Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Александр Барковский. Фото Юрия Веденина

С 3 по 7 октября Академия художеств Узбекистана и хокимият города Ташкента проведут VIII Ташкентскую биеннале современного искусства «Раздвигая границы – объединяем мир». Работы участников должны отразить бытие современного человека, постоянно сталкивающегося с ограничениями, непониманием и преодолением границ. Кому же, в числе прочих, участвовать в подобном проекте как ни нашему соотечественнику – художнику Александру Барковскому, все творчество которого направлено на преодоление ограничений?!
Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из проекта «Цыганские мадонны», проданная на аукционе Sotheby's. Серия основана на фотопортретах среднеазиатских цыган. Ручная литографская печать, акварель, темпера и гуашь.

Об этом свидетельствует уже тот факт, что Александр – первый художник в истории независимого Узбекистана, работа которого в 2013 г. продана на аукционе «Сотбис»*.

В преддверии Ташкентской биеннале Александр любезно согласился дать краткое интервью.
Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из проекта «Место на земле». Серия основана на фотопортретах жителей Сурхандарьи. Офсетная печать на акварельной бумаге, тонированной чаем. Акварельные краски, темпера, каллиграфическое письмо.

– Какие ваши проекты отобраны организаторами для участия в бьеннале?

– Один проект я подготовил в соответствии с таким аспектом заданной темы, как «бренность и вечность (материальное – нематериальное)». Технически – это арт-объект, восьмиконечная звезда с размахом лучей три метра. У каждого луча – по три грани, в результате получается двадцать четыре поверхности. Жесткий каркас звезды будет обтянут тканью с аппликациями из национальных тканей в традиционной технике курак. Работа выполнена сурхандарьинскими швеями. Декор аппликаций восходят к искусству времен зороастризма на территории Сурхандарьи.
Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из проекта «Место на земле». Серия основана на фотопортретах жителей Сурхандарьи. Офсетная печать на акварельной бумаге, тонированной чаем. Акварельные краски, темпера, каллиграфическое письмо.

В основе аппликаций – восьмиконечная звезда, доисламский символ бога, а также символ космоса, четырех сторон света. Сурхандарьинская восьмиконечная звезда – не совсем обычна: ее лучи – с двумя язычками, что символизирует языки пламени. И в исламе восьмиконечная звезда является одним из основных символов. В исламе престол, управляющий миром, поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям и восьми группам букв арабского алфавита. Поскольку изображение человека было запрещено, исламская эстетика сконцентрировалась на развитии орнаментов в двух стилях: растительный ислими, символизирующий райские сады, и геометрический гирих, воплощающий совершенную вселенную, созданную Аллахом.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Арт-объект восьмиконечная звезда. Фото Андрея Кудряшова.

Мой проект – попытка создать восьмиконечную звезду, древний символ, в стиле гирих. Внутри конструкции предполагается сделать подсветку, чтобы создать эффект витража на просвет. Звезда должна парить в воздухе – будет крепиться, по возможности, к потолку.
Этот арт-объект я делал под впечатлением от выставки работ британо-индийского скульптора Аниша Капура в Москве. Он работает с цветом и формой, и представляет их зрителю как некое психоделическое – расширяющее сознание – явление. Я хотел бы сконцентрировать внимание зрителя на эстетическом созерцании, дать зрителю возможность сместить точку сборки **, как сказал бы американский мыслитель Карлос Кастанеда, и по-новому увидеть окружающий мир.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

Созерцая работы Аниша Капура, я почувствовал это смещение точки сборки. Однако это не работает, когда смотришь на его работы в электронном виде. В выставочном зале перед некоторыми его скульптурами на полу было даже обозначено расстояние, с которого следовало рассматривать их. Нужно было отключить внутренний диалог и скользящим взглядом изучать их. Через какое-то мгновение я, действительно, ощутил глубокое погружение в цвет, и через него – в иное измерение!

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

Второй проект, который, надеюсь, будет участвовать в бьеннале, – серия фотоколлажей «Сказки о силе», основанная на фотографиях Узбекистана 30-60-х годов прошлого века.

Когда я был ребёнком, мне было интересно, что находится по ту сторону Союза. Позже я узнал такие слова, как «железный занавес». В детстве у меня было ощущение, что есть мы, обычные люди – мои родственники, учителя, друзья во дворе, и есть некие они – фантомы, у которых была «Кока-Кола» и прочие символы другого мира. В школе я учился с мальчиком, старший брат которого служил в Афганистане. И этот мальчик знал больше остальных детей о другом мире. Он часто приносил разные предметы, которые присылал его брат из Афганистана, завораживающие своей недоступностью, формой, цветом, запахом. В основном это были «жвачки» и конфеты.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

Мальчик был самым крутым в классе и все хотели с ним дружить. Однажды бабушка подарила мне на день рождения 5 рублей – тогда это была большая сумма, тем более для ребенка. На них я купил у этого мальчика пустую этикетку от блока американской жвачки, в которой еще оставался запах – манящий и волшебный запах другого мира. Сделав выгодную покупку, я с нетерпением ждал конца уроков, чтобы скорее отправиться домой и в одиночестве наслаждаться её формой, цветом и запахом...

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

В серии «Сказки о силе» мир представлен таким, каким, возможно, он бы был, если бы людям в то время были доступны западные товары потребления и явления культуры. Кока-кола и иные символы другого мира, которые я обозначил в серии коллажей, воплощали силу того мира, которую нужно было ненавидеть и бояться – открыто, и любить – тайно. Знания об этой силе были для нас недоступны в реальности, в которой мы жили, и поэтому воспринимались как сказки.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

Отдельные работы из этого проекта, увы, некоторыми зрителями воспринимаются агрессивно. Люди обижаются, например, на коллаж с использованием образа Йоды, одного из главных персонажей научно-фантастической саги «Звёздные войны», среди наших сограждан, хотя в саге, по замыслу ее создателя Джорджа Лукаса, Йода – высоко духовная личность, мудрейший и сильнейший джедай. Люди даже не хотят понять, в чем суть изображения, и просто поддаются необъяснимому гневу.

Поскольку я родился и живу в Узбекистане, фотографии для серии коллажей «Сказки о силе» я отбирал по символам (тюбетейка, хан-атлас, архитектура и т. д.), которые легко считываемы, узнаваемы, популярны и служат привязкой к Центральной Азии и Узбекистану.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Сказки о силе», коллаж

Как, имея классическое образование художественного училища им. Бенькова, вы перешли к неклассическому воплощению своих идей?

– В Узбекистане очень развит институт преемственности. Преемственность распространяется не только на искусство, но и на другие сферы жизни. Скажем, мастер занимается каким-то ремеслом, а потом передает его детям, внукам. Дети стараются делать так же, как их родители, придерживаясь традиций. Образ учителя в Центральной Азии – сакральный. Я уважаю эту традицию, но, тем не менее, я выбрал свой путь в искусстве – путь экспериментов, проб и ошибок, стремления к новому. Я не хочу заниматься подражанием, идти по чьему-то пути, каким бы ни был авторитетным учитель, а предпочитаю искать новые техники, формы, стили, смыслы.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Фотопортрет

Я ухожу от преемственности во всех направлениях искусств, в которых что-то делаю. Допустим, это фотография. Фотографию традиционно снимают на пленочный или цифровой фотоаппарат, печатают на фотобумаге, вставляют в рамочку и вешают на стену. Я задаю себе вопрос: что можно сделать другое, новое, может быть, даже неправильно, но не так, как прежде? Я пытаюсь напечатать фотографию, например, не на фотобумаге, а на ватмане, на холсте, на старой рваной бумаге, предварительно покрасив ее краской.
Приходишь в типографию. Ее сотрудник смотрит на эту бумагу и говорит: «Нет, не буду печатать, боюсь за свой принтер». В конце концов, находишь какого-нибудь рискового человека, печатаешь на этой бумаге, смотришь на результат. Думаешь: «Почему бы не напечатать только в одном цвете, к примеру, в черном с полутонами?», а потом вручную покрываешь фотопринт акрилом или масляными красками. В общем, мучаешь материал до критической точки, пока он не закричит: «Хватит, больше не могу!!!»

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Фотография

В экспериментах – жизнь. Здесь нет традиций, и ты не знаешь, что получится. Можно потратить массу времени и не получить никакого результата вообще. Зато быть в поиске: использовать нестандартные техники, не зная результата, – это всегда интересно и страшно одновременно, потому что результата может не быть вообще. Это дорогие эксперименты, причем у них никогда нет конкретного заказчика.

Когда работаешь в традиционной технике, существует определенное понятие о композиции, о том, что должно включать в себя произведение искусства, то есть перечень предметов, утвержденных временем и символизирующих некую восточную эстетику. Произведение должно быть лиричным, говорить о чувственности, включать восточный символизм, представленный такими предметами, как нож, птица, гранат, яблоко, ветка и т. д. Я ставлю себе вопрос, чем можно заменить эти предметы, но одновременно сохранить восточную эстетику, чтобы это произведение явно отражало Восток, и, в то же время, не следовало штампам. И в экспериментах ищу ответ на этот вопрос.

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Комиксы», коллаж

Я работаю в нескольких направлениях: видеоарт, графика, коллаж на актуальные социальные и другие темы, а также на восточную тематику. Чтобы разделить эти два направления, для работ на тему Востока я выбрал псевдоним Искандер – арабский вариант имени Александр. В «Фейсбуке» у меня есть страница «Искандер Барковский» (https://www.facebook.com/Искандер-Барковский. – И. И.). Утонченные работы с восточной тематикой создает Искандер, а эпатажные, брутальные вещи – Александр!

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Цыганские мадонны». Серия основана на фотопортретах среднеазиатских цыган. Ручная литографская печать, акварель, темпера и гуашь.

– Что бы вы хотели сказать зрителю, который посетит выставки бьеннале?

– В основном наши знания об искусстве сводятся к базовой составляющей, которую мы получили еще в школе: несколько имен художников и жанров, которые были утверждены системой образования. Однако они не отражают ситуации, которая складывается в искусстве сегодня. Зритель чаще всего не подготовлен к восприятию актуального искусства, тех направлений, в которых работают современные художники. (Термин «актуальное искусство» возник в среде участников современного художественного процесса в противовес традиционалистам. – И. И.).

В Музее Савицкого в Нукусе собраны работы художников, которые несколько десятилетий назад считались уродами, отщепенцами, а сейчас мы говорим: «Как чудесно, что у нас есть этот музей! Как много в нем интересных авангардных картин!» А когда-то эти работы смогли уцелеть только в пустыне! Поэтому зрителю я бы посоветовал не зацикливаться на «базе данных», полученной в школе, а больше смотреть, читать, интересоваться новым, гуглить, заниматься самообразованием. Если у человека есть знания о жанрах, направлениях в искусстве, современных течениях, то, соответственно, преобразится вся жизнь и быт этого человека. И я пытаюсь это делать, гонясь за некоей иллюзией красоты…

Начнется бьеннале, вы будете ходить по выставкам, в которых примут участие современные художники. Пусть они «непонятные», «плохие», пусть то, что они делают, несвойственно, как принято говорить, нашему менталитету, культуре, традициям. Но, пожалуйста, не реагируйте агрессивно. Очень часто выставленные работы сопровождаются текстом: почитайте этот текст! Попытайтесь не просто пройтись по залам, сделать селфи и выложить их в «Одноклассниках» или на «Фейсбуке»: «Я здесь был, смотрите!»

Александр Барковский: «В экспериментах – жизнь»

Работа из серии «Место на земле». Серия основана на фотопортретах жителей Сурхандарьи. Офсетная печать на акварельной бумаге, тонированной чаем. Акварельные краски, темпера, каллиграфическое письмо.

Пройдясь по экспозиции, обратите внимание на выставленные работы, пытайтесь понять, что художники хотят сказать своими произведениями. Не реагируйте сразу негативно: «Это ужасно, непонятно, автор был под кайфом, раз сделал такое!» Зайдите в интернет, узнайте, в каком стиле работает художник, почему он так работает: у него же есть мотив, он задается стратегической целью, чтобы создать какой-то объект. Куратор бьеннале делает отбор объектов для выставки: работы не попадают сюда случайно! Сравните это с тем, какие картины висят у вас дома. У вас вообще есть какие-нибудь картины и предметы искусства?

Вы пришли на выставку – с какой целью? Что вы хотите здесь получить? Чаще задавайте себе вопросы и находите ответы, вступайте в дискуссию с самим собой и художником, тем более, что сегодня практически с любым автором можно связаться по социальным сетям.

Об Александре Барковском

Родился в Ташкенте (1979). Учился на отделении книжной графики в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова (1994-1998), посещал лекции в Московском музее современного искусства (2001-2003), режиссерские курсы при Гёте-Институте Узбекистан, Ташкент (2010). Участник многочисленных проектов и победитель конкурсов в Алматы, Бишкеке, Дубаи, Екатеринбурге, Киеве, Лондоне, Милане, Москве и Ташкенте. В частности: «Ты художник», 1 место, ART4.RU, Москва (2007); I и II молодёжная бьеннале «Стой! Кто идёт?», ГЦСИ, М. (2008, 2010); VII уличный фестиваль видеоарта «Пусто», М. (2008); Фестиваль сверхкороткого фильма, М. (2008); проект «Содружество», ЦСИ «Марс», М. (2009); «Черно-белые портреты», 1 место в жанре видеоарт, ММСИ, М. (2009); III международный фестиваль иллюстрации «Free Wi-Fi», М. (2009); выставка «Взгляды», ЦСИ, Киев (2009); фестиваль «Invideo», Милан (2009); Центральноазиатский фестиваль независимого кино «CAFIF», Ташкент (2012); фестиваль «Reformat», Tolon Museum в партнерстве с «Лофта Цех» и Гёте-Институт Казахстан, Алматы (2012); кинофестиваль «Артдокфест», гран-при, М. (2012); выставка «На перекрестках: современное искусство Кавказа и Центральной Азии», Сотбис, Лондон (2013, 2014); «Арт Дубай», Дубаи (2014); персональная выставка «Цыганские мадонны» в галерее Натальи Андакуловой, Дубаи (2014); VI Московская бьеннале современного искусства, Манеж (2015); и многие другие.

* Сотбис (англ. Sotheby's, один из старейших в мире аукционных домов, совместно с «Кристис» занимающий около 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата, предметов искусств и т. д.).

** Точка сборки: Согласно учению Карлоса Кастанеды («Колесо времени»), точка сборки» – условный термин. «Видящие» наблюдают точку сборки как светящуюся точку на коконе существа, наделенного сознанием. Положением точки сбоpки полностью определяется взаимодействие человека с миром – а именно, её положением определяется, какие энеpгопотоки нагваля (скрытой, потаённой и неописуемой стороны человека) будут задействованы для упорядочивания и сборки образа мира, доступного для осознания. Любое смещение точки сборки приводит к тому, что некоторые из ранее задействованных энеpгопотоков переходят в пассивное состояние, а некоторые из прежде пассивных активизируются и становятся доступными для осознания. Незначительное смещение точки сборки приводит, условно говоря, к изменению точки зрения на знакомый миp; сильное смещение приводит к попаданию в какой-нибудь из других миров (https://otvet.mail.ru/question/43963826).

Записала Илона Ильясова.
Комментарии
One of the most creative mind in Uzbekistan !
His brain is constantly boiling.
There is no partition in his knowledge , there is no limit to his curiosity.
His observation of the world is cutting edge.
Sometimes he would ask me "To whom is this useful?" And I would answer : "If you were not there, who else would testify?
Sasha, it is so good that you exist! :-)
One of the most creative mind of Uzbekistan!! His brain is constantly boiling. There is no partition in his knowledge, there is no limit to his curiosity. His observation of the world is as sharp as a razor. Barkovskiy is one of the most daring artists I know.
Sometimes, when he felt discouraged, he would ask me "To whom is this useful?"
And I would answer: “If you were not there, who else would testify”?

Sasha, it is good that you exist! 

and by the way, great interview ! Thank you Ilona Ilyasova !

and by the way, great article ! Thank you Ilona Ilyasova !
Примерный перевод комментария Сесиль Юбер на русский язык:
"Один из наиболее творческих умов в Узбекистане!
Его мозг постоянно кипит.
Нет ограничений в его знаниях, нет предела его любопытству.
Его наблюдение мира - режущая кромка.
Иногда он спрашивал меня "кому это нужно?" и я отвечала: "Если бы ты не был там, кто еще мог бы свидетельствовать?
Саша, это так хорошо, что ты есть! :-)

Между тем, отличное интервью! Спасибо, Илона Ильясова!"
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)