24.3 C
Узбекистан
Среда, 12 мая, 2021

Бахтиёр Эргашев: западные организации усиливают прессинг в отношении Узбекистана

Топ статей за 7 дней

В Ташкенте прошла акция «Бессмертный полк». Фотолента

В Ташкенте сегодня все-таки состоялась акция «Бессмертный полк». Акция прошла сначала на территории мемориального комплекса «Братские могилы», затем участники...

Эксклюзив: «Бессмертный полк» прошагал по улицам Ташкента. Видео

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивные кадры с сегодняшнего народно-патриотического шествия «Бессмертный полк», который прошел сначала на территории мемориального комплекса «Братские...

История о том, как в Узбекистане провалилась попытка рейдерского захвата бизнеса у иностранных инвесторов. Часть 1

Усилия руководства страны, направленные на создание честных и справедливых условий для бизнеса, в том числе иностранного – безусловно привлекают...

Подпишитесь на нас

51,925участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,910участниковПодписаться

«Провокации и информационные вбросы, которые можно напрямую проследить, являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС.

Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону ЕАЭС является не самым приемлемым сценарием», –директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал Ia-centr.ru о причинах изменений в отношениях Узбекистана с внешними партнерами в преддверии важного события для страны – президентских выборов — 2021.

– Как складывается внутриполитическая ситуация в Узбекистане за шесть месяцев до президентских выборов?

– Центральная Азия находится на стыке трех формирующихся глобальных центров силы XXI века, которые составят основу многополярного мира. Регион граничит с Россией, Китаем и Индией. Уже в силу этого Центральная Азия, а значит и Республика Узбекистан, которая занимает центральное географическое положение, единственная граничит со всеми странами региона («плюс» с Афганистаном), будут вызывать интерес у США, стран Европейского союза и Великобритании. Так как последние находятся в конкурентных отношениях с формирующимися здесь центрами силы.

В частности, ЕС заинтересован в том, чтобы активно участвовать в процессах в регионе и иметь определенное влияние на эти процессы. В 2019 году Евросоюз принял новую стратегию «Европейский Союз-Центральная Азия». Центральное понятие в этом документе – «connectivity» (транспортная, энергетическая, информационная связанность). Для них регион Центральной Азии представляется «мостом», связующим элементом между Европой, растущим Китаем и Юго-Восточной Азией в целом.

США тоже приняли новую стратегию по отношению к Центральной Азии. В новых положениях, по сравнению с прошлыми программами и заявлениями чуть меньше говорится о правах человека, свободах и др., а делается больший акцент на экономические аспекты.

В частности, США ищет возможности для снижения влияния китайской инициативы «Пояса и Пути», его торговой, инвестиционной и политической значимости для региона и предлагает свои инициативы.

В ЦЕЛОМ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК АРЕНЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАЮЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ КНР И США – УСИЛИВАЕТСЯ.

На фоне этого противостояния и противоборства глобальных держав на пространстве Центральной Азии, в октябре 2021 года в Узбекистане запланировано проведение президентских выборов. К значимой дате Узбекистан подходит имея за собой пять лет руководства страной Шавкатом Мирзиёевым в качестве президента-реформатора, автора стратегии реформ, затрагивающих все сферы жизни в стране – экономическую, политическую и социальную.

В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНКУРЕНТЫ РОССИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, США, ВОСПРИНИМАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ЕАЭС ЗА СЧЕТ ВХОЖДЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА КАК ДВИЖЕНИЕ СО ЗНАКОМ «МИНУС». ТАК КАК С ПЕРВОГО ДНЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В 2010 ГОДУ (ПРЕДТЕЧИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА) ДЛЯ ВАШИНГТОНА БЫЛО ВАЖНО, ЧТОБЫ ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ, СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ТОМ ЧИСЛЕ, НЕ БЫЛИ ВКЛЮЧЕНЫ В ОРБИТУ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЕТ РОССИЯ.

Сегодня данные реформы находятся на разных стадиях. Так, часть из предложенных экономических реформ пока не дали серьезных результатов, которые могла бы ощутить каждая семья в Узбекистане. Экономические реформы – на стадии развертывания. И это понятно, так как переход от одной экономической модели к другой не дается так легко и быстро.

Есть определенные проблемы в системе государственного управления, обеспечения более эффективной работы по противодействию внешним и внутренним шокам. В условиях, когда реформы уже начаты, но еще не дали реальных результатов, Узбекистан сделал первый шаг к ЕАЭС. Страна в конце 2020 года получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Это стало серьезным знаком того, что Узбекистан и дальше будет идти в этом направлении. Узбекское руководство не скрывает: получение статуса – только первый шаг на пути более активного интегрирования Узбекистана в ЕАЭС.

Мне кажется, что целый ряд провокаций и информационных вбросов, которые можно напрямую проследить – являются «ответом» на четкий сигнал Узбекистана, что в стратегической перспективе страна намерена вступить в ЕАЭС. Эти «звоночки» означают, что для США (и коллективного Запада в целом) движение Узбекистана в сторону Евразийского союза является не самым приемлемым сценарием.

– О каких провокациях вы говорите?

– Их было несколько. Их путь – от первоначального вброса до широкого распространения в Интернете, социальных сетях легко проследить.

Это, в первую очередь, информация о якобы «президентском дворце» на востоке Узбекистана, которая была вброшена «Радио «Озодлик» (филиал «Радио «Свободы» в Узбекистане, в Российской Федерации организация признана иноагентом). Новость активно раскручивали, прежде всего через радио «Озодлик». Вброс во многом дал нулевой эффект, но осадок же остался.

Параллельно с этим наблюдается активизация «политических мумий» – людей или групп, которые с начала 90-х годов убежали за границу: в США, Турцию, Европу – отсиживались там все эти годы. 

Я ИМЕЮ В ВИДУ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ «ЭРК», ПАРТИЮ «БИРЛИК» И РЯД ДРУГИХ МЕЛКИХ ГРУПП. ОНИ СЕЙЧАС МАЛО КОМУ ИЗВЕСТНЫ И ИНТЕРЕСНЫ В УЗБЕКИСТАНЕ, НО ИХ ПЫТАЮТСЯ РЕАНИМИРОВАТЬ И «ВБРОСИТЬ» ИХ В ПРЕДВЫБОРНУЮ ГОНКУ – ЭТОТ РАСКЛАД МОЖЕТ СОЗДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛИНИИ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.

Все эти события сопровождается усиливающимся прессингом западных организаций и структур в отношении Узбекистана в таких вопросах, как защита прав ЛГБТ-сообщества, продвижение ювенальной юстиции, политизация вопросов феминизма, защиты прав женщин, деятельности нетрадиционных для Узбекистана религиозных организаций под предлогом свободы совести и вероисповедания. 

Идет четко прослеживаемый процесс манипулирования определенными, зачастую маргинальными, но активными в соцсетях, группами людей в Узбекистане. И цель одна – создать в стране определенную политическую напряженность.

И я убежден, что эти «предупредительные выстрелы в воздух» звучат по причине того, что Узбекистан движется в направлении ЕАЭС. Как аналитик я исхожу из того, что вступление Узбекистана в Евразийский союз – стратегический выбор государства. Просто в силу того, что из трех основных внешнеторговых партнеров Узбекистана – две страны (Россия и Казахстан) входят в ЕАЭС. Но при этом я стою на той позиции, что необходимо эволюционное, постепенное вхождение Узбекистана в Евразийский союз. Государству, находящемуся в самом разгаре реформ с пока неясными результатами, торопиться в этом процессе не стоит. В ближайшие годы нам хватит статуса страны-наблюдателя.

В РУз должны быть реализованы цели первой стадии политических и экономических реформ, их должны ощутить граждане, бизнес, экономика страны в целом. Только после этого, уже на качественно новом этапе развития Узбекистан может входить в данное интеграционное объединение.

– Как изменится внешняя политика Узбекистана после проведения президентских выборов-2021 в отношении США, стран ЕС и Великобритании?

– Если действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев примет участие в выборах, и они состоятся намеченные сроки – он победит. Я уверен в этом на 100%. Последуют ли после выборов «оргвыводы» в отношении некоторых зарубежных партнеров, через различные механизмы вмешивавшихся в выборы – вопрос открытый.

В целом, та внешняя политика, которой придерживался и придерживается Узбекистан – политика сбалансированной равноудалености от глобальных центров силы, с небольшими изменениями, но сохранится.

Элементы конкуренции на центральноазиатском поле были, есть и будут. Страны региона должны понимать, что являются объектами воздействия внешних сил.

РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ТАК ИЛИ ИНАЧЕ ПРИДЕТСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ ПО РАЗНЫМ ВОПРОСАМ – ОТ СИТУАЦИИ В АФГАНИСТАНЕ ДО ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ С ТЕМИ ЖЕ ПАРТНЕРАМИ ИЗ США. МЫ БУДЕМ С НИМИ РАБОТАТЬ ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ИМ НЕ НРАВИТСЯ ДВИЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В СТОРОНУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА.

Всем глобальным центрам силы придется принять выбор Узбекистана. Узбекистан суверенен в этих вопросах и будет действовать, исходя их своих национальных интересов, а не из «намеков» внешних партнеров.

– По каким темам могут быть сделаны информационные вбросы в течение полугода до президентских выборов в Узбекистане?

– Выбор очень большой. Создать провокационный информационный повод, распространять недостоверную информацию и поддерживать интерес к темам на протяжении определенного времени на сегодняшний день – не составляет большого труда. Есть отработанные технологии информационной работы, люди, специализирующиеся в этой сфере, есть сети распространения информации.

Сейчас я наблюдаю усиление такой информационной активности в Узбекистане. Вполне вероятно, что подобные провокации продолжатся. По крайней мере, мы, думаю, скоро увидим еще два-три вброса, подобных информации о якобы «президентском дворце» в Узбекистане. Ранее похожая информационная кампания разворачивалась и для российской аудитории.

Вероятными темами провокаций в Узбекистане могут стать повестки:

– вступления в ЕАЭС;

– строительства АЭС в партнерстве с Росатомом. Этот проект серьезный раздражитель для тех стран, которые не хотели бы сближения Ташкента и Москвы;

– положения трудовых мигрантов из Узбекистана в России;

– нахождения в так называемых «лагерях перевоспитания» в СУАР КНР этнических узбеков и так далее.

Нужно отметить, что несмотря на информационные провокации, Узбекистан остается устойчив к внешним воздействиям.

Например, вопрос вступления РУз в Евразийский союз не расколол общество. Хотя определенными внешними силами предпринимаются подобные попытки. Этот сложнейший вопрос обсуждался в Узбекистане во время парламентских выборов два года назад. И он не стал фактором раскола. Были дискуссии в экспертной среде и среди населения, но жестких разделительных линий или признаков раскола не наблюдалось.

У страны есть запас прочности – в экономике, в военной сфере и так далее. И, самое главное, в Республике Узбекистан сохраняется единство в обществе, что позволяет РУз чувствовать себя уверенно. Государство слабеет, если нет этого общественного единства по основополагающим вопросам, а Узбекистану подобный сценарий не грозит.

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Статья интересная, если бы только в ней более точно была бы отражена история попыток объединения бывших республик СССР, имеющие место некоторые ошибки и недостатки. Так:
    — Таможенный союз (ТС) был создан еще в 1995 году, а не 2010 году, когда это был уже 2-й этап его реформирования в виде переформатирования;
    — в 2000 г. параллельно с ТС создан Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), который частично дублировал цели и задачи ТС;
    — в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС, Узбекистан член ШОС с 2001г.), которая частично дублировала цели и задачи ТС и ЕврАзЭС;
    — 2006г. началось формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), опять с определенным дублированием… (до сих пор формируется)..

    Вот какое было наслоение международных соглашений и сообществ!

    — в 2006 г. Узбекистан стал членом ЕврАзЭС. И не успев вступить в ТС, в 2008г. неожиданно для всех «ПРИОСТАНОВИЛ» свое членство… как говорили некоторые специалисты, причиной стали определенные «внутренние» разногласия и страх перед экономически развитым и более независимым от тандема ЕС-США «старшим братом». Потом, отдельные правила ЕврАзЭС позволяли контролировать «непрозрачные» золотовалютные потоки, на которых «кормились» отдельные высоко-(и не очень)-поставленные чиновники и родственники…
    Директору центра нужно бы знать все эти вехи… хотя… кому это сейчас интересно… например молодежь это совершенно не интересует… и знать они об ничего не будут.. все уже так позади?… они уже давно стали проамериканскими или проевропейскими… и до сих пор «кушают, якобы, бесплатную ленд-лизовскую тушенку», за которую Россия полностью расплатилась только в 2006 году!!!

    Необходимо также отметить непоследовательность отдельных стран СНГ и их руководителей в части участия в указанных международных соглашениях и сообществах, да, не упомянуто еше про создание и участие в ОДКБ… как «прости.. Господи…»… то хочу, то не хочу, то дам, то тут же — нет не дам…
    А теперича Узбекистан — НАБЛЮДАТЕЛЬ !?
    а куда дели статус приостановленого членства в ЕврАзЭС…
    ах, да… ведь в 2013г. ЕврАзЭС был переформатирован в Евразийский экономический союз (ЕАЭС)… (Кстати и ЕврАзЭС, и ЕАЭС — это были инициативы одного человека — Нурсултана Назарбаева, а Дед почему-то тогда молчал… это потом он начал поучать «молодежь», чтобы «на пятки не наступали», мне, кстати, тогда понравилось, как он совершенно без подготовки «осадил выскочек-несмышленышей»)…
    А пока БУДЕМ ПОСМОТРЕТЬ… В КАКУЮ СТОРОНУ ПОДУЕТ… И КТО БУДЕТ ДУТЬ!

  2. Променять хорошее отношение США и всего цивилизованного мира на сомнительную «честь» называется союзником страны- мирового изгоя, страны без будущего, без перспектив, без нормальной экономики..

  3. То что было, уже прошло, настораживает будущее. У Президента нет команды, Реформы у нас уже 30 лет, а автор пишет только начались. А что делали до этого? Если не будет команды, все пойдет после выборов по новому кругу

  4. Статья не понравилась ,одиозная после неё становится страшно ,не уже ли все может повторится хотя и напичкана наукообразными терминами . Попахивает надуманными российскими- белорускими пропагандискими штампами типы типа запад это всё плохо , вбросы и.т.п. Разделение мира на своих и чужих , настраивание общества против других партий и так называемых не традиционных религий . Статья реально не отображает политику Президента заключающая в равновесной прагматической политики со всеми странами мира.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане предложили снизить максимальную разрешенную скорость авто в городах до 50 км/ч

В Узбекистане предложили снизить максимальную разрешенную скорость авто в городах до 50 км/ч, а возле школ и детсадов –...

Больше похожих статей

ЎЗ