Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Над крышей дома своего

Над крышей дома своего

Летом 2001 года, накануне 10-й годовщины Независимости страны, ваш покорный слуга совершил облет Ташкента. Думаю, что этот репортаж с высоты птичьего полета актуален и сегодня.

Над крышей дома своего


Ровно в 7.00 часов борт поднялся в воздух. Взревевшие двигатели «Ми-8» заглушили стрекот кузнечиков на летном поле. Вертолёт плавно оторвался от земли и стал набирать высоту. Сразу заложило в ушах.
…Так давно хотел снять Ташкент с высоты, показать его необъятность.
Вертолет сделал круг над летным полем и взял курс в сторону центра города. Я осмотрелся: место у раскрытой двери заняли киношники. Остается снимать через открытые иллюминаторы, но под ними висят огромные топливные баки.
Летим над новыми массивами Сергели, когда-то города-спутника Ташкента, а сейчас – одного из его самых быстро растущих районов. Как на ладони видны длинные, изогнутые, словно Великая китайская стена, многоэтажные дома, строящиеся промзоны, клубничные поля. А вот веселый калейдоскоп автобазара: тысячи разноцветных машин столпились, как мураши в муравейнике.
Но топливный бак перекрывает полкадра и иллюминатор – как руль автомобиля. Вспомнил армейские годы.
На всякий случай наматываю ремень фотокамеры на кисть правой руки. Просовываю ее в иллюминатор, затем – голову и потом только – левую руку. Есть, вылез по грудь!
Ураганный поток воздуха от винтов моментально взъерошил волосы, из глаз брызнули непослушные слезы, а камера так и рвется вниз. Мертвой хваткой вцепился в нее, вытянул руки вперед и снимаю, не глядя в видоискатель.
Удалось!
Это было воскресное утро – самый пик автомира. Оказывается, мой сосед поехал в тот день покупать машину. Потом, когда я показал ему этот снимок, он засиял от восторга:
- Вот мой новый джип! А вот – и я!!!
Летим дальше, вдоль ташкентской кольцевой дороги. Ее длина – без малого 80 километров. Эта транспортная артерия бережет нашу столицу от вредных выхлопов бесконечного потока транзитных машин, следующих из Китая и с Аравийского полуострова, с Кавказа и России.

Над крышей дома своего


В средневековье Шаш – так тогда назывался город – раскинулся в золотой середине Великого шелкового пути, был важнейшим стратегическим форпостом, играл значительную роль во взаимопроникновении культур и торговли, науки и народных ремесел самого большого континента планеты.
И как много веков назад, сегодняшний Ташкент – гарант мира и безопасности всего Центральноазиатского региона и это надо особенно подчеркнуть, - крупнейший политический центр.
Трудно сосчитать, сколько ежегодно к нам едет гостей самого высокого ранга, сколько проходит международных встреч. Не случайно и В.В.Путин, став главой государства, свой первый зарубежный визит совершил именно в Ташкент.
С обретением независимости открылись границы, к нам едут со всего мира. И не только ради экзотики, памятников старины – а это солидный приток валюты в нашу казну. К нам едут прежде всего для взаимовыгодного сотрудничества, в лице Узбекистана зарубежные инвесторы нашли надежного партнера.
За десять лет мы многому научились: добывать из отвалов золото самой высокой пробы, стали автомобильной державой, из газового конденсата производить бензин.
И все же самые большие перемены произошли в столице. Все правильно, по одежке встречают… Столица независимого государства должна иметь достойный облик!
За десять лет Ташкент стремительно вырос и вширь и ввысь. Несмотря на то, что он расположен в сейсмически активной зоне, появились высотные здания Национального банка Узбекистана, банковского комплекса на улице Асатулло Ходжаева, шестнадцатиэтажки вдоль улицы Нукус. Построено много современных супермаркетов и кафе, колледжей и лицеев, центр города украсили величественные строения Олий Мажлиса – парламента страны и столичной мэрии.

Над крышей дома своего


Неузнаваемо преобразился и Кабинет Министров. А помните, как больно было смотреть на это здание в трагическом феврале 1999 года. В ответ на террористические акты, подлый удар со спины наших недругов, строители, архитекторы и дизайнеры в кратчайшие сроки сделали это строение красивейшим в столице!
Сегодня Ташкент по праву стал самой яркой звездой Востока!
Город пополнился новым, одиннадцатым по счету, - Бектемирским районом.
К нему и подлетаем.
Вот голубые перекрытия Куйлюкского оптового базара – самого дешевого в Ташкенте. Цены здесь на сельхозпродукты значительно ниже, чем на других рынках: тут торгуют сами сельчане. Так что, если хочешь сделать покупки на скорую руку – иди на Алайский базар, а если хочешь много и дешево – не ленись, вставай пораньше и езжай на Куйлюк.
- В любой стране продуктовый рынок – верный барометр благосостояния народа, - говорил знакомый австралиец, повидавший сорок стран мира.
А прилавки ташкентских базаров ломятся от изобилия!
Внизу, рядом с Куйлюкским рынком, вытянулась над кольцевой широкая лента эстакады. Она сразу разгрузила эту важную артерию города, движение стало в двух уровнях. Теперь даже ехать отдыхать на Ташкентское море – уже удовольствие!
А автомобилисты знают, как непросто было пересечь Куйлюк – один из самых сложных перекрестков Ташкента. Железные нервы также надо было иметь, въезжая на Большой узбекский тракт у ипподрома, на перекрестке у пересечения проспекта Абдуллы Кадыри и улицы Амира Темура, у старого ТашМИ и юнусабадского универсама.
За невероятно короткий срок эти гордиевы узлы были разрублены. Ташкентские мостостроители освоили самые передовые в мировой практике методы возведения эстакад. Путепроводы стоят дорого, но мы строим с дальним прицелом, ведь не зря говорят: «Дорога – это жизнь!».
Подлетаем к массиву Водников. На восток уходит прямая, как стрела, трасса на промышленные центры столичной области – Алмалык и Ангрен, и через высокогорный перевал Камчик – на Ферганскую долину.

Над крышей дома своего


Ее по праву называют «дорогой XXI века». И не только потому, что дорожники сделали ее комфортабельной и безопасной на всем протяжении пути в самый густонаселенный регион страны. В дальнейшем ее первоклассно благоустроят до Оша, до самой Страны поднебесной. Через Урумчи, Кашгар, пустыню Гоби она выйдет на Шанхай.
Вот здесь – выход на океан.
Великий шелковый путь получает современную интерпретацию, возрождается вновь!
За иллюминатором радуют глаз зеленые лужайки ташкентского гольф-клуба на озерах. Вот видны крошечные фигурки участников этого самого элитного вида спорта. Порезвиться с мячиком на восемнадцати полях иностранцу обойдется в 50 тысяч сумов, а гражданину нашей страны – в 7,5 тысячи.
Ташкентский гольф-клуб – единственный во всей Центральной Азии соответствует мировым стандартам, здесь часто проходят международные соревнования.

Над крышей дома своего


Вертолет берет курс на город.
Слева приближаются гигантские корпуса Ташкентского авиационного производственного объединения.
Помню, как первый раз побывав здесь с редакционным заданием, поразился увиденному: всюду идеальный порядок, на перекрестках – светофоры, от проходных по разным маршрутам ритмично курсируют автобусы.
И совсем незабываемое зрелище, когда стена сборочного цеха сворачивается, словно вьетнамский веер, и оттуда медленно выползает огромная рукотворная птица.
«Илы» рождаются в Ташкенте», - так назывался мой материал об объединении. И тогда же я слетал на Камчатку – это было продолжение очерка – «Илы» везут в дальние края дары земли узбекской».
Летим дальше. Вот многоэтажный массив Чизельный, рядом – Паркентский рынок. И снова, как в муравейнике, огромное скопление людей и машин.
А ближе к центру города, вдоль железнодорожного полотна, видна нескончаемая вереница техники: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, асфальтоукладочные машины. Строится малая кольцевая дорога.
Об этом – отдельный рассказ.
Ее протяженность чуть больше 30 километров. Беря начало на улице генерала Узакова, у кинотеатра «Нукус» она соединяется с проспектом Хуснутдина Асомова. Затем продолжается по улице Хидирали Эргашева до лакокрасочного завода.
Здесь, через туннель под железнодорожным полотном одна ветка протянется в сторону Мирзо-Улегбекского района, а сама кольцевая уйдет направо – вдоль «железки» - на Первушку.
Вот вырисовываются эстакады через улицы Буюк ипак йули, Паркетскую и Мусаханова. Гибкий график монтажных работ позволил не останавливать движение автотранспорта на первой улице. Позади площади Пушкина открылась большая зеленая зона. Этот, еще вчера заброшенный пятачок в центре города, вскоре станет его красивейшим уголком.
Первую очередь малой кольцевой – до Северного вокзала дорожники обещают сдать к юбилею республики. С высоты птичьего полета хорошо видно, какой огромный объем работ уже выполнен, и есть уверенность, что данное слово они выполнят.
Вторая очередь малой кольцевой протянется вдоль аэропорта до Южного вокзала, затем эстакада над улицей Усмана Насыра выведет ее к Чиланзару.
Проспект Дружбы народов радиальный, через него тоже перекинется путепровод. И еще один путепровод – сразу за Фархадским базаром направо – выведет на улицу Сабира Юсупова. А та уже снова соединит кольцевую с улицей генерала Узакова.
Летим над улицей Пушкина – одной из старейших в Ташкенте, два года назад ей исполнилось 100 лет.
Вот виднеется скульптурный портрет поэта. Изящный и стройный – посмотрите: спина лорда! - это замечательная работа русского ваятеля Михаила Аникушина.
Справа – площадь Хамида Алимджана с двадцатиэтажками, точно такие же дома, точно отражение в зеркале, стоят через дорогу, которая ныряет под путепровод в сторону Куйлюка. Слева – огромная парковая зона. Вот радуют глаз густые дубравы парка «Боги Эром». А ниже того места, где находился зоопарк, возведено рукотворное озеро с островком, где в жаркие дни резвится детвора.
Ловлю себя на мысли, что за последние годы Ташкент стал очень зеленым, настоящим городом-садом. Кроны деревьев тянутся вдоль всех широких проспектов и малых улочек, появилось много сквериков и лесополос.

Над крышей дома своего


И еще мое личное наблюдение: в городе стало больше птиц – скворцов и ласточек, дроздов и сорок. По утрам их пение можно слышать всюду. Птицы - санитары природы - верная примета того, что улучшается экологическое состояние города.
Подлетаем к духовному ядру города – скверу Амира Темура. Вот здание Национального информационного агентства Узбекистана, где работает ваш покорный слуга. И правее от него – пять лет назад вырос голубой купол Государственного музея Темуридов.
Его экспозиция подробно рассказывает о жизни и деятельности нашего выдающегося предка. Это величественное здание сразу стало визитной карточкой города, самым популярным музеем страны.
А вот ташкентский «Бродвей» - бульвар Сайилгох так и не удалось снять – он весь утопает в зелени. Также не удалось снять Чиланзар, другие массивы, они тоже в окружении леса деревьев.
Летим вдоль улице Амира Темура. Вместо унылой одноэтажной постройки, где в полуподвале располагалась оружейная лавка, выросло изящное, изумрудное с белым, здание гостиницы «Шератон».
Отели – тоже примета нашего времени, город становится гостеприимней.
Подлетаем к пятизвездочной гостинице «Интерконтиненталь» - даже различаю у входа швейцара в ливрее, услужливо открывающего дверь лимузина.
Во всем мире для строительства пятизвездочных отелей принято выбирать место, где чистая роза ветров и обязательно рядом большая парковая зона. «Интерконтиненталь» соответствует всем этим параметрам. Есть в гостинице отличные бассейн, конференц-залы и рестораны с кухней многих народов мира.
К нам едут всемирно известные звезды спорта, как Марат Сафин, Евгений Кафельников, Александр Карелин.
Это факт: Узбекистан становится спортивной державой!
Выше, дальше, быстрее – именно красоту, совершенство человеческого тела больше всего признают во всем мира.
Именно через наших прославленных чемпионов – Артура Григоряна и Руслана Чагаева, Ироду Туляганову и Лину Черязову, Мухаммадкадыра Абдуллаева планета чаще всего узнает об Узбекистане.
Не зря говорят: «Спорт – посол мира!» Чем больше о нашей стране будут знать в мире, о тех позитивных сдвигах, прошедших здесь за последнее десятилетие, - тем лучше для нас.

Над крышей дома своего


Вертолет делает круг над комплексом НБУ, над сказочным диснейлендом и аквапарком, огибает 375-метровую телевизионную башню – самое высотное сооружение в Центральной Азии, входящее в ассоциацию «Великие башни мира», теннисный комплекс «Юнуабад», торжественный и строгий Шохидлар Майдони – Мемориал жертв репрессий.
В утренних лучах солнце эта часть города смотрится особенно красиво. Мой объектив «фишай» - рыбий глаз – охватывает все 180 градусов. В него попадают винты вертолета, ноги и кинокамера оператора Умида Артыкова, снимающего из открытой двери.
Как быть?
И снова, изгибаясь, как индийская танцовщица, пролезаю в иллюминатор, делаю несколько кадров на цветной негатив и тут же обратно, хватаю другую камеру, где заряжена слайдовая пленка и вновь повторяю свой танец.
Летим над Юнусабадом. Его границы уже перешагнули ташкентскую кольцевую – прибавился массив Хасанбой. Здесь самые чистые в городе вода и воздух, и поэтому, наверное, пекут необычайно вкусный хлеб. Кстати, в Ташкенте есть только одна точка, где продаются лепешки, которые не отличишь от самаркандских, - на кольце 10-го трамвая в Рабочем городке.
В Юнусабадском районе проживают более 300 тысяч человек. В скором времени он станет одним из самых комфортабельных.
Глубоко под землей ведется строительство третьей – Юнусабадской линии ташкентского метрополитена.
Изменится и облик улицы Амира Темура. «Подземка» вытеснит трамвай – уберут железные линии и столбы, улица станет широкой, как проспект Узбекистанский.
Летим в сторону центра, над кварталами Ц-6, Ц-5, Ц-4. Вот вырисовывается концертный зал «Туркистон», его летняя площадка – любимое место отдыха горожан.
Перед фасадом «Туркистона» - огромный фонтан.
Кстати, о ташкентских фонтанах. Наверное, ни в одном городе мира их столько нет.
Есть поверье, что фонтаны - к процветанию. Вы, конечно, замечали, что в солидных гостиницах, в офисах престижных фирм, банках обязательно слышится журчание воды. Это неспроста, а – к деньгам.
Вот и Ташкент обязательно будет богатым городом!
Летим в сторону Старого города. Вот эти кривые улочка, домики с небольшими, уютными двориками останутся заповедной зоной. Их сохранят в назидание потомкам: пускай знают, каким был Ташкент в прошлом веке.

Над крышей дома своего


А вот в новое одеяние вырядилась улица, носящая имя выдающегося узбекского поэта в мыслителя Алишера Навои.
Ближе к площади Хадра еще одна гордость столицы – Государственный узбекский драматический театр имени Хамзы. Здесь завершается коренная реконструкция, после которой этот храм искусства обретет совершенно новый облик.
Но прежде чем начать реконструкцию узбекского театра, было принято мудрейшее решение о переезде в новое здание по улице Ата-Тюрка Государственного русского драматического.
Ташкент – многонациональный город, здесь проживают два миллиона двести тысяч человек – десятая часть населения республики. Русские и узбеки, татары и армяне, евреи и таджики живут единой дружной семьей. Если играют свадьбу – гуляет вся махалля, также, всем миром, провожают в последний путь…
Не случайно одна из красивейших площадей столицы названа именем Дружбы народов.
А за ней, рядом с Олий Мажлисом, еще одна зеленая зона с озерами – Национальный парк Узбекистана.
Загляденье!
В городе есть что поснимать. Вот новое здание консерватории. Глядя на него, так и хочется повторить пророческие слова Амира Темура: «Если ты хочешь убедиться в нашем могуществе, нашей силе, - посмотри на наши постройки!»
Вот и завершается наш полет. Устал, руки и ноги дрожат, нервы – как натянутые струны, но еще больше я чертовски рад увиденному, что поработал от души.
А в нашей новой жизни иначе нельзя!

Р.ШАГАЕВ,
фото автора
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Официально: камеры в Ташкенте фиксируют 7 видов правонарушений

Официально: Майк Тайсон стал владельцем квартиры в Tashkent City

Водитель "Спарка" насмерть сбил школьника на пешеходном переходе

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Р. Шагаев