38.6 C
Узбекистан
Среда, 8 июля, 2020

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

Топ статей за 7 дней

Автовладельцы четырех районов Ташкента выступили против массового сноса автостоянок (видео)

Несмотря на то, что кварталы, дворы, детские площадки и зеленые зоны заполонили автомобили, строительство многоуровневых стоянок городские...

Вчера правоохранительные органы задержали более 1000 ташкентцев за отсутствие маски

23 июня в Ташкенте были задержаны 1046 человек, находившихся в общественном месте без медицинской маски.

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,090участниковПодписаться

Приятно говорить о человеке, которого любят и уважают как музыканты, так и слушатели Узбекистана, ближнего и дальнего зарубежья. Маэстро Эльдар Азимов известен не только как создатель первого камерного оркестра в республике. Его знают и как художественного руководителя камерного оркестра «Туркистон», прекрасного дирижера, тонкого интерпретатора, а также умного собеседника и просто хорошего человека, которому можно доверять и на которого можно положиться.

Он никогда не фальшивит – ни на сцене, ни в жизни, ему чужды амбиции, к тому же он предельно честно реализует то, что дала ему природа. Став достойным музыкантом, профессионалом своего дела, Азимов гармонично существует, живя в своей профессии. Он всегда в движении, всегда в работе. Так сложилось, что Эльдар Сарварович вовлечен не только в процесс репетиций и концертов, а во всю жизнь своего оркестра от «а» до «я». Но по-настоящему он счастлив, только тогда, когда может спокойно репетировать.

Маэстро обожает процесс совместного музицирования со своим коллективом, способствующий взаимному обогащению. Каждый раз, когда он приходит в оркестр или берет какое-либо сочинение, даже которое играл, он все время видит в нем какие-то новые нюансы. У него есть секрет — он всегда слышит музыку. И если он с вами разговаривает, будьте уверены, в его голове все равно звучат великие ноты Баха, Вивальди, Моцарта, Чайковского.

Вот и сегодня была генеральная репетиция предстоящего концерта. Азимов дирижировал, а его оркестранты-единомышленники внимали замечаниям маэстро, одержимо шлифуя концертную программу. И, несмотря на то, что репетиция затянулась, он совсем не выглядел уставшим – наоборот был полон энергии. В субботу, 10 сентября, маэстро с «Туркистоном» откроет в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана очередной концертный сезон. Наша беседа состоялась накануне этого события.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

Эльдар Азимов за дирижерским пультом в Большом зале консерватории

Эльдар Сарварович, что дает вам общение с вашим коллективом и оказывает ли оно влияние на ваше творчество?

— Бесспорно! Каждая репетиция и каждый концерт с «Туркистоном» были и остаются для меня уроками и, само собой, источниками вдохновения. Мне нравятся оркестры, которые хотят играть. Не секрет, в некоторых великих оркестрах иногда бывает ощущение, что они делают одолжение дирижеру. Так вот туркистоновцы смотрят со мной в одну сторону, оживляя и наполняя музыку, которую мы исполняем, позитивной энергией!

Как и новую программу «Вечер гитары с камерным оркестром «Туркистон», солистом которой выступит лауреат Международных конкурсов Андрей Галаян. Известно, что ваши слушатели с нетерпением ждут этой встречи, и если «протестировать» публику на ваших концертах, то процент, пришедших «по зову сердца» будет высоким, не так ли?

— Да, и это радует. Кстати, билеты все проданы. Причем наши концерты посещают как молодежь, так среднее и старшее поколение. А раз люди приходят послушать музыку в нашем исполнении, значит, они в этом нуждаются. И нас этот факт, безусловно, стимулирует. Отсюда выстраиваются программы, повышается уровень исполнения, ведь мы же должны воспитывать нашего слушателя. Поверьте, «натренированная» публика лучше вникает в задумку того или иного опуса и, таким образом, создается «мостик». Я убежден, в идеале нужны как «правильные» души, так и «натренированные» уши. Поэтому мы продолжаем играть хорошую музыку, подогревая слушателя интересными программами и проектами. А удивлять и радовать его мы должны постоянно, потому что он платит деньги за концерт. Поэтому мы и открываем сезон премьерной программой, в которую вошли такие авторы как Отторино Риспиги, Никколо Паганини, Антуан-де-Лоер, Шарль Дойи. В качестве солиста, как вы отметили, я пригласил замечательного ташкентского гитариста Андрея Галаяна, который неоднократно музицировал с нашим оркестром. На сей раз, он будет солировать на сцене весь вечер. И играть с ним – одно удовольствие. Думаю, мы приятно удивим нашего слушателя, к примеру, исполнением Концерта для гитары с оркестром Никколо Паганини. Немногим известно, что этот непревзойденный гений скрипки так же виртуозно владел и гитарой, и был крупнейшим гитаристом своего времени. Не случайно же он говорил: «Я король скрипки, а гитара моя королева».

Скажите, пожалуйста, а какими качествами должен обладать современный оркестр?

— Он должен в совершенстве владеть сразу несколькими стилями исполнения: классическим, романтическим, современным… Хотя некоторые оркестры до сих пор придерживаются только одного. Если в одной программе встречаются и Моцарт, и Дебюсси, и Брамс, оркестр должен уметь мастерски исполнить каждое произведение этих совершенно разных композиторов.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

Концерт «Туркистона» в Органном зале консерватории

Должен ли оркестр в точности следовать мановению дирижерской палочки? Или он имеет право на импровизацию?

— Мне трудно описать то, что происходит между дирижером и музыкантами на сцене. В управлении оркестром есть нечто мистическое. Дирижер задает ритм, контролирует оркестр, выравнивает баланс инструментов в нем, пытается что-то интерпретировать на свой манер. Но дело в том, что, когда в оркестре сидят единомышленники, вся интерпретация произведения зависит как раз от них. Дирижер обязан уважать этих музыкантов.

И все же… талант дирижера – в чем, ведь вдохнуть в нотные знаки живую душу не так-то просто?

— В этом плане роль исполнителей невероятно ответственна, ибо истинную суть, значимость музыки выполняет интерпретатор. Что касается роли дирижера, то у него две профессии. Одна – капельмейстера, показывающего доли. Правда сегодня музыканты профессиональны и им это не нужно. Дирижер должен показать им то, чего они не знают. А остальное написано в нотах. Он должен понимать, почему музыка написана так или иначе, почему композитор сделал то, что сделал? Словом, если он дирижирует не нотами, а смыслом, если постигает не букву, а дух произведения, — тогда он дирижер. Нужно чувствовать музыку.

Когда вы стоите за дирижерским пультом, а солист предлагает свою интерпретацию или темпы, каково ваше ощущение? Нет ли некоего чувства протеста?

— Вы знаете, я столько раз видел солиста чувствующегося себя узником, когда дирижер не дослушивал пассаж, и ему приходилось гнать вперед, играть «под дирижера». Поэтому я всегда встречаюсь с солистами перед репетицией, чтобы они мне поиграли, рассказали о своем видении сочинения, высказали пожелания. И если я с чем-то не согласен, то пытаюсь объяснить.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

Маэстро, солисты и «Туркистон»

«Дорога молодым» — главный девиз маэстро Азимова. Вы не первый десяток лет подставляете плечо новому исполнительскому поколению, способствуя дальнейшему продвижению талантов, не так ли?

— Я очень хорошо помню годы своего ученичества, когда мои учителя обращались с просьбами к дирижерам, чтобы они обратили внимание на их способного мальчика или девочку, которые так хорошо играют. И это было так мучительно слушать… Поэтому я дал себе обет: искать юные таланты и предоставлять им свой оркестр, чтобы они могли получить отличный аккомпанемент. С тех самых пор и тянется нить к моим сегодняшним концертам, на которых я часто ставлю рядом с собой на сцене молодых солистов.

За свои двадцать с лишним лет «Туркистон» сохранил свои качества. Как вам это удается?

— Я сам воспитываюсь и музыкантов воспитываю – думаю, поэтому. Причем воспитываю сердечностью. Здесь авторитаризм не пройдет, да его и в характере у меня нет. К счастью, я умею находить общий язык с людьми.

— А каковы Ваши планы на нынешний концертный сезон?

— Планов много, из ближайших – фестиваль «Камерный оркестр «Туркистон» приглашает», который пройдет с ноября нынешнего года, захватив и январь будущего. А посвящен он будет 250-летию Вольфганга Амадея Моцарта, искусство которого уже давно признано одной из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. В музыке этого композитора преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика. Вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Моцарт оставил потомкам наследие, поражающее многогранностью и богатством. Поэтому афиша нашего фестиваля будет объемной и содержательной. В этом музыкальном форуме, помимо «Туркистона», примут участие такие коллективы как Национальный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова, «Солисты Узбекистана» Анвара Раимджанова, студенческий симфонический оркестр Государственной консерватории Узбекистана и его художественный руководитель Владимир Неймер, известные узбекистанские исполнители, а в первом фестивальном вечере выступит наш соотечественник, живущий ныне в Америке, первоклассный альтист Юрий Гандельсман. В общем, слушателей ждет радость общения с музыкой Моцарта. Главная же тема фестиваля – благодарность великому австрийскому гению, осветившему своим творчеством путь будущим поколениям.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

В кругу семьи

Давайте поговорим о вашей прекрасной семье, о дочерях — их у вас две, они уже взрослые, о внуках – их шесть. Расскажите, что они делают, чем занимаются?

— Обе дочери — старшая Лазиза и младшая Ойгуль – никакого отношения к музыке не имеют, обе окончили Институт восточных языков. Получив хорошее образование, они успешно совмещали работу и семью до тех пор, пока у каждой из них не появился третий ребенок, поэтому им на время пришлось полностью погрузиться в воспитание детей. Однако наши дочери и сегодня продолжают работать над собой.

Шесть внуков – достаточно серьезное количество. Как это организовало вас, изменило?

– Внуки – это такое счастье! Конечно, работы с ними очень много, но ощущение счастья превалирует над всем. Когда они к нам приезжают, то мы с женой заряжаемся их непосредственностью и детским задором. Они дают нам возможность еще раз увидеть мир их глазами. И то, что они у нас есть, лично мне помогло развиться и как человеку, и как музыканту.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

С женой Орзу

Кто для вас самый строгий слушатель?
— Думаю, что моя жена.
А самый близкий друг?
– Тоже жена.

Ваша супруга – видный ученый, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана Орзу Нишановна Азимова. Как она повлияла на ваше творчество и мироощущение?

– Мой брак с ней оказал огромное влияние на всю мою жизнь, в том числе и на карьеру. Она всегда дает мне ценные советы в решении творческих проблем, была и остается моим самым лучшим другом, а этим многое сказано. Она – моя настоящая вторая «половинка». Не только в позитивные, но и в трудные времена Орзу всегда была рядом со мной. Наш союз стал творческим и семейным созвучием. Вот уже сорок четыре года мы вместе.

У вас с женой настоящий домашний очаг, ведь вы оба творческие личности?

– Конечно. Мы всегда ценили и ценим домашний уют, и наша обоюдная занятость нам не мешает. Дом как был, так и остается для нас «святым местом», куда хочется возвращаться.

Что создает «погоду» в вашем доме?
– Наши добрые и теплые чувства друг к другу.
Какое значение для вас имеют три известных слова — Вера, Надежда и Любовь?
– Огромное. Они святы для нас.
Скажите, какую музыку вы предпочитаете слушать дома за чашечкой утреннего чая?
– Утром я, как правило, в тишине готовлю завтрак, и это у меня хорошо получается. А в музыке чаще всего отдаю предпочтение хорошему джазу, когда нахожусь за рулем своего автомобиля.

Вы в хорошей физической форме. Занимаетесь спортом?
– Я ежедневно делаю пешие прогулки длиною в пять километров и плаваю в бассейне. Раньше я активнее занимался спортом, играя с друзьями по пятницам в футбол, а по воскресеньям в баскетбол. Тогда я даже концерты не назначал в обозначенные дни.

Эльдар Азимов: «Когда я работаю, то чувствую себя лучше»

Редкое фото без любимого коллектива

Если говорить о вас сегодняшнем, то как вы себя охарактеризуете, какие ваши сильные качества?

– Это другим людям судить. Одна из хороших черт – я всегда готов меняться и учиться новому. Поэтому я много разной музыки люблю слушать, учить, играть и не жить всю жизнь на одном репертуаре – Чайковский, Сибелиус, Брамс, Паганини.

А что вы в себе не любите?
— Свою излишнюю мягкость.

У Вас когда-нибудь было желание работать поменьше или вообще уйти на пенсию?

— А вы можете назвать хотя бы одного дирижера, который сам ушел на пенсию? В одном из интервью известный российский дирижер Юрий Темирканов сказал: «Чем я старше, тем лучше дирижирую». И я с ним солидарен. (Улыбается). Когда я работаю, то чувствую себя лучше. Поэтому репетирую, даю концерты, занимаюсь любимым делом, от которого получаю удовольствие и буду продолжать этим заниматься, пока есть силы.

Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Кино без коррупции: состоялось первое заседание Общественного совета при НА «Узбеккино»

Члены Общественного совета при НА «Узбеккино» приняли программу антикоррупционных мер, а также приняли обращение к представителям киноиндустрии...

Олимов: при таких темпах роста числа больных, который наблюдается сейчас, Узбекистан в течение 10 дней окажется в ситуации коллапса

Стационары республики, отведенные для лечения больных с Covid-19, рассчитаны более чем на 7,5 тысячи коечных мест. На сегодняшний день в 31 стационаре...

Реальное число больных коронавирусом может в 2-3 раза превышать официальную статистику

Число бессимптомных больных Covid-19, не прошедших тестирование, может в 2-3 раза превышать данные официальной статистики. Об этом на брифинге,...

127 человек, инфицированных в Кашкадарье — люди, принимающие участие в строительстве завода Uzbekistan GTL

Большая часть новых инфицированных в Кашкадарье, а именно 127 человек, это люди, принимающие участие в строительстве завода по производству жидкого синтетического топлива...

Вся территория Узбекистана переводится в «красную» зону

Поездки на работу между Ташкентом и Ташкентской областью будут запрещены с 10 июля: вся территория  Узбекистана переводится в «красную» зону.

Больше похожих статей