Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

Ее имя в переводе означает «услада души», «утеха сердца». Как точен был выбор родителей, давших его своей новорожденной дочери. Позже оно станет известно не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами, а галантные мужчины заметят, что она и ее музыка – это и есть услада души.

Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

Сегодня Дилором Сайдаминова принадлежит к числу наиболее значительных современных композиторов второй половины XX века. Ее называют классиком современной музыки. И имя этого автора связано с новизной, остротой и самобытностью ее музыкального языка. Она много и увлеченно работает. Созданное ею удивляет разнообразием и смелостью идей, и многое может сказать о «мире Сайдаминовой» в самых разных жанрах: от симфоний, инструментальных концертов до музыки к спектаклям кинофильмам и песням. Основой ее творчества является мир современника, в который она не только проникает, но и передает его суть в музыкально-поэтических образах. Эта ее способность делает сочинения композитора значимыми и привлекательными.

В жизни Дилором Ахматовна – наблюдательный и тонкий психолог, острый и артистичный собеседник, во всеоружии интуиции, памяти, эрудиции. Она невероятно занятый человек. Ее нет в социальных сетях. Она экономит каждую минуту. Безусловно, договорившись заранее, к ней могут прийти как коллеги, исполнители, музыковеды, так и журналисты, жаждущие сделать с ней интервью. Ведь это несложно: набрать номер ее домашнего или мобильного телефона, чтобы договориться о встрече. И когда вы переступите порог ее гостеприимного дома, то с первого мгновения станет ясно, что вы имеете дело с незаурядной личностью, человеком редких душевных качеств, воздействие позитивной ауры которой ощущают на себе все те, кто имеет счастье общаться с ней. Поводом к нашей встрече послужило одно из ключевых музыкальных событий недавнего времени - выпуск на CD и DVD сочинений композитора. С этого и началась наша беседа.
Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

- Дилором Ахматовна, недавно вышел альбом, с записью Ваших опусов. Изданный в Америке фирмой BLUE GRIFFIN, он адресован, прежде всего, ценителям камерной музыки, в основу которой положены мелодика и интонации восточного фольклора. Сегодня такие произведения услышишь нечасто: «Саратон», «Сабо», «Where there is no time…» и другие. Думаю, гурманы музыки уже в предвкушении истинного наслаждения. Вы умеете создать атмосферу. И Вы колоссальный мастер этого. Вашей музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема. Причем, погружаясь в эту атмосферу, из нее уже не хочется выходить. Скажите, пожалуйста, что движет Вашим творчеством?

- Звучание мира, звучание всего, что меня окружает. Предметы, люди, земля, солнце… Звучит все! Главное, нужно сконцентрироваться. И тогда можно услышать это. В моей голове все время звучит музыка. И я всецело отдаюсь этому звучанию, чтобы превратить его в метафору или в идею формы, погружаюсь в тончайшие миры, где все основано на ощущениях и ассоциациях. Но звучание это слишком сложное для того, чтобы его зафиксировать, записать. И вот тогда начинается работа. В этот момент я перестаю общаться, живя, как в келье, в разрыве с обществом. И в этом нет ничего удивительного: слишком трудная у меня специальность, чтобы найти время для общения, поэтому приходится чем-то жертвовать. А вот, люди, занимающиеся такими сложными науками, как математика, физика или биология не нуждаются в духовной концентрации в сравнении с музыкантами. Поэтому я и берегу свое время для погружений в этот звуковой мир.

Кстати, каждый новый опус пишу как в первый раз, пишу с волнением и муками, каждый раз прокладывая новую тропу в джунглях. И если мне удается ее проложить, то это великое счастье. В одном из интервью, София Губайдулина, близкая мне по духу коллега, сказала, что «любое произведение художника – это шествие на Голгофу». И она права.

Для меня самое важное в жизни - сказать правду. Абсолютную правду о том, что происходит внутри человека. Поэтому, когда я ставлю задачи – форма вытекает из содержания. Будучи максималисткой, люблю самые крайние эмоциональные всплески, крайние точки от высокого парящего на самых небесах до падения в обрыв, вниз.

- Что касается Вашего творческого почерка, то Вы, на мой взгляд, ему не изменяете, по-прежнему, используя разные технические приемы.

- Честно сказать, я как не была поклонницей какой-то одной техники, так ею и осталась. Мне всегда интересно использовать самые разные технические приемы. Композитор должен знать их как можно больше, уметь активно ими пользоваться для более точного и яркого воплощения своих идей. Это как речь: чем богаче твой словарь, тем точнее ты можешь выразить свои мысли, тем интереснее тебя слушать, и тем лучше тебя поймут. Всю свою жизнь я нахожусь в поиске оригинального, собственного музыкального языка. Я ненавижу подражание, и ненавижу избитые приемы!

- А когда пришло желание сочинять?

- Думаю каждый ребенок, подросток испытывает потребность выразить свои эмоции в музыке. Ну а если дома есть музыкальный инструмент, он это пытается сделать. Помню по себе. Интересное время! Не знаешь ни теории, ни законов гармонии, полифонии, формы и прочих премудростей. Все открываешь сама, выражая свои чувства, свое «я». Поначалу это были детские пьески, позже появились ноктюрн, вальс, этюды. Первым моим благодарным слушателем был мой папа. А когда ввели в «Успенке» факультатив по композиции, который стал вести замечательный композитор и педагог Борис Исаакович Зейдман, я стала его посещать. Потом я занималась у него в классе в консерватории и в аспирантуре.
Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

- С тех пор прошло много лет. Сегодня у Вас свой стиль - свободный, не принадлежащий к какому-либо определенному направлению. А характерными чертами почерка композитора Сайдаминовой являются высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. Ваши авторские концерты покоряют слушателей открытостью и щедростью души. Как вам это удаётся?

- Музыка – это язык души. Душа есть у всех, не имеет значения, узбечка вы, русская, итальянка или американка. Вы меня поймете и прочувствуете. Причем прочувствовать – гораздо важнее, чем понять, ведь все, что идет не от сердца, не имеет смысла. Я и на земле свершаю свои дела по велению сердца.

- На фестивале «Московская осень - 2012» Ваш опус «Амир Тимур» для ударных и симфонического оркестра имел феерический успех. Помню, как после его исполнения Вас поздравил один из российских художников, назвав Вас «обыкновенным гением». А Вы себя гением чувствуете?

- Я об этом никогда не думала… Да об этом и не стоит думать. Я сосредоточена на своей профессии. И это мое великое счастье. Безусловно, талант, который есть во мне – это дар свыше. Мне повезло, и я это воспринимаю как чудо, каждый раз погружаясь внутрь звука – в микроинтервалику, в тончайшую звуковую субстанцию, которая имеет совершенно таинственную энергию.
Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

- Вы сочиняете в разных жанрах, но какой из них вам ближе всего?

- Скорее всего, камерный. Однако круг своих интересов я нисколько не сузила. Наоборот, даже работая в камерном жанре, стараюсь достичь большей глубины. Мои сочинения малых форм звучат от тринадцати до восемнадцати минут. За это время я должна передать главное. Не случайно же художник на вопрос, сколько он отдал времени созданию картины, ответил: «Полчаса плюс всю свою предыдущую жизнь».

Кто-то из Ваших коллег сказал, что если у композитора его произведения не исполняются, то музыка не живет. То есть, если произведение не исполнено, это еще не искусство. А что Вы по этому поводу думаете?

- Безусловно, чтобы случилось настоящее искусство, нужна инициатива как того, кто сочинил, так и тех, кто будут исполнять, а также тех, кто будет слушать. Талант требуется и там, и там. И еще необходимо свою специальность держать на высоте, что тоже очень сложно. К счастью, в моем окружении есть такие люди. Люблю сотрудничать с Эльдаром Азимовым. Он не только замечательный музыкант, но интеллигентный, образованный и порядочный человек. Я с ним и его камерным оркестром «Туркистон» неоднократно сотрудничала. Эльдар Сарварович понимает мою музыку и всегда считается с моим мнением – мнением автора, и если я высказываю свои пожелания, он, как правило, доносит их до оркестра в надлежащий момент и в надлежащей форме. Романтический настрой маэстро и его музыкантов помогают мне «вытравливать» трагедию из своего творчества, и нести свет людям. Так появились две оркестровые миниатюры, посвященные Азимову и его коллективу – «Запах ночи» и «Танец дождя».

Из молодых дирижеров отмечу Камолиддина Уринбаева – художественного руководителя Молодежного симфонического оркестра, на концертах которого царят музыка, молодость, радость творчества. Артистичный, с потрясающей энергетикой, он умеет раскрыть суть каждого исполняемого произведения. Я ему бесконечно благодарна за исполнение моих опусов, и особенно за «Сад моего детства», «Памяти ушедших друзей», «Амир Тимур» и других.

- Однако вернемся к новому альбому, продюсером которого выступил Ваш сын Тигран Шиганян - лауреат международных конкурсов, обладатель докторской степени Мичиганского университета, консультант по классу скрипки в Институте музыки Флинта, успешно совмещающий преподавательскую деятельность с оркестровым исполнительством и дирижированием в симфонических оркестрах Лансинга и Каламазо. В прошлом выпускник школы Успенского и Ташкентской консерватории, он обладает невероятной стойкостью, завидным трудолюбием и профессионализмом и, по признанию маэстро Азимова, «настолько влюблен в музыку, что готов ее развивать везде», в том числе и в Узбекистане, не так ли?
Дилором Сайдаминова: «Жизнь в гамме звуков»

- Это действительно так. Тигран бескорыстно занимается подвижнической деятельностью, находя в своем плотном графике время для концертов в Ташкенте. А началась эта деятельность несколько лет назад. В очередной свой приезд он, на правах бывшего студента, подошел к Эльдару Сарваровичу и попросил сыграть с его «Туркистоном». Вопрос разрешился положительно. И с тех пор, когда сын приезжает, то он не только музицирует с этим коллективом, но и приглашает к совместному сотрудничеству других выдающихся зарубежных музыкантов, которые, кстати, неоднократно играли и с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана.

Что касается недавнего альбома, то Тигран не только продюсер, но и исполнитель всех музыкальных сочинений вошедших в него. В его лице я нашла единомышленника, невероятно глубоко меня понимающего. У меня с ним такие взаимоотношения, о которых можно только мечтать. Он так же, как и я, ощущает мир, безумно влюблен в музыку, умеет ее слышать. Мы с ним даже мыслим одинаково. Согласитесь, такое редко бывает. Тигран – мое продолжение.

- Вы можете назвать самый счастливый день в вашей жизни?

- У меня их было немало. В первую очередь, это дни рождения моих замечательных сыновей Тимура и Тиграна, рядом с которыми я всегда чувствую себя женщиной.

Это дом моего детства, в котором была замечательная атмосфера, любовь и взаимное уважение. Мои родители не были профессиональными музыкантами, но музыку любили страстно. Мама, имея начальное музыкальное образование, неплохо играла на рояле, а папа – на дутаре. Мне очень грустно, что их уже нет в живых, но они всегда в моем сердце. Папа с мамой любили друг друга, и это всегда согревало нас. Мы, дети, тоже относились к ним с огромной любовью. Наш дом был уютным и гостеприимным. И я его очень часто с теплом вспоминаю. Родители сыграли главную роль в выборе моей профессии. Они очень хотели, чтобы я училась музыке. Так, я стала ученицей фортепианного отдела Республиканской специальной музыкальной школы-интерната имени Успенского, а потом и студенткой консерватории, которую я закончила как пианистка и композитор.

В числе счастья и победа на престижном международном конкурсе композиторов в Мангейме, на котором прозвучало мое камерно-вокальное сочинение «По следам Франчески». Отбор на этом форуме был очень жёстким. И всё же я справилась с конкурсным заданием - музыка Узбекистана прозвучала на этом состязании впечатляюще.

Ну, а самое мое великое счастье – Бог дал мне дар, который я стараюсь оправдать трудом.

- Осталось ли в жизни композитора Сайдаминовой место для Сайдаминовой-женщины?

- Вы знаете, я не обделена в этом смысле ничем. Свою женскую сущность я очень высоко ценю. Некоторые считают, что в моем творчестве есть мужское начало, но мне кажется, что я «чистая женщина» со своими плюсами и минусами. Всю жизнь стараюсь следить за собой. Ухоженные женщины – моя слабость. Люблю пешие вечерние прогулки. Однако перед тем как лечь спать, в голове у меня всегда есть пища для размышлений на следующий день. Ощущение непрерывности процесса, перетекающего через ночь.

- Легко ли Вам в бытовом плане? Многим трудно представить Вас, к примеру, моющей посуду.

- Я, конечно же, отдаю быту определенную часть времени, желательно ту, когда свободна от своей профессии. И делаю все то, что необходимо человеку. Причем, делаю с большим удовольствием. Особенно люблю кухню, на которой фантазирую собственными рецептами. Согласитесь, приготовление пищи – это тоже творческий процесс. И я его люблю. Обожаю баловать своими кулинарными изысками старшего сына Тимура и внука Малика. Они живут недалеко, поэтому часто бывают у меня. Ну а когда из-за океана прилетает Тигран, то я на период его пребывания в Ташкенте «замораживаю» все свои творческие планы, и становлюсь матерью, архивариусом, секретарем, кухаркой сына. (Улыбается).

- У Вас замечательные сыновья и внук. Вы живёте в окружении сильного пола. Что вы цените в мужчинах?

- Благородство, ум и великодушие.

- А в коллегах?

- Преданность своей профессии. Нужно любить не себя в искусстве, а искусство в себе. Я беру пример, со своих дорогих учителей.

- У вас есть творческое кредо?

- Безусловно. Художник должен быть искренним и честным. Ложь или лукавство в искусстве мгновенно ощущаются.

Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

В Москве умер Вадим Кучеров

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова