18.2 C
Узбекистан
Вторник, 21 сентября, 2021

Беседы с Дмитрием Родиным о GSP+ и новых экспортных возможностях для производителей Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,250участниковПодписаться

Узбекистан стал девятой страной в мире, получившей преференции Европейского Союза GSP+ по беспошлинной поставке товаров на европейский рынок. О реалиях экспортных возможностей узбекистанских производителей по новым преференциям с нашим корреспондентом беседует Президент компании «Advantage Central Asia» (Франция) Дмитрий Родин.

Беседа первая: «Счастливый лотерейный билет для экономики Узбекистана»

Прежде всего, хотелось бы вкратце рассказать нашим читателям, среди которых немало деловых людей, что такое GSP+, на основании чего Узбекистан получил преференции и что ожидает нас с получением столь привлекательных преференций в международной торговле?

— В апреле этого года Еврокомиссия ратифицировала режим преференций для Узбекистана – в рамках Генеральной системы преференций GSP+. Теперь производители могут поставлять в страны Европейского Союза более 6200 товаров беспошлинно. Этому предшествовало заключение 27 международных конвенций между ЕС и Узбекистаном, регламентирующих сотрудничество во всех ключевых сферах – включая мониторинг в области защиты прав человека, соблюдения трудовых стандартов, защиты окружающей среды и эффективного управления. В совокупности, документы подтверждают, что страна готова для международного сотрудничества на высоком уровне и имеет право пользоваться исключительными преференциями в торговле.

Вектор развития, на мой взгляд, обозначен правильный – нужно только суметь воспользоваться новыми, совершенно уникальными возможностями. Получится выйти и закрепиться на европейском рынке – значит, будут создаваться новые рабочие места, расти налоговые поступления в республиканский и региональные бюджеты, улучшаться экспортно-импортное сальдо страны. По прошествии времени ратификация GSP+ будет восприниматься, как историческая веха. Для экономики Узбекистана и экспортеров это может стать «счастливым лотерейным билетом».
Но может и не стать. Примеры крайне неэффективного использования возможностей GSP+ Арменией и Кыргызстаном показывают, что преференции в торговле сами по себе не обеспечивают экономического роста – они лишь создают благоприятные условия для эффективной работы.

Ваша компания специализируется на международном сотрудничестве и сопровождении проектов по поставкам продукции в Европу. Подскажите, что требуется товару для успешного выхода на европейский рынок?

-Логика очень простая: для успеха в Европе, во-первых, товар должен быть конкурентоспособным как по цене, так и по качеству. Во-вторых, должна работать система продвижения этого товара в Европе, обеспечивающая получение обратной связи от покупателей – и это должно стать основой для постоянных улучшений производства.

Сейчас, когда работает GSP+, экспортерам нужен «мост» между ЕС и Узбекистаном — своего рода «фабрика экспортных проектов», которая поможет производителям в разы сокращать бюджет выхода на экспорт. Профессионалы знают, что выход на экспорт неизбежно требует затрат: анализ рынка, переговоры, проведение презентаций и дегустаций, командировки, иногда проведение дополнительных сертификаций в интересах крупного покупателя – это лишь немногие неизбежные затраты.

Наша работа сокращает бюджет выхода в Европу в 5-7 раз. Но, как и ратификация GSP+, это не является гарантией успеха. Гарантией является только цена и качество, привлекательные для покупателей – конкурентоспособные в сравнении с аналогичной продукцией со всего мира. И вот если это главное условие выполнено, тогда GSP+ и наша работа в Европе сильно помогут экспортеру, как мы это называем, снизить «стоимость входного билета» на европейский рынок.

И чем более массовым будет выход производителей из Узбекистана в Европу, тем меньше будет «стоимость входного билета» для каждого отдельно взятого производителя.

-Итак, Узбекистан в числе девяти стран, получивших преференции GSP+. Мы можем опереться на опыт производителей других государств? Чему и у кого могли бы поучиться наши бизнесмены?

-Еще раз подчеркну, что большой ошибкой было бы считать, что сам факт наличия GSP+ даёт гарантии сбыта. Он даёт отсутствие пошлины при экспорте в Европу – не больше, но и не меньше. Если мы посмотрим на страны, получившие преференции ранее, то увидим, что ими наиболее эффективно пользуется Пакистан: экспортирует продукцию на 5,9 млрд евро в год.
Это хороший пример для Узбекистана. Но в ряду государств, получивших GSP+, есть Кыргызстан и Армения, которые так и не смогли воспользоваться преференциями. Как говорили в мои годы учебы на физтехе, «взял билет – и не поехал».

Я рад был бы ошибиться, но сегодня у меня есть серьезные опасения, что Узбекистан идёт именно по этому пути. Приходится констатировать, что зримого присутствия республики в Европе по образцу Пакистана мы сейчас не наблюдаем.

Как Пакистан добился столь внушительного успеха?

-Прежде всего, пакистанских производителей в Европе просто видно. Я живу в Париже и прекрасно знаю квартал, где есть пакистанские шоурумы и оптовые магазины с табличками на дверях: «частных покупателей не обслуживаем». То есть, там можно посмотреть образцы товаров, тканей или изделий, пощупать их, узнать об условиях и объемах поставки. Это, по сути, офисы для переговоров о крупнооптовых экспортных поставках. Особо ценной является работа таких шоурумов в период крупных выставок и салонов, когда Париж становится мировым центром переговоров о поставках одежды и текстиля. В такие дни представители крупных компаний, приехавшие на выставку, проводят переговоры также и в шоурумах за пределами официальной программы.

То, что пакистанский бизнес серьезно обосновался, видно даже не столько по наличию шоурумов – показателен набор сопутствующих сервисов. Это услуги по переводу и нотариальному заверению документов, продление срока действия паспортов и водительских прав без визита в Пакистан. То есть те сервисы, которые появляются, когда бизнес обосновался всерьёз и надолго. Это совместный результат господдержки и взаимодействия производителей: государство выступает консолидатором интересов экспортеров.

Так что, если резюмировать ответ на Ваш вопрос «Как Пакистан добился успеха?», можно сказать, что для успеха нужно быть представленным в Европе. Пакистан это сделал — и получает результат.

И сколько бы вы ни старались, вы не увидите в Европе что-то подобное, сделанное производителями Армении или Кыргызстана. Покупатель, если в теории и заинтересовался их товаром, не знает, к кому обратиться, в какой шоурум можно пойти. Нет такого мощного и яркого представительства, как у Пакистана. И результат очевиден. Объёмы продаж по GSP+ у Пакистана разнятся в 1000 раз в сравнении с вышеназванными странами. Без малого 6 млрд у Пакистана и 6 млн у Кыргызстана.

То есть, Узбекистану нужно налаживать представительства в Европе?

Безусловно. Сегодня Узбекистан — модное направление, в самом хорошем смысле слова. Из-за экономического роста, из-за GSP+ и того, что Узбекистан все чаще попадает в поле зрения бизнесменов в силу разных экономических новостей. Соответственно, это страна, которая вызывает интерес. Есть понятный набор очень хороших стереотипных ассоциаций: Узбекистан — это более 300 солнечных дней в году; это прекрасные фрукты и овощи; это страна древней культуры на Великом Шёлковом пути; это один из мировых лидеров по производству хлопка и так далее. Если этот интерес к стране и к производителям подогреть сделками, если европейские компании увидят, что торговать с Узбекистаном выгодно, человеческий интерес будет опираться на коммерческую выгоду, и эта «мода» сохранится ещё 5-6 лет. Достаточное время, чтобы не только повторить, но и превзойти успех Пакистана, выстроив эффективную систему поддержки экспорта.

Продолжение следует.

Тамара Санаева.
Фото А. Астаховой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Шавкат Мирзиёев посетил детскую клинику при Каракалпакском медицинском институте

Во время своей поездки в Нукус Шавкат Мирзиёев посетил детскую клинику при Каракалпакском медицинском институте. Как сообщает пресс-служба президента, глава...

Больше похожих статей

ЎЗ
×