Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

Рассказывая об этом человеке, которого знаю более двух десятков лет, буквально сдерживаю себя от восторженных эпитетов. Ему удается каким-то необыкновенным образом заряжать людей творческих профессий своим деятельным энтузиазмом и творческим задором. Он всегда в движении, в творческом поиске. «Почивать на лаврах» это не про него. Казалось бы, пять лет народный артист Узбекистана, профессор Фарук Садыков находится на заслуженном отдыхе, однако, он, по-прежнему, востребован – это сотрудничество с симфоническими оркестрами и целым рядом известных коллективов народных инструментов ближнего и дальнего зарубежья, работа в качестве члена жюри международных конкурсов и фестивалей, переложение опусов как классиков, так и современных композиторов для различных оркестров, творческие встречи, интервью.


Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

Фарук Садыков. Юбилей (2006г.).


Словом, ни минуты покоя. А ведь за плечами у него работа художественного руководителя Государственным оркестром народных инструментов Узбекистана имени Т.Джалилова, который он возглавлял свыше 35 лет, встав за его пульт сразу по окончании консерватории. Мягкий по характеру, интеллигентный и деликатный Фарук Садыков становился твердым, принципиальным и требовательным, когда речь заходила о направлении деятельности оркестра и его репертуарной политики.

Отдавая себя без остатка коллективу, он добился его всеобщего признания, свидетельством чему является присвоение оркестру в 1980 году звания Государственный, а в 1991-м – Академический. С его именем связаны и другие победы, и успехи джалиловцев - это огромное количество сыгранных концертов как на родине, так и за ее пределами, восемнадцать записанных и выпущенных дисков с произведениями самых разных авторов, выступления на радио и телевидении, а также снятый фильм-концерт «Музыкальная палитра».

Благодаря этой своей сфере деятельности, маэстро Садыков в тридцать четыре стал заслуженным артистом Узбекистана, а в пятьдесят три – народным. Это ему посвятили свои опусы Т.Курбанов и М.Атаджанов. Такая стремительная карьера может создать у стороннего наблюдателя обманчивое впечатление, что ему все дается легко и сразу. Но лишь сам Фарук Садыков точно знает, сколько ступеней мастерства ему пришлось преодолеть на этом пути и сколько титанического труда вложить. Обо всем этом и о той – другой, оборотной стороне его профессии мне удалось побеседовать с Фаруком Тоджиевичем. А поводом для нашей встречи послужил юбилей маэстро.

- Итак, в канун Нового года, 31 декабря, вам исполнилось 70 лет. На ваше имя пришло большое количество поздравлений. Безусловно, приятно, когда столько людей помнят о вас, желают здоровья, благополучия, успехов. Семьдесят лет, на ваш взгляд, – это много или мало?

- Мне повезло, я прожил свои семьдесят лет без войны, ведя творческую, наполненную событиями жизнь. Главное, что все эти годы я жил, наслаждаясь этой жизнью. Впрочем, я наслаждаюсь ею до сих пор. Жизнь - это подарок от Бога. Итак, мне семьдесят. Много это или мало? На первый взгляд и впрямь мгновение. Но еще в древности люди ценили жизнь не за длину, а за содержание. Кто-то из великих сказал: «Если вы выбрали труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас найдет». Я выбрал музыку, которая всегда была и остается для меня маяком.

- Тогда в чем, по-вашему, назначение искусства и музыки, в частности?

- Искусство и музыка формируют личность во всех смыслах. Без них, уверен, человеком не станешь. Музыка считается в какой-то мере элитарным искусством, потому что она не всем доступна. Но для слушания она практически доступна любому человеку. И музыки замечательной — бездна. Поэтому сочувствую тем, кто лишает себя этого.

Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

Афиши концертов Ф.Садыкова

- Каким был ваш юбилейный год?

- Очень насыщенным и продуктивным. У меня были концерты в Башкортостане, России, Америке и Китае. Мои выступления прошли на одном дыхании. Особо отмечу два из них: один с симфоническим оркестром, базирующимся в городе Хэйс штата Канзас, а другой с симфоническим коллективом Шеньяна – крупнейшего города в северо-восточной части Китая. В первом я дирижировал увертюрой «Кориолан» Бетховена и поэмой «Памяти учителя» Тулкуна Курбанова, с которым я много сотрудничал, работая в оркестре узбекских народных инструментов. Эту поэму Тулкун Умарович написал специально для нашего коллектива, а я переложил ее на симфонический оркестр. Публика после исполнения «Памяти учителя» устроила овацию, чему я был искренне рад, потому что Курбанов – глубокий и самобытный композитор, чье творчество должно быть востребовано на родине.

Кстати, в первом отделении концерта дирижировал мой старший сын Шахрух. В первой профессии он – альтист. Много выступал как солист и ансамблист. Теперь увлекся дирижированием, и я этому очень рад. Однако с альтом он не расстается, чувствуя себя одинаково комфортно и с инструментом, и за дирижерским пультом.

Что касается концерта в Шеньяне, то он был монографическим. Впервые я дирижировал Брамсом, являющимся одним из главных представителей периода романтизма. В программе: Вторая симфония, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром и Академическая увертюра. Оркестр невероятно масштабный: там только по пять пультов у виолончелей и контрабасов, представляете?! Мы совместно созидали и творили музыку. И по окончании концерта публика нас настолько сердечно благодарила, что пришлось бисировать Вступлением к опере «Кармен» Бизе.

- Оркестр – это инструмент, на котором «играет» дирижер, или часть совместного творчества?

- Правильным будет последнее, и это очень важный принцип. Оркестранты ваши коллеги, и вообще, если проанализировать, дирижер же сам не производит ни одного звука, играют-то они. Естественно, это очень сильное совместное творчество. И еще я убежден, что в успешном результате многое зависит не только от профессиональных качеств дирижера и музыкантов, но и от атмосферы отношений. Музыка – это эмоции, всегда включается сердце.

- Я, наверное, не буду оригинальной, если спрошу, в какой момент вы решили, что свяжете жизнь именно с музыкой?

- Наверное, задача и обязанность каждого родителя – это помочь и поспособствовать тому, чтобы ребенок «нашел себя». Я вырос в интеллигентной семье, где не было музыкантов: отец был врачом-хирургом, а мама учительницей начальных классов. Тем не менее, музыку они любили, и она в нашем доме звучала постоянно. В семье нас было пятеро детей, трое из которых впоследствии стали музыкантами. И я, конечно, в большей степени обязан своему отцу, благодаря которому я в тринадцатилетнем возрасте оказался учащимся школы-интерната имени Глиэра по классу рубаба Бурибая Мирзахмедовича Мирзахмедова, а по классу дирижирования оркестром – у заслуженного артиста Узбекистана Эргаша Ташматова. Поначалу мне было очень трудно, ведь я не имел базового образования, поэтому получал двойки по теории и сольфеджио, которые, благодаря усердным занятиям, к концу четверти исправлял на тройки. Сколько себя помню, я всегда много работал над собой. В результате выпускные экзамены сдал на «отлично». В тот год в комиссии сидели профессора ташкентской консерватории Ашот Иванович Петросянц и Феоктист Никифорович Васильев, которые заметили меня и впоследствии зачислили в свой класс, когда я поступил в консерваторию.

- Насколько мне известно, и здесь вам повезло с учителями, которые мудро направляли вас в океане будущей профессии. После успешного окончания консерватории по классу рубаба, вы поступили на факультете оперно-симфонического дирижирования в класс Мухтара Ашрафи - выдающегося дирижера, музыканта, педагога, человека с большой буквы. Вскоре из рубабиста вырос дирижер, и в стали за пульт оркестра народных инструментов Узбекистана имени Т.Джалилова. Что для Вас идеальный оркестр? Профессиональный уровень дирижера или профессиональные музыканты?

- Есть очень хорошая фраза, которую я вспоминаю, бывая на откровенно неудачных концертах: «Нет плохих оркестров, есть плохие дирижеры».

Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

На сцене Дворца «Туркистон» с народными артистами Узбекистана: М.Раззаковой, Ф.Закировым и Н.Абдуллаевой.


- А хороший дирижер это максимальное образование или в большей степени талант?

- Это совокупность таланта и образования, потому что чем талантливее человек, тем выше требования.

- Тогда что для Вас талант?

- Вопрос, прямо скажу, непростой. Вспомним, однако, словарь Ожегова, где черным по белому написано «талант - это выдающиеся врожденные качества, особые способности». Действительно, Кутузов был талантлив в тактике и стратегии, Чехов - в литературе, а Винсент Ваг Гог - в живописи. Но, согласитесь, одним природным даром здесь дело явно не обошлось. Например, можно обладать абсолютным слухом, но не стать Моцартом. Я думаю талант не просто одаренность, а это умение грамотно распоряжаться и управлять тем, что тебе дано.

- А вы какого стиля руководства придерживаетесь?

- Конечно, руководитель должен быть уверен в своих решениях. И в то же время нужно быть очень гибким, не перегибать палку. То есть надо быть строгим и в то же время человечным. Обязательно! Грубый разговор – это страшное дело. Нужно уметь убеждать, и оркестр непременно пойдет вам навстречу. Вы знаете, у оркестрантов существует шутка: «Пока дирижер дойдет до пульта, мы уже можем определить – он будет нами руководить или мы им?!» Однако в каждой шутке есть доля правды.

- Есть ли у Вас желаемое и не исполненное?

- Конечно, есть. Я играл много самой разной музыки, но, по сравнению с тем, что создали композиторы в мировом масштабе – это капля в море. Очень хочу исполнить Девятую симфонию Бетховена, произведения Баха, Малера, Стравинского. И еще мечтаю поработать над какой-нибудь оперой.

- Существует ли зависть между коллегами и мешает ли она?

- Я слишком рано узнал, что правильно, а что неправильно, что мерзко, а что достойно. Бесспорно, зависть – мерзкое чувство. Хотя ощущение восторга от чьей-то прекрасной работы всегда где-то сродни с ощущением зависти, но только белой. И это хороший стимул для дальнейшей работы над собой.

Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

На сцене ГАБТа имени А.Навои с народной артисткой Узбекистана М.Раззаковой (верхний снимок) и с сыном – лауреатом Международных конкурсов Ш.Садыковым (нижний снимок).

- У вас было много кумиров?

- В первую очередь это мои учителя – Мухтар Ашрафович Ашрафи и Ашот Иванович Петросянц, перед которыми я преклоняюсь и сегодня. Каждый из них был яркой индивидуальностью, буквально притягивающей к себе все внимание. Они неистово служили своей профессии. А из современных дирижеров у меня вызывает восхищение творчество Юрия Темирканова. Для него дирижирование - полное погружение в профессию, и я это в нем очень ценю. Он предан музыкальной мысли, предан композиторам. А самое главное - Юрий Хатуевич преданно служит искусству, а не занимается самолюбованием.

- А какой, на ваш взгляд, самый верный путь к успеху?

- Я думаю, что верный путь к успеху – это, как правило, труд. Он - единственный барометр, мерило и ориентир: что человек может или не может. Как бы хорошо музыкант о себе ни говорил, достаточно его увидеть или услышать один раз, чтобы понять, что он из себя представляет. И ещё, безусловно, ему должна сопутствовать удача.

- Начни все сначала, что бы Вы сделали иначе?

- Возможно, я потерял много времени, пройдя свой творческий путь. А может, и нет. Ведь, когда готовишь вкусную пищу, нужно для этого время. Так же, наверное, и из меня сразу бы не получился народный артист Узбекистана. Поспешишь – людей насмешишь. И все-таки, если повернуть время вспять, я бы добился многого гораздо быстрее.

- Вы своей жизнью довольны?

- Да, доволен, несмотря на то, что иной раз она была и сложной, но, может быть, это каким-то образом и закалило меня.

- Что бы вы пожелали самому себе?

- Как можно дольше оставаться в своей профессии, поэтому я постоянно работаю над собой и держу профессиональную форму.

Мы еще долго беседовали с Фаруком Тоджиевичем. и я узнала, что он разносторонний, увлекающийся и обаятельный человек, обладающий острым умом и тонким юмором. Рассказывал он неподражаемо, а его суждения были верными и меткими. Оказалось, что и сегодня он много читает, смотрит политические программы и российский канал «Культура», слушает записи своих зарубежных коллег, работает над партитурами, боевикам и фэнтези предпочитает исторические фильмы, любит заниматься хозяйством в своем загородном доме. К этому следует добавить и увлечение йогой, которая, по признанию маэстро Садыкова, полезна для души и тела, потому как она очищает человека и на физическом, и на духовном уровне.

Фарук Садыков: «Музыка – мой маяк»

Выступление на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

От себя добавлю, что как дирижер он всегда сохраняет собственный почерк, умеет подчинить себе музыкантов и вызывать восхищение у слушателей. Его трактовки привлекают свежестью концепций, пламенностью чувств, убедительностью драматургических решений. А предназначением Фарука Садыкова была и остается музыка – его вечный маяк.


Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

«Потому что нет бумажки»: ведущие передачи «Орел и решка» рассказали, как им запрещали вести съемки в Ташкенте (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Президент утвердил в будущем году три дополнительных нерабочих дня

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова