19.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 11 апреля, 2021

Умид Абидходжаев: Выход на новые экспортные рынки остается в числе важнейших задач правительства Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Жители махалли Юнуса Раджабий написали открытое письмо президенту и попросили защитить их от противоправных действий застройщика

Жители махалли Юнус Раджабий в Яккасарайском районе столицы обратились к президенту Узбекистана с открытым письмом и попросили принять меры...

Полная неожиданность: в Ташкенте сносят дворец «Навруз». В хокимияте рассказали, что будет построено на его месте

Пользователи социальных сетей опубликовалли фото сноса Дворца Навруз на Дружбе народов, который начался минувшей ночью. Столичный хокимият рассказал о...

Филиппинские хилеры, Чумак, Кашпировский, Али Махмуд Хасан – кто следующий?

«Лечитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллах, создав болезнь, создал и лекарство от неё, кроме одной болезни – старости». (Имам...

Подпишитесь на нас

51,913участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,760участниковПодписаться

Отсчет торгово-экономических связей между Узбекистаном и Южной  Кореей начинается еще в 1992 году. Тогда было подписано Торговое соглашение между двумя странами, а ещё через два года начал свою работу Межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству.

Встречи на высшем уровне в ноябре 2017 и апреле 2019 придали новую динамику сотрудничества. Стороны согласовали совместную реализацию 90 инвестиционных проектов на сумму 22 млрд долл.

Только в этом году с участием корейских партнеров ожидается освоение инвестиций в объеме до 400 млн долл. Готовятся 55 новых проектов на сумму более, чем в 3,4 млрд долл. в энергетическом секторе, нефтегазовом комплексе, химии и нефтехимии, фармацевтике, перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, модернизации инфраструктуры, транспорте, логистике, туризме.

Совместно с Эксимбанком Кореи реализуются 12 проектов на 1,28 млрд долл. в химической промышленности, здравоохранении, фармацевтики, геодезии, картографии, ИКТ и образовании.

Растет также число предприятий с корейским капиталом, на начало 2021 года их 888 (7,5% от общего числа действующих в Узбекистане предприятий с иностранным капиталом), из них 77 предприятий было создано в прошлом году. Такие предприятия работают в нефтегазовой, нефтехимической химической, добывающей, машиностроительной, электротехнической и текстильной отраслях: в области информационно-коммуникационных технологий, транспорта, логистика, туризма.

28 января Шавкат Мирзиёев во время видеоконференции со своим коллегой констатировал, что несмотря на пандемию многоплановые отношения между Узбекистаном и Кореей продолжали динамично развиваться.

Рассказать подробнее о видеоконференции лидеров двух стран мы просили заместителя директора Центра экономических исследований и реформ при администрации президента  Республики Узбекистан Умида Абидходжаева. 

Умид Абидходжаев

— Здравствуйте, Умид Кутпитдинович! Как Вы оцениваете динамику экономического сотрудничества между Узбекистаном и Кореей?

— В период 2016-2019 годов товарооборот между Республикой Узбекистан и Кореей вырос более чем в 2,5 раза с 1,1 млрд долл. до 2,77 млрд долл., увеличилась также доля или удельный вес Республики Корея в общем товарообороте Республики Узбекистан с 5,2% до 6,6%.

По итогам 2020 года в связи со снижением деловой активности из-за пандемии коронавируса общий внешнеторговый оборот Республики Узбекистан снизился на 13,1%, в том числе с Республикой Корея на 12,6% и составил 2,14 млрд долл., доля Республики Корея в общем товарообороте Узбекистана также несколько снизилась до 5,9%.

Следует отметить, что в структуре импорта из Республики Корея основную долю (около 70%) занимают «машины и оборудование», которые закупаются для развития отраслей промышленности. В результате во внешней торговле Узбекистана с Республики Корея наблюдается значительный дисбаланс в торговле и импорт превышает экспорт более чем в 25 раз!

Поэтому, в ходе прошедшей 28 января на высшем уровне встрече, особое внимание было также уделено вопросам выравнивания дисбаланса во взаимной торговле и диверсификации номенклатуры экспортно-импортных операций.

Кроме этого, проводится экспертное изучение и намечаются переговоры по заключению между Узбекистаном и Республикой Корея «Соглашения о свободной торговле», которое снимет имеющиеся барьеры во взаимной торговле, что также будет способствовать росту её объемов.

— Расскажите о перспективах вступления Узбекистана во ВТО.

— Вначале следует отметить, что членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются 160 государств мира, а также Евросоюз. Из числа стран СНГ в ВТО не вошли только Азербайджан, Белоруссия, Туркменистан и Узбекистан, которые имеют статус наблюдателей при ВТО.

Узбекистан еще в декабре 1994 года подал заявку во ВТО для начала переговоров по вступлению в организацию и впоследствии получил статус страны-наблюдателя. С тех пор переговорный процесс по вступлению Узбекистана в ВТО продвигался медленно и даже приостанавливался.

Старт в Узбекистане по инициативе Президента экономических реформ повысил экспортный потенциал страны, для повышения которого необходим выход отечественной продукции на международные рынки. В этом поможет членство нашей страны в ВТО.

В связи с этим, Президентом было инициировано возобновление процесса вступления Узбекистана в ВТО. Об этом Шавкат Мирзиёев рассказал в своем Послании Олий Мажлису в декабре 2017 года. В Послании была также поставлена задача привести систему технического регулирования в соответствие с международными стандартами и вывести на внешний рынок качественную и сертифицированную продукцию под узбекским брендом.

В целях выполнения поставленной Президентом задачи правительством в 2018 году была образована межведомственная комиссия по работе с ВТО, утверждено Положение о целях, задачах и деятельности данной комиссии. Кроме этого, правительство утвердило «Дорожную карту» по подготовке документации для возобновления процесса вступления Узбекистана в ВТО и адаптации национального законодательства. Координация работы по подготовке и ведению переговоров по вступлению Узбекистана в ВТО была возложена на Министерство инвестиций и внешней торговли.    

В июле 2019 года в ВТО был передан обновленный Меморандум о режиме внешней торговли Узбекистана, который является основанием для начала официального переговорного процесса по вступлению Узбекистана в ВТО.

— О необходимости активизации в текущем году работы по вступлению во ВТО говорится также в Послании Президента Олий Мажлису на 2021 год.

—  Абсолютно верно, в Послании подчеркнуто, что выход на новые экспортные рынки остается в числе важнейших задач правительства.

28 января в ходе узбекско-корейского саммита на высшем уровне Президент Мун Чжэ Ин еще раз подтвердил, что корейская сторона окажет всемерную поддержку в вопросе вступления Узбекистана во ВТО. В этой связи, следует напомнить, что в ходе визита Президента Ш.Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года был подписан «Межправительственный меморандум о сотрудничестве по вступлению Узбекистана во ВТО». Примечательно также, что Решением Генсовета ВТО в июле 2018 года, постоянный представитель Республики Корея при Отделении ООН в Женеве г-жа Джи-ах Паик утверждена председателем Рабочей группы по вступлению Узбекистана в ВТО.

Наряду с Республикой Корея техническую поддержку вступлению Узбекистана в ВТО, оказывают и другие страны, в том числе США, Россия, Япония, Китай, а Евросоюз выделил грант на финансирование проекта технического содействия по вступлению Узбекистана в ВТО в размере 5 млн евро. Проект ЕС, в частности, предусматривает оказание содействия в подготовке необходимых документов, а также повышение компетенции узбекских специалистов по соглашениям ВТО и международной торговой системе.

Таким образом международное сообщество, включая основных торговых партнеров Узбекистана, поддерживают стремление нашей страны более открыто интегрироваться в мировую торговлю и оказывают всестороннее содействие процессу вступления Узбекистана в ВТО.

Стратегической целью вступления Узбекистана в ВТО является получение и использование преимуществ, которые дает членство в данной организации – это расширение доступа на рынки стран-членов ВТО и возможностей участия в международном разделении труда. Кроме этого, участие в ВТО будет способствовать привлечению инвестиций, а также улучшению имиджа страны, как полноправного участника международного товарооборота.

При этом, Узбекистан в международной торговле должен будет следовать общим принципам и правилам, принятым в рамках ВТО, к которым, в частности относится взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, а также национального режима для товаров и услуг  иностранного происхождения, регулирование торговли преимущественно тарифными методами и отказ от использования количественных и иных ограничений и др.

В связи с этим, принятие Узбекистаном обязательств в рамках ВТО должно происходить с учетом соблюдения интересов отечественных товаропроизводителей и перспектив развития экономики в целом.

Отвечая на вопрос о перспективах вступления Узбекистана в ВТО следует отметить, что сроки вступления во многом будут зависеть от результатов переговоров с странами-партнерами по ВТО. В ходе переговоров необходимо будет прийти к устраивающим стороны договоренностям в вопросе установления приемлемого для Узбекистана уровня импортных таможенных пошлин и сохранения действующих мер поддержки отечественных товаропроизводителей, особенно в сельскохозяйственном секторе экономики, в котором создается около 28% валовой добавленной стоимости и занято  около 24% экономически активного населения страны. 

— По итогам саммита подписан меморандум в области» цифровизации» в целях содействия «4 промышленной революции» —  каких результатов ожидать нашей стране?

— Область информационных технологий является одной из важных направлений сотрудничества Узбекистана с Республикой Корее — один из мировых лидеров по уровню затрат на научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

Республика Корея одна из первых в мире внедрила национальную сеть мобильной связи 5-го поколения (5G) и создала эффективную ИКТ-инфраструктуру, охват населения Интернетом составил более 95%, в мировом рейтинге по скорости мобильного интернета страна занимает первые позиции.

Доля цифровой экономики в ВВП Республики Корея составляет 8-10%, страна является мировым производителем электронного оборудования и бытовой электроники, например, каждый пятый продаваемый в мире смартфон произведен на заводах корейской кампании «Самсунг».

Таким образом,  Республика Корея — одна из самых инновационных стран мира, в которой ускоренно развиваются «умные производства», цифровизация и автоматизация экономики, что соответственно ускоряет переход страны к «4-ой промышленной революции», предусматривающей полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени, а также разработку «искусственного интеллекта».

— На сегодняшний день Южная Корея обладает ценным опытом и возможностями для оказания Республике Узбекистан содействия в развитии сферы ИКТ и внедрения цифровой экономики. Кстати, сотрудничество с Республикой Корей в области подготовки IT-специалистов уже успешно развивается, в Ташкенте создан филиал корейского Университета Инха, который готовит на уровне международных стандартов дипломированных специалистов высшей квалификации в сфере ИКТ. Старт этому дал сам Президент 2017 году, не так ли? 

— Действительно, в ходе первого государственного визита Шавката Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года было подписано «Соглашение о сотрудничестве по внедрению в Узбекистане Национальной платформы электронной торговли», которая будет способствовать расширению возможностей для экспорта отечественной продукции на внешние рынки посредством Интернет-торговли.

Прошедший 2020 год был объявлен в Узбекистане «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», Указом Президента от 5 октября 2020 года была принята Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030». Указом предусматривается в 2020 — 2022 годах повышение с 78 до 95% уровня подключения населенных пунктов к сети Интернет, увеличения до 2,5 миллионов портов широкополосного доступа, прокладки 20 тысяч км оптико-волоконных линий связи, развитие сетей мобильной связи, внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов, организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов», внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

Кроме этого, предполагается реализация комплексной программы «Цифровой Ташкент», внедрение «цифровизации» в учреждениях образования, здравоохранения, сельском хозяйстве, а также других сферах экономики и социальной жизни.

Следует отметить, что развитие цифровой экономики, в том числе электронной торговли зависит от развития ИКТ-инфраструктуры, расширения доступа и скорости Интернета, интереса бизнеса внедрять в производственные процессы цифровые технологии.

Опыт зарубежных стран показывает, что основную роль в цифровой экономике играет частный бизнес с сильным предпринимательским и инновационным подходом, а государство должно создавать инфраструктуру и условия для частной инициативы.

В связи с этим опыт Республики Кореи, а также содействие в области «цифровизации» будет играть большую роль в реализации поставленных главой нашего государства задач по развитию в стране цифровой экономики и реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».

—  Каковы перспективы экспорта в Корею, кроме овощей и фруктов?

— В 2020 году экспорт Узбекистана в Республику Корея составил 45,5 млн долл. и в связи с карантинными мерами, связанными с пандемией коронавируса, снизился по сравнению с 2019 годом более чем в 2 раза.

Структура экспорта состояла в основном из химических продуктов и изделий из них, черных металлов, частей к машинам и оборудованию, продовольственных товаров. При этом наибольшую долю экспорта (36%) составили услуги, которых было предоставлено на 16,5 млн долл.    

Экспорт овощей и фруктов в Республику Корея имеет небольшие объемы — около 3,0 млн долл. и в настоящее время принимаются необходимые меры для его наращивания. В частности, правительство Кореи предоставлено фитосанитарное разрешение на экспорт в Корею из Узбекистана 36 видов свежей, замороженной и сушеной сельхозпродукции, продолжается работа по получению разрешения корейской стороны на поставки дыни, винограда, нектарина, лимона и острого перца.

Из числа готовой продукции, кроме продовольствия, в Республику Корея экспортируется также текстильная продукция, примерно на 7-8 млн долл. и экспорт данного вида готовой продукции имеет большие перспективы.   

В целях продвижения экспорта отечественной продукции на рынок Южной Кореи в Инчхоне открыт Узбекско-корейский торговый дом с постоянно действующим «шоу-румом» узбекской экспортной продукции.

Учитывая расстояние между странами, конкурентоспособность экспортируемой в Республику Корея продукции снижается за счет высоких транспортных расходов. В связи с этим, перспективным направлением сотрудничества с Республикой Кореей является создание в Узбекистане совместных производств по выпуску готовой продукции с высокой добавленной стоимостью для экспорта в третьи страны, а также промышленная кооперация в перспективных сферах экономики, в том числе электротехнической отрасли.

Учитывая структуру экспорта в Республику Корея, в котором основную долю занимают услуги, перспективным направлением является также создание привлекательных условий для роста числа корейских туристов, посещающих Узбекистан. Например, в 2019 году Узбекистан посетило около 40,6 тысяч граждан Республики Корея, в 2019 году из-за пандемии турпоток значительно снизился. Учитывая, что число граждан Республики Корея, выезжающих за рубеж с целью туризма, составляет около 25 миллионов человек в год, при восстановлении авиасообщений и снятия карантинных ограничений, экспорт туристических услуг в Республику Корея также может иметь большие перспективы.

В заключении стоит отметить, что сотрудничество с Республикой Кореей носит многоплановый характер и поиск новых сфер и возможностей для взаимного экономического сотрудничества продолжается, в том числе по вопросу диверсификации и создания благоприятных условий для взаимной торговли.

— Спасибо за информацию. Успехов в работе!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Стало известно, сколько человек заболели COVID-19 10 апреля

По состоянию на 10 апреля количество зарегистрированных случаев заболевания COVID-19 в Узбекистане составляет 84922 (+198). Случаи новых заболеваний: 7 в Республике...

Больше похожих статей

ЎЗ