многом зависит от инструментовки, то есть от того, насколько удобно и легко написаны партии инструментов. В этом я убедился на собственном опыте. Помимо вышеперечисленных произведений я давно мечтал о создании оперы.

— И написали оперу-ораторию «Дорога в рай» по поэме Абдуллы Арипова. Расскажите поподробнее об истории возникновения данного опуса.

— Опера была написана в прошлом 2016 году, когда я заканчивал обучение в магистратуре. Поступив, я уже тогда решил, что хочу создать крупное, масштабное не только по размерам, но и по глубине воздействия произведение. И возник резонный вопрос по поводу сюжета. Это реальная проблема в наше время: найти подходящий сюжет, потом найти либреттиста, который смог бы грамотно составить либретто для будущего произведения. К сожалению, профессия либреттиста сегодня уже не считается профессией, тогда как история хранит память о выдающихся либреттистах Лоренцо да Понте, Пьетро Метастазио, Эмануэля Шиканедера, Франческо Пьяве, которые высоко ценились как специалисты. Однако сегодня об этом забыли и очень жаль. В итоге либретто пришлось писать самому. Что касается самого сюжета, то о поэме «Дорога к раю» я узнал от своего друга, который посоветовал мне ее прочитать. Это произведение нашего узбекского писателя Абдуллы Арипова действительно выдающееся, и оно, как говорится, на века. Размышления о философском смысле добра и зла, о Рае и Аде, о земных грехах и об их искуплении, о любви и красоте ставят эту поэму в один ряд с великими творениями Данте, Гете, Томаса Манна.

Дорога к раю. Какова она?

— Скажите, а наш великий современник знал о Вашем творческом замысле?

— Да, мне выпало счастье лично познакомиться с Абдуллой Ариповым. И он был очень рад моему желанию написать оперу на его сюжет. Рад потому, что сам считал «Дорогу к раю» одним из лучших своих произведений. Мы с ним подолгу беседовали, и эти беседы стали для меня откровением. Он делился со мной своими ценными, глубокими мыслями о творчестве, о жизни, о вечном. Знаете, он был действительно уникальным человеком — широко образованным, мудрым и очень хорошим. Я очень сожалею, что он так и не увидел постановки своего детища. Когда мы планировали с Камолиддином Уринбаевым концертное исполнение оперы, то, естественно, пригласили Абдуллу Арипова, но в ноябре прошлого года он, к сожалению, ушел от нас. Уверен, его дорога ведет только в рай.

— Нурали, создавая этот опус, какого эффекта в музыкальном отношении вы хотели достичь?

— Я стремился к простоте и доступности музыкального изложения. Я пытался создать музыку для народа. Признаться, для меня, как композитора, важно было, чтобы мою музыку потом пели, чтобы мелодии запоминались и сразу ложились на слух.

— «Дорога к раю» была исполнена Молодежным Симфоническим Оркестром под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Расскажите, как проходили репетиции?

— Вы знаете, работа с маэстро и его оркестром – одно удовольствие. Сегодня проблема многих молодых дирижеров, кроме Камолиддина Уринбаева и Азиза Шохакимова, состоит в том, что они совершенно не работают над интерпретацией. Они занимаются в основном «математикой» – считают ритм, то есть просто держат ритмическую сетку. А ведь интерпретация – основополагающее качество дирижера, которой нужно заниматься. Сидя на репетициях, я наблюдал за молодым маэстро. Он поразительно чувствует темп, работает над фразировкой, над штрихами, над динамикой, над драматургией. После такой тщательной работы оркестранты начинают вникать в суть произведения и начинают любить и слушать каждую его ноту. Думаю,именно поэтому премьера оперы прошла просто замечательно.

— А что Вы скажете по поводу солистов? Устроила ли Вас их интерпретация Ваших героев?

— Безусловно, есть как плюсы, так и минусы. Кому-то не хватило времени, кому-то усидчивости, а кому-то опыта, но в целомя доволен. Очень приятно было работать с тенором Бегзодом Давроновым — главным персонажем оперы, с сопрано Маъсумой Болтабоевой. Прекрасные актерские данные показал бас Женисбек Пиязов. Особенно я восхищен талантом баритона — Рахима Мирзакамалова.

— Итак, прозвучало концертное исполнение Вашей оперы. Скажите, планируется ли ее постановка на сцене оперного театра?

— Да, конечно. В настоящее время ведутся переговоры о постановке «Дороги к раю» за рубежом, в Кувейте. Запланирована и ее телевизионная версия на одном из каналов республиканского телевидения. Но мне бы очень хотелось увидеть свою оперу на сцене нашего оперного театра имени Алишера Навои.

— А как вы думаете, какова она — дорога к раю?

— Через любовь и верность.

Дорога к раю. Какова она?

Несколько интересных фактов из жизни Нурали Эркаева:

• Автор пишет свою музыку только в стенах консерватории.
• В декабре прошлого года у молодого композитора родился первенец.
• При написании музыки он использует не компьютерные нотные программы, а только нотную бумагу и карандаш.

ЗАРИНА ХАМЗИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

ЮНЕСКО осудило решение властей Турции превратить собор Святой Софии в мечеть

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) лишен статуса музея и зарегистрирован как мечеть, сообщает агентство Anadolu со...

Не предавайте родителей!

Блудный сын, ушедший из дома в поисках лучшей жизни, прошел тысячи дорог, голодал, терпел нужду и лишения, был на грани жизни и...

Телефонный разговор между мужчинами с голосами Путина и Порошенко вызвал скандал в Украине. Аудиозапись

В Украине депутат украинского парламента Андрей Деркач "сбросил" в сеть аудиозапись, которую называют разговором между президентами России и Украины .

В первый день карантина диагностировано 463 больных Covid-19

Из них 268 были обнаружены в карантинных учреждениях и 195 среди населения. 3 пациентам с коронавирусом в Ташкентской, Навоийской...

Более 90 тысяч узбекистанцев ждут возможности вернуться на родину из России

На сегодняшний день более 90 тысяч узбекистанцев ждут возможности вернуться на родину из России. Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел Республики...

Больше похожих статей