Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

Свой юбилей солист Государственного Академического Большого театра имени А.Навои Нурмахмад Мухамедов отметил в кругу своей любимой семьи за щедрым и красиво накрытым столом. В тот вечер, как и на всех их совместных праздниках, была замечательная атмосфера. В очередной раз они были счастливы вместе. Им было весело, вкусно, тепло и уютно. Как всегда звучало много музыки, которая давно их между собой связала. Выпускник Ташкентской консерватории, начинавший карьеру в Самаркандском оперном театре, затем продолживший ее в Ташкентском Большом театре, в котором он и сегодня успешно работает, совмещая с выступлениями на сцене столичного театра оперетты, Мухамедов – признанный интерпретатор классических теноровых партий. Он по-прежнему востребован и трудолюбив. К тому же, он наделен еще и великолепным характером, и добрым сердцем.


Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

С женой Галиной

Мы сидим в уютной квартире Мухамедовых, разговариваем с Нурмахмадом об опере, режиссуре, о жизни, учебе и, естественно, о недавнем юбилее.

- Вы отметили шестидесятилетие: 60 – это неожиданно или 6:0 в вашу пользу? Время летит быстро?

- Я считаю, что паспортный возраст – это условность, поэтому вполне адекватно отношусь к тому, что мне 60 лет, хотя, собственно, этого не чувствую. Как поется в известной песне: «Мои года – мое богатство» (напевает). А вот время, действительно, летит быстро.

- Тем не менее, отличается ли чем-то 60-летний Нурмахмад Мухаммедов от себя самого времен выпуска Ташкентской консерватории? В ментальном плане, конечно.

– По-моему нет. Хотя иногда я сам себе удивляюсь. Но главное изменение — это, конечно, мироощущение, ощущение себя.

- Вы когда-нибудь задумывались над тем, кем бы могли стать, если бы в свое время не поступили в консерваторию?

– Нет, не задумывался. Хотя, знаете,… скорее всего, связал бы свою судьбу с баяном.

- ???

- Я же на этом инструменте учился в музыкальной школе, с ним же приехал поступать в Ташкентскую консерваторию, но волею судьбы оказался на вокальном отделении. Правда, проучившись несколько месяцев, я вернулся в Самарканд и устроился работать жестянщиком. Кстати, у меня был хороший заработок. А потом из ректората консерватории пришла телеграмма: «Срочно приезжайте в Ташкент, иначе будете отчислены!» Спустя годы, я узнал, что инициатором этого послания была Галина – моя однокурсница и староста, впоследствии ставшая моей женой. Она мне много помогала в учебе: вместе мы посещали оперный класс, учили оперные партии, итальянский язык, ходили в театры и на концерты, а в конце третьего курса, накопив с двух стипендий деньги, всем курсом сыграли нашу свадьбу.

- Что для вас дом? Какую роль он играет в вашей жизни?

- Дом – это моя крепость, моя защита. Закрываешь дверь и позволяешь себе быть самим собой. Дом – тепло, это моя семья, в которой каждый из нас понимает друг друга с первой ноты, ведь мы все музыканты. Жена Галина - доцент кафедры Академического пения и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана. И две наши дочери пошли по нашим стопам: старшая Феруза – пианистка, преподает на кафедре специального фортепиано, а младшая Азиза – солистка оперного театра. Поэтому неудивительно, что дома мы много говорим о музыке. А главное, каждый из нас с радостью идет на работу, и с радостью возвращается домой.
Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

С внуком

- Ваши родители, видимо, были добрые, хорошие люди. Что они для вас значат? Что они дали вам?

- Они дали жизнь мне и пятерым моим братьям. Я был четвертым из них. Жили мы скромно, но дружно. Родители наши были замечательные. Мама вела дом, а отец зарабатывал деньги на жизнь, на то, чтобы мы могли получить образование. Все, что я сегодня могу, мой характер, мое восприятие жизни – это от них. Кстати, когда из Ташкента пришла та самая телеграмма, именно отец поддержал меня: дал пять рублей, и отправил учиться в консерваторию.

- С тех пор прошло немало лет. В вашем репертуаре теноровые партии в «Царской невесте», «Евгении Онегине», «Кармен», «Проделках Майсары», «Тахире и Зухре», «Садокат» и многих других. Будучи профессиональным певцом, сохранили ли вы способность слушать и смотреть оперный спектакль как обычный зритель?

– Сохранил, безусловно. Я с удовольствием хожу как в оперный театр, так в оперетту и драматический. И если мне нравится постановка, то я перестаю ее оценивать и просто смотрю. И только потом я могу уже проводить какой-то анализ, но в принципе люблю смотреть хорошие спектакли.
Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

"Проделки Майсары"

- А кто, на ваш взгляд, главный в опере: режиссер или актер? Главное это музыка или режиссура?

- Я думаю, мы все-таки поставлены в рамки композитора, который в своей музыке уже написал все «эмоции». Поэтому в опере первичен все-таки автор и его музыка. А с другой стороны, режиссер это очень важная составляющая в любом спектакле, и от этого никуда не деться. И потом это же творческий процесс, процесс поиска, когда идет работа во имя созидания, во имя конечного результата. Режиссер помогает певцу раскрыть замысел, разобраться в интерпретации. И если идея режиссера и личность певца сложатся, то постановка должна быть удачной.

- А у Вас бывали проблемы с режиссерами?

- Мне, как правило, удавалось найти с ними хороший контакт. Не могу сказать, что их в моей жизни было много. В Самаркандском оперном театре это были народный артист Узбекистана Асрор Джураев и Игорь Марков, а в ташкентской опере народный артист Узбекистана и Азербайджана Фируддин Сафаров. Все они – профессионалы. И потом я всегда стараюсь воплотить идею режиссера в спектакле.
Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

С коллегами

- Даже если Вам эта идея не всегда нравится?

- Нет, здесь, скорее всего, есть привычный взгляд на трактовку, и непривычный. И мне всегда бывает интересно, если режиссер предлагает воплотить в жизнь какую-то необычную идею. Я, например, в своей жизни спел большое количество постановок «Кармен». Повторять одно и то же, согласитесь, не всегда интересно. Поэтому для меня, как для артиста, пойти на эксперимент важно. Тем более, мы, как правило, всегда со всеми режиссерами находили выход из положения.

- Что Вы можете сказать о своем отношении к перелицовкам классических опер? Как вы думаете, это верное направление в оперном искусстве? Читала, к примеру, о современной постановке «Набукко» Верди на сцене Дюссельдорфской оперы, в которой Набукко выезжал на сцену на тракторе, а Захария на последнюю арию выходил из холодильника, при этом публика откровенно смеялась, свистела, топала ногами…

- У меня трудное отношение к модной сегодня тенденции осовременивать классику. Мне это не по душе. Ныне многие молодые режиссеры, стремятся улучшить классику, и, как сказал великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский, они похожи на человека, пришедшего в Лувр, чтобы на свой вкус раскрасить Мону Лизу, потому что ее улыбка, видите ли, устарела, нынешние же девушки так не улыбаются (смеется). Уверен, такого новатора вышвырнут из Лувра. Нельзя, на мой взгляд, перекраивать Моцарта, Чайковского, Верди или Бизе. Еще Шуман, говорил, что каждое время дышит по-своему. Поэтому важно расслышать это свое дыхание. И потом задача исполнителя – развить и донести заложенные композитором эмоции как можно лучше до публики.

- Кстати, о Покровском. Как-то он приехал в Париж, спрашивает коллегу: «Что у вас нового в опере?», тот отвечает: «Поставили «Кармен», но весь Париж возмущен, Кармен выходит на сцену голой, зрители готовят демонстрацию протеста». На вопрос Бориса Александровича: «А можно посмотреть?», последовал ответ: «К сожалению, все билеты проданы давным-давно». В общем, Париж был возмущен, но билетов-то было не достать?!!

- Вот такой ценой постановщики «добывали» себе славу, впрочем, и сегодня, многие из них, действуют таким же образом! А в парижском варианте зрители шли не на Бизе, они шли на скандал. Неприемлемым я считаю и музыку классиков в сопровождении поп-ритмов. Мне кажется, это не приближение к современности, а упрощение, которое ведет к «отуплению» слушателей.

- Что вы считаете в своей творческой карьере самым важным?

- Саму возможность выступать на сцене. Я не представляю себе жизни без нее. Каждое мое выступление для меня важно, любой спектакль, любой концерт доставляют удовольствие и радость от общения со слушателями.

- Знаю, что Вы занимаетесь педагогической деятельностью в Государственном институте искусства и культуры. Как вы пришли к преподаванию?

- Вроде бы не мечтал о преподавательской работе, но в момент расцвета творческой карьеры возникло желание поделиться накопленным опытом, кому-то помочь «войти» в профессию. И знаете, мне стало это интересно. А главное, когда преподаешь, начинаешь сам в себе копаться, и искать какие-то возможности помочь студенту. И когда помогаешь другому, то и себе помогаешь. Однако быть педагогом сложно. За своих студентов переживаешь больше, чем за себя. Педагогическая деятельность отнимает много сил и внутренней энергии.
Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

Со студентами

- У Вас хороший класс?

- Очень интересные и достаточно перспективные ребята, многие подают надежды. Но станет ли кто-нибудь из них выдающимся певцом, сказать пока не могу. Голоса у них есть. Однако для того, чтобы стать оперным певцом, необходимы не только природные данные, но и интеллект, волевые качества, целеустремленность и, безусловно, трудолюбие, а также широкий кругозор. Как видите, очень много всего.

- Согласны ли вы с тем, что за образованностью не всегда стоят университеты, а самообразование может дать человеку ничуть не меньше?

- А иногда и больше. Так же как интеллигентность – это склад ума. Самообразование – способ мышления, прогресс. Человек постоянно учится. И я в этом плане не являюсь исключением.

- Интеллигентный человек – это всегда образованный человек?

- Думаю, нет. Я встречал очень простых людей, у которых было только среднее образование или вообще его не было, но они запомнились мне доброжелательностью, внимательностью, внутренней интеллигентностью. И наоборот, очень образованный человек, знающий много языков, может быть хамом.

- Вы боитесь предательства?

- Конечно. Это самое страшное, что может произойти.
Нурмахмад Мухамедов: «Я счастлив в профессии и в личной жизни»

В кругу семьи

- Если бы вы могли начать все сначала, чтобы вы сделали по-другому?

- Ничего. Если бы была другая жизнь – она была бы другая. Но все равно, я не хочу ничего по-другому. Я счастлив в профессии и в личной жизни.

Беседовала Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Узбекистан упростил прописку и оформление виз для соотечественников за рубежом

В Ташкенте высадился десант военных Турции и Пакистана

Бесчинства по адресу Ок-йул, 59: как у пенсионерки отобрали участок

В ГУВД объяснили, почему владельцу квартиры в новостройке не позволили прописать в ней своего ребенка

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова