27.8 C
Узбекистан
Четверг, 13 августа, 2020

Маэстро Кирилл Чахлов: «Из каждого лабиринта всегда есть выход»

Топ статей за 7 дней

Опубликован перечень карантинных ограничений, которые сохранятся после 15 августа

Опубликован перечень карантинных ограничений, которые не будут отменены в Узбекистане и после 15 августа.

С 15 августа в Узбекистане смягчаются требования карантина. Что будет разрешено?

В ходе состоявшегося видеоселекторного совещания президент Узбекистана заявил о постепенном ослаблении карантинных мер.

В стране наметилась тенденция — снижение ежедневных диагнозов Covid-19

По итогам 12 августа в стране было зарегистрировано 671 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Все случаи были...

Подпишитесь на нас

51,577участниковМне нравится
22,003участниковЧитать
2,140участниковПодписаться

Затянувшаяся пандемия на долгие месяцы сковала мир. Где-то звенья этой цепи ослабевают, местами крепнут, но в той или иной мере опутывают все сферы жизни, влияя на бытие и сознание людей.  Не будем обсуждать все сложности новых условий жизни на планете. Обратимся лишь к одной области человеческой  деятельности — музыке, которая впервые за многие века перестала звучать в живом исполнении в концертных залах и храмах, в театрах и студиях, на улицах и площадях. К разговору о музыкальной жизни в условиях пандемии мы пригласили молодого маэстро, художественного руководителя и дирижёра камерного оркестра «Consonanza»  Кирилла Чахлова.

— На просьбу определить отношение к происходящему, вы привели слоган «Из каждого лабиринта всегда есть выход». Почему?

— Это слова из популярного в молодежной среде
фантастического триллера «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти». Он предвосхитил в какой-то степени ещё более фантастическую реальность нашего времени, связанную с пандемией. Музыка тоже оказалась в лабиринте – карантинном.  Начиная с середины марта большинство населения планеты находится в самоизоляции. Кто физической, кто духовной, если не в той и другой одновременно.  Духовная изоляция  вызвана отсутствием прежних возможностей культурного обогащения. Люди не могут ходить в театры, на концерты, выставки, посещать храмы и мечети. Утрачена даже возможность получать очное образование. Но выход из этого лабиринта, я верю, будет найден.

— Не кажется ли Вам, что наше общество приблизилось к этому  лабиринту несколько раньше?

— Пожалуй. Когда у нас были эти возможности, мы их недооценивали или попросту пренебрегали ими, не пользовались в полной мере, принимая как само собой разумеющееся, вечное. Но с точки зрения непосредственно культуры,  с объявлением карантина мы утратили главную культурную ценность: возможность соприкосновения с динамическим, живым искусством. Потеряв, не торопимся вернуть. Я музыкант, дирижер. И еще до пандемии с болью  наблюдал  полупустые залы на многих концертах классической музыки. Задавал себе вопрос, почему на концерт популярного эстрадного певца пойти намного «престижнее», чем соприкоснуться с живым звучанием бессмертной музыки Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Вагнера, Маллера?

— Не потому ли многие из талантливых музыкантов в поисках лучшей жизни переехали в Европу или Америку?

—  Но разве не в наших силах вывести  культуру и образование в Узбекистане на новый, более высокий уровень? И в Европе, и в Соединённых Штатах залы на концертах классической музыки переполнены. Людям действительно важно ощущать себя в среде культурной жизни. Важен уровень образования и духовности. Пандемия прервала, но не уничтожила эти устремления.  Специалисты считают, что музыка более других видов деятельности развивает мозг человека, образуя в нём сложные нейронные связи, и учить детей музыке нужно с раннего возраста – всех без исключения, независимо от будущей профессии.

— Тем не менее, музыканты и в новых условиях находят формы взаимодействия с публикой, ради которой и для которой исполняются великие произведения классиков и современных композиторов.


— Да, мы,   словно герои фильма «Бегущие по лабиринту», пребываем ныне в стадии  своеобразного «культурного выживания». Потому заменой, пусть и не полноценной, выступает формат онлайн-концертов, когда музыка исполняется на глазах миллионов зрителей и транслируется в режиме реального времени на экраны мониторов и гаджетов. Такой концерт существенно отличается от прослушивания записей на разных видеохостингах, ведь мы слышим живую музыку, которая творится буквально сейчас, хотя  передается с помощью интернета. И всё же, живое исполнение ничем не заменить. В Италии  планируют провести  летние фестивали классической музыки. Программа мероприятий очень насыщенная, я ознакомился с нею.  Организаторы учтут санитарные нормы и правила, связанные с пандемией.   В Санкт-Петербурге, городе очень музыкальном, возобновили показ спектаклей,  7 и 8 июля зрители смогли послушать оперу в Мариинском театре. Если действительно что-то захотеть, можно этого добиться в любых условиях. Но складывается впечатление, что духовность, культура, образование становятся у нас всё менее важными.

— Неужто всё так мрачно?

—  Нет. Есть ценители, которые пишут мне, спрашивают, когда начнутся живые концерты классической музыки.  В их числе и те, кто прежде уверял, что нет смысла идти на концерт, если у тебя есть интернет и ты можешь послушать в Ютубе запись любого произведения в исполнении выдающихся коллективов и солистов. Карантин, лишивший нас концертных залов, невольно приводит к   осознанию, какие возможности упущены в недалёком прошлом. Разве обязательно терять, что имеем, для понимания ценности утраченного?

Недавно я задумал  цикл онлайн-трансляций,  посвященных жизни и творчеству великих композиторов-классиков. Пару месяцев со своим коллективом разрабатывал данную тему и вскоре буду рад представить наш проект «Классика: Из глубин веков – до наших дней». Мы планируем исследовать творческий путь и представить произведения 20-ти известных зарубежных и отечественных композиторов, посвятив каждому  не менее двух тематических 40-минутных презентаций на канале Youtube. Проект разработан на основе уникальных материалов, предоставленных Гарвардским Университетом (США), аудио- и видео-материалов свободного использования Берлинской, Лондонской и Венской филармоний, театра «Ла Скала», Мариинского театра, Московской и Петербургской консерваторий и личного архива видеозаписей Камерного оркестра «Consonanza» при Ташкентской и Узбекистанской Епархии. Вскоре мы пригласим зрителей на первую презентацию, она посвящена творчеству Георга Фридриха Генделя.

— Многообещающий проект.  Тем не менее, ситуация для музыкантов экстремальная — полного запрета на выступления и  концерты ещё не бывало в истории цивилизации.  Концерты давались даже в блокадном Ленинграде. Как вы и ваши коллеги переживают отсутствие работы: репетиций, выступлений, гастролей?

— С одной стороны, композиторы и теоретики музыки в самоизоляции располагают достаточным временем для индивидуальных занятий, собственного творчества и сольного исполнительства. Надеюсь, современный музыкальный фонд значительно обогатится новыми трудами и сочинениями, созданными за время карантина. Наверное, любители музыки и профессионалы уже слышали о новом произведении ташкентского композитора Игоря Пинхасова  — фрагмент его Симфонии № 3 опубликован в интернете. Я уже прослушал симфонию полностью.  Но что хорошо для сформировавшихся музыкантов, никак не подходит для учеников и студентов. Музыканты потеряли самое главное: возможность живой концертной практики, как сольной, так и ансамблевой. Стало невозможным  крупное ансамблевое и оркестровое исполнительство. Отсутствие совместных репетиций и концертной деятельности крайне негативно может сказаться на профессиональном уровне оркестров. Можно быть Ростроповичем и Хейфецем, но без репетиций музыкант не сможет сыграть ни одного, даже самого легкого ансамблевого произведения. А с отсутствием концертов теряется главное предназначение музыкантов: нести живую музыку в мир.


— Лет десять назад, открывая концертный вечер японской музыки, Посол Японии,  женщина, которая помогла в своё время создать Сад сакуры в Ташкенте,  высказала мысль, что музыка – это язык, на котором боги разговаривают с  людьми. Она приходит словно из высших сфер на нашу грешную землю,  где жить приходится не музыкой единой… Музыканты оказались без работы, следовательно, и без хлеба насущного?


— С  экономической точки зрения для всех музыкантов наступил кризис. Государственные коллективы в лучшем положении в сравнении с работающими по частному найму. Кто имел хоть какие-то накопления, сейчас их расходуют. Кто жил как птица певчая — теперь на нуле. Такая картина и у нас в стране, и за рубежом. Лично на меня карантин повлиял крайне негативно, он  перекрыл мне воздух. Я живу по инерции, так как  не могу работать со своим коллективом. Спасает работа с партитурами, дистанционные уроки в Гарвардском университете; больше времени уделяю искусству контрапункта, композиции. Времени для этого достаточно.

Я человек верующий, знаю, что унывать нельзя, но это очень сложно.   Помогает молитва, общение с близкими мне людьми.  Дома почти весь день звучит классическая музыка. Чтобы не терять профессиональную форму, планирую участие в дистанционных дирижёрских конкурсах: в Турции, Нидерландах, ещё в одном известном международном конкурсе дирижёров, название которого пока раскрывать не хочу. 

— Сказать, что живёте по инерции сложно – вы столько всего перечислили из своих дел. Безусловно, в условиях всеобщей самоизоляции мы что-то теряем, что-то находим.

— Что касается международных конкурсов, большинство из них отменили или перенесли на будущий год. И всё же, организаторы некоторых престижных конкурсов решились на единственный  и верный, по моему мнению, шаг: дистанционный формат. Лет 10 назад, когда интернет шире вошел в жизнь,  возникло много «бумажных» конкурсов.  Престиж данных мероприятий оценивался не высоко. Но были и остались  очень серьезные дистанционные конкурсы, порой даже более сложные, чем очные. И именно сейчас, в условиях пандемии, к их возможностям обращаются  ведущие мировые конкурсные компании. Серьезный дистанционный конкурс ничем особо и не отличается от очного. В нём также   несколько туров, очень строгие требования по видеозаписям. Проведение дистанционных конкурсов в широком международном формате очень полезно для искусства — они служат своеобразным социальным лифтом для многих талантливых музыкантов, которые, к примеру, не имеют возможности участвовать в очных международных конкурсах  из за финансового положения.

— Можно подробнее о конкурсе в Турции, в котором вы намерены участвовать?

— Мой хороший друг, профессор Борис Тараканов, как-то сказал, что вскоре  состоится дистанционный, очень престижный международный конкурс CA AVE MUSICA, проходящий под эгидой России и Турции. Обычно я долго проверяю историю конкурса, его подводные камни, но сомнения отпали, как только я услышал, что председателем жюри будет сам Борис Игоревич Тараканов!

— Тот уникальный человек,  кто создал бесплатный нотный архив www.tarakanov.net  с его многотысячным цифровым фондом, которым пользуются во всех странах мира?

 — Да, это он! Помимо нотного архива маэстро руководит Большим Академическим Хором РХТУ им. Менделеева, является основателем Академического хора Московского метрополитена, вдохновителем и организатором многих значимых международных проектов. Так вот, я знаю одно: Борис Тараканов всегда берется только за стоящие, значимые для культуры и искусства международные проекты. По натуре он открытый, честный и глубоко порядочный человек. Следовательно, этот конкурс обещает быть предельно справедливым.  Я сразу же проявил желание участвовать в конкурсе сам, а ещё  загорелся идеей «открыть» это мероприятие для музыкантов нашей страны. По совету Бориса Игоревича пообщался с директором конкурса Ильгаром Эйюбовым. Вскоре в Ташкент пришло предложение принять участие в конкурсе студентам Государственной консерватории Узбекистана. И, что было наиболее важно для меня, в жюри пригласили нашего мэтра, знаменитого музыканта, дирижера, моего учителя и наставника, профессора Фирузу  Абдурахимову. Фируза Равшановна обладает большим авторитетом в  музыкальных кругах нашей страны. Она бескомпромиссна, потому её согласие войти в состав жюри тоже свидетельствует о высоком уровне предстоящего международного конкурса.  Отрадно, что свое участие в этом мероприятии подтвердили многие  узбекистанские музыканты. Заявки не только из столицы, но и регионов. Считаю актуальным выступление в таких конкурсах: они повышают мотивацию, позволяют проявить себя, получить признание. И, главное, участники получают ценные советы от авторитетных музыкантов, что помогает творческому росту.

Да, мы действительно многое утратили — об этом я уже говорил. А вот обретено… Я надеюсь, обретено осознание сложившейся ситуации, которое в дальнейшем изменит наше отношение к общественному обустройству и социальным службам, тем или иным профессиям, духовным и культурным аспектам, возможностям каждого человека и общества в целом. Хочется пожелать бодрости духа всем музыкантам и вообще всем людям в это непростое для нас  время. Очень надеюсь, жизнь наладится. Как скоро это случится, зависит и от нас. Я искренне верю, нам удастся вновь в реальности соприкоснуться в концертных залах с бесценным даром высших сил —  музыкой.

Тамара Санаева

2 КОММЕНТАРИИ

    • Комментарий невоспитанного человека, совершенно далёкого от искусства, и позволяющего себе судить о тех людях, с которыми не пересекался. Кирилл, не обращайте внимания! Был на Ваших концертах, Вы делаете очень много для культуры страны. Из японской мудрости — «Продолжайте идти против ветра, и пусть плюют Вам в спину…!»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Что ждёт потребителя в сфере оказания бытовых услуг

В повседневной жизни каждый человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями в сфере бытового обслуживания. Например, плохо...

Узбекистанцы, вывезенные из Ростова-на-Дону, прибыли в Ташкент

13 августа поезд с соотечественниками, вывезенными из Ростова-на-Дону, прибыл в Ташкент на Южный вокзал. Узбекистанцам, вернувшимся на родину, предстоит пройти карантин, после...

Фанаты московского «Спартака» раскритиковали Остона Урунова за дорогие покупки

Полузащитник сборной Узбекистана Остон Урунов, недавно перешедший из "Уфы" в московский "Спартак", опубликовал снимок с сумками известных брендов. Однако пользователи соцсети раскритиковали...

Кто «слил» в соцсети план Казахстана по Covid-19, официальные лица не комментируют его достоверность

В социальных сетях и мессенджерах Казахстана распространился документ («План действий на август-декабрь 2020 г.»), якобы, подготовленной аппаратом Совета безопасности РК для главы государства,...

Взаимное отторжение. Чем могут закончиться белорусские протесты

Белорусские выборы завершились обычными официальными цифрами, но совершенно новой реакцией общества. Как страна будет выходить из политического кризиса, пока непонятно, но она точно не будет такой,...

Больше похожих статей