17.7 C
Узбекистан
Суббота, 16 октября, 2021

Жизнеспособны ли ТЧСЖ в Узбекистане?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
3,410участниковПодписаться

Задавая этот наивный вопрос,  предвижу шквал возмущенных возгласов со стороны многочисленной армии людей,  которым  хлопотная и неблагодарная работа в товариществе частных собственников жилья дает  верный бутерброд с маслом. Вот только какая категория  председателей ТЧСЖ будет возмущаться  громче – та, у которой дела более менее движутся, или те, которые находятся в незавидном, а то и вовсе плачевном состоянии ?

Приведу официальную статистику, озвученную   главой государства зимой этого года. Так что претензии не ко мне, уважаемые руководители органов жилищного самоуправления.

Согласно официальным данным,  в стране действуют 4 430 товариществ собственников жилья, из которых удовлетворительно работают только 1 350, или 30 процентов. Положение остальных оценивается как умеренное и тяжелое. Исследование показало, что причиной проблем становятся нерентабельность тарифов по платежам, непрозрачность расчетов, устаревание инженерно-коммуникационных сетей. Многие товарищества не выполняют свои обязанности, не хватает кадров. В результате недоверия со стороны домовладельцев собираемость платежей низкая, вследствие чего образовалась большая дебиторская задолженность.

Думаю, рассказ мой, который сильно смахивает на анекдот,  по достоинству оценят не только успешные, но и среднетяжелые, и  тяжелые ТЧСЖ.

Незаслуженный презент от администрации президента    

Дело в том, что в доме №4 седьмого квартала Юнусабада, который обслуживает созданное без малого два года назад  ТЧСЖ «Лайло коммунал», вдруг пропала горячая вода и вместо нее потекла холодная. С наступлением осенних  прохладных дней  перестали работать сушилки, которые исправно отапливали ванные комнаты  все лето. Любой прочитавший эту публикацию слесарь –профессионал сразу смекнет, в чем дело.  Двадцать минут, а то и меньше – и проблема решена. 

Технически же неподкованным  в этом отношении   жильцам  (пенсионерам и инвалидам)  пришлось для решения пустякового вопроса дойти ни много ни мало  до столичной администрации главы государства.  Так как более ранние настойчивые  обращения по телефону 1055, письменные заявления  в первый сектор штаба Юнусабадского хокимията, в махаллинский комитет «Астробод», Юнусбадский хокимият не были услышаны-  видимо, слишком уж копеечной и мелкой показалась проблема.

Но, как говорится, нет худа без добра – администрация главы государства сделала жильцам дома поистине царский подарок, обеспечив недостающими   пластмассовыми трубами два подъезда шестиподъездной многоэтажки.

Немногим ранее, летом,    за казенный счет  в злополучном  доме №4 были установлены  подъездные акфа- рамы, видимо, для того, чтобы он  меньше походил на многоэтажный сарай (об этом не раз упоминалось  в многочисленных публикациях). 

Воистину не оскудеет рука дающего!

Где должен быть командир?

Применительно к данному случаю какова заслуга так называемого  органа самоуправления многоэтажным домом, насчитывающим 56 семей? И где, говоря словами классика,  должен быть командир в любой возникшей  житейской ситуации?

Вспоминаются умные слова из одной умной книги.  Цитирую. « Управление многоквартирным домом  является особым видом деятельности и требует определенной квалификации и навыков. Для грамотного управления домом необходимы технические,  экономические, юридические знания, а также знания в области финансов и организации труда,  умение налаживать и поддерживать  хорошие отношения с людьми и различными организациями,  предотвращать и разрешать конфликтные ситуации».

А вот еще фраза: добросовестные люди,  ставшие председателями правлений, стараются научиться всему необходимому – посещают специальные курсы (если такие имеются), изучают законы и нормативные акты,  ищут специальную литературу, знакомятся с опытом других, более  опытных руководителей.

Приведу второй анекдот.   В январе этого года на подъездных дверях четвертого дома, чтобы пробудить людей,  автором этих строк  было вывешено объявление. Оно гласило,  что согласно статье № 45  Закона «Об управлении многоквартирными домами»,   правление товарищества «Лайло комунал»  обязано  систематически, но не реже одного раза в три месяца отчитываться  перед жильцами   о выполнении планов работ по содержанию общего имущества, произведенных и планируемых расходах, сборе обязательных взносов. Причем делать это  в доступной для всех членов товарищества форме. Проще говоря, вывешивать коротенькую информацию на подъездных дверях.

Назначившая  себя домкомом некая Миралимова, а потом повысившаяся, если верить слухам, до председателя правления  бестрепетной рукой  сорвала бедные листки, назвав это «подрывной» работой.

Поневоле напрашивается вопрос: а отчитываются ли перед жильцами седьмого квартала другие председатели ТЧСЖ?

Самым злостным врагом  актива четвертого дома стала журналист, отказавшаяся вносить плату за оказанные услуги, пока правление не отчитается по всей форме о полученных и потраченных суммах.

В нынешней же ситуации  по мерам, принимаемым  по заявлению  в администрацию  главы государства, управленческая верхушка «Лайло коммунал» превзошла самое себя. Вот вам третий анекдот.  Представители  теплоэнерго из короткой встречи по поводу поступившего заявления   сделали вывод, что дом №4 –бесхозный, что называется, без руля и ветрил. А это значит, что если возникнет аналогичная ситуация, несчастным жильцам придется проделать такой же долгий и тернистый путь.   

Аврал! Еще аврал!

На седьмом квартале, насчитывающем  более 50 многоэтажек, действуют свыше десятка  крупных и мелких ТЧСЖ.

Целых три дня  после того, как   Тошиссикуввати включило горячее водоснабжение после планового недельного отключения  горячей воды,  жителей махалли «Астробод»   в буквальном смысле слова лихорадило. Об этом можно было судить по огромному количеству  сообщений в группе «Астробод» по поводу неполадок в домашней системе горячего водообеспечения. Кто-то жаловался на теплую воду вместо горячей, другие на то, что из трубы свищет воздух вместо горячей воды и т.д и т.п.  Мы не требуем лишнего, мы хотим получить то, что нам положено, возмущались люди.  

В  авральный период, пока не улеглись людские волнения,  на квартале бессменно  находились начальник районного теплоэнерго с бригадой  специалистов, депутат и другие ответственные лица.

Я поинтересовалась, как прошло подключение горячей воды в домах  управляющей компании «Мумтоз» с ее 126 высотками, и  были ли жалобы со стороны жильцов.

В рабочем порядке, без единой жалобы,  так как к отопительному сезону готовились летом, последовал лаконичный ответ.   

Позавидовала жителям этих домов. Белой завистью. И села писать этот материал. А потом пойду в кассу и внесу накопившийся долг. Потому что общего собрания  в доме №4 все равно не дождешься!

 Вера Рудакова.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. От этих жеков вобще толку никакого. Только знают как деньги с людей сдирать. Меняют 2 метра трубы в подвале списывают 10 метров и так визде. Все узлы уже в подвалах устарели. Еще с советских времен стоят. Ниодна задвижка почти неработает все заблинованно. Я сам работал в жеке и знаю что там творится. Особенно на чилонзаре на 21 квартале.

  2. После тридцатилетнего опыта владения квартирами на поверхность выплывает один главный вопрос: как относиться к политике государства в области ЖКХ? Сначала деньги с собственников тянули ничего не делая государственные конторы типа КЭУ, КРАВСов и т.п. Потом создали под их эгидой «арендные предприятия», ставшие образцом мошеничества. Потом буквально ЗАГНАЛИ, как в СССР крестьян в колхозы, собственников в ТСЖ, понапихав в их руководители «своих», причем первый закон о ТСЖ с полным правом можно называть карт-бланш для мошенничества и воровства. Таким образом раскуроченные предыдущими ЖКХашниками многоквартирные дома еще пять лет доводились до аварийной кондиции. Вторая редакция закона немного улучшила правовую сторону вопроса, но установленная в законе ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЗНОСОВ в ТЧСЖ дала эффект противоположный ожидаемому («эффект кобры»): собственники практически лишились возможности защиты своих интересов используя основополагающий рыночный механизм регулирования — НЕТ УСЛУГИ — НЕТ ДЕНЕГ! При этом суды твердо стояли на своем: плати, потому что закон обязывает, а за что, если услуг нет — их не касается. КАК же не пользоваться такой «обязаловкой» великому множеству падких до дармовых денег руководителей товариществ?.. И как понимать, что еше вчера государственные органы были «руками и ногами» (и зубами) ЗА товарищества, а сегодня ругают эту форму обслуживания домов и воспевают «управляющие компании» и даже стараются запихнуть в них собственников топча право частной собственности? Где гарантия, что и эти по своей сути отношений с собственниками аналоги арендных предприятий не продолжат растаскивание средств собственников и что завтра тоже не окажутся «нехорошими»? А так и будет, потому что ни прежние законы, ни новый «Об управлении многоквартирными жилыми домами» не содержали и не содержит норм, В НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ. В силу специфики жилищно-коммунальных отношений в части многоквартирных домов нужен СПЕЦИАЛЬНЫЙ закон, регулирующий отношения, но в нем НЕТ также СПЕЦИАЛЬНЫХ норм защиты собственников!
    В общем же итоге выплывает основа неладов: при рыночной экономике в целом в части многоквартирных домов на практике действовал и действует ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ подход в регулировании процессов. Стоит ли при таком положении дел удивляться тому, что хокимы издают решения обязывающие граждан к переходу под управление конкретных компаний, выбранных хокимиятами, а не самими потребителями услуг? И как не возникать подозрениям, что компании эти создаются и руководятся опять же некими «своими» лицами?.. Лично я уверен, что через несколько лет правоохранительные органы и суды будут просто завалены делами о хищениях средств собственников помещений, жалобами и гражданскими исками, относящимися к деятельности «управляющих компаний».

  3. Это статья для продвижения УК? Ну у нас на Карасу управляющая компания. Что нибудь изменилось, нет. На манеже одни и те же, поддержки нет, информации для жителей нет. Ничего не изменится, пока коррупционные схемы не уничтожат. Своё ничегонеделанье прикрывают причиной сушествования должников. А в суд на них не подают, меры не принимают. Как мы страдали от отсутствия сервиса, так и продолжаем. А разговаривают так, будто не они, а мы должны. А сантехники ведут себя вообще как хозяева ситуаций. Так что не пишите такие хвалебные статьи про УК

  4. Меня спрашивают: — Какие такие «специальные» нормы для защиты собственников?
    Приведу пример. «Управляющие компании» (далее — УК) создаются в форме «обществ с ограниченной ответственностью». Почему выбирают ее? — По той причине, что по своим обязательствам такое юридическое лицо отвечает в пределах своего уставного фонда (ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА). И вот, компания с уставным фондом в несколько миллионов сум загребает под себя десяток (на практике множество десятков) многоквартирных домов. Скажем 6-подъездных четырехэтажных. Всего 720 квартир. Предположим, плата за услуги составит 1500 сум с квадратного метра общей площади в месяц. В среднем по таким домам это округленно 1500х40=60 000 сум с квартиры. 60000х720=43200000сум! Для УК за месяц образовалось обязательство на 43 миллиона. За год — полмиллиарда. Обязательство, которое НЕ ОБЕСПЕЧЕНО (!) даже в пределах месяца: уставной-то фонд в несколько раз меньше. И вот, скажем, все — не исполнили обязательство, денежки исчезли неизвестно куда. УК объявляет себя банкротом (под это очень легко подвести подобное заведение) — собственники квартир «с носом», потому что получат жалкие крохи уставного фонда. Даже если владельца УК и его руководителей осудят по уголовным статьям.
    А для физического лица — предпринимателя-управляющего еще легче набить карман: для него вообще не установлено требование ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА!!!
    Поэтому самое первое и СРОЧНОЕ для защиты собственников мноквартирных домов нужно ввести ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНЗ для КОММЕРЧЕСКИХ (ТСЖ это некоммерческая организация) организаций и физических лиц-предпринимателей для обретения права на управление многоквартирными домами. С обязательным учетом инфляции и роста цен, для чего установить его в долларовом (или евро) эквиваленте с пересмотром в конце каждого года и в зависимости от предполагаемого компанией (предпринимателем) количества обслуживаемых квартир. Кто-то в силах будет «потянуть» один дом, кто-то двадцать. Исходить надо из соответствующего размера годового обязательства управляющего лица, а ЖИЛИНСПЕКЦИИ каждый год КОНТРОЛИРОВАТЬ (!) чтобы размер имеющегося обязательства не превысил размер имущества (в первую очередь денег) которым обеспечивается обязательство.
    Здесь важно то, что не вводится что-то принципиально новое — требование обеспечения обязательства прописано в Гражданском кодексе и является основой для имущественной безопасности в отношениях — вводится только СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ этой нормы в определенной сфере отношений.
    Сказанное, конечно, только самая важная часть в защите прав и интересов собственников многоквартирных домов. Можно и нужно ввести специальный порядок рассмотрения государственными органами, судами обращений по вопросам управления многоквартирными домами с обязательным приоритетом прав собственников. Нужно особо сориентировать прокуратуру на постоянный контроль за соблюдением законов в жилищной сфере. И еще много чего можно и нужно сделать, если мы хотим иметь не развалюхи, а благоустроенную и бесконфликтную жилищную сферу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Парк в Tashkent city готовят к продаже

Администрация ГУП Tashkent city приняла решение продать парк отдыха в деловом центре Tashkent city, расположенном в Шайхантахурском районе. Соответствующее...

Больше похожих статей

ЎЗ
×