Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность. Часть 2

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность. Часть 2

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность.  Часть 2


В первой части статьи Аваз Камалов объяснил: почему несмотря на низкую доходность (%) активов, значительная часть мировых валютных ресурсов перемещаются в сильные страны, еще больше снижая ставки процентов в этих странах.

Во второй части А.Камалов расскажет о том, как и почему сильные страны стремятся экспортировать огромный объем мобилизованных валютных ресурсов в другие страны.


Как это происходит?

Представим, что мире существуют только 2 страны – сильная страна «S» и слабая страна «W». Последовательность операций приводится ниже в таблице:

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность.  Часть 2


Данный пример отражает как сильная страна «S» создала добавленную стоимость за счет привлечения ресурсов слабой страны, а не за счет дополнительной эмиссии денег. Объем созданного сильной страной «S» ВВП превышает то слабой страны «W» в 5 раз (1000 и 200 единиц, таблица ниже).

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность.  Часть 2


Теперь рассмотрим пример, где сильная страна «S» предоставляет слабой стране «W» кредиты по ставке в 2 раза ниже, чем ставка, по которой она привлекла эти ресурсы из слабой страны «W». Последовательность операций приводится ниже в таблице:

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность.  Часть 2


Данный пример показывает как «купив» финансовые ресурсы по ставке 2% и «продав» их по 1%, сильная страна «S» создала добавленную стоимость, которая превышает ту слабой страны «W» в более, чем 4 раза.

Здесь сильная страна заработала больше за счет реализации своих товаров и услуг. То есть «продав» деньги по цене 1% страна «заработала» 10% валового дохода, реализовав свои товары и услуги. Это позволит сильной стране получить больше налоговых поступлений у себя в стране и увеличить объем кредитования других стран прямо или через кредитные институты.

Аваз Камалов: Узбекистан и современный финансовый рынок. Мифы, иллюзии и реальность.  Часть 2


Выводы.

Целью данной статьи было отразить современные особенности финансового рынка, которые часто приводят к моральным рискам в слабых странах.

Чем стабильней валюта, тем стоимость активов и доходы, получаемые в этой валюте, становятся предсказуемыми и стабильными. Для инвесторов стабильные валюты всегда привлекательнее, чем нестабильные. Чем привлекательней валюта, тем инвесторы больше вкладывают в активы, номинированные в этих валютах, и спрос на нее увеличивается. Это повышает возможность страны обеспечить стабильность данной валюты на мировом рынке.

Инфляция и девальвация валюты всегда выгодны заемщикам и невыгодны кредиторам. Инвесторы приобретают активы, стоимость которых имеет тенденцию к повышению, и избавляются от тех, которые имеют тенденцию к снижению. Поэтому инфляционные и девальвационные ожидания инвесторов создают условия для оттока капитала из страны. С другой стороны, девальвация удешевляет товары страны для иностранцев, поэтому может (но не гарантирует) увеличить ее экспорт.

Глобализация подразумевает создание единых мирового рынка и валютной системы, где роль мировой валюты могут выполнять те валюты, которые будут стабильными и пользоваться спросом на мировом рынке.

Чтобы обеспечить стабильность валюты центральные банки регулируют спрос и предложение валюты на внутреннем и внешнем рынках. При инфляции и девальвации ЦБ снижают объем предложения валюты посредством повышения процентной ставки и наоборот. Это позволяет снизить предложение валюты по отношению к спросу, предотвратить ее девальвацию.

На внешнем рынке спрос на валюту, помимо повышения процентной ставки, обеспечивается посредством расширения экспорта товаров и выдачи кредитов другим странам. Выдача кредитов на 30 лет означает, что спрос на валюту будет гарантирован на мировом рынке в течении всего этого периода, поскольку заемщики будут нуждаться в этой валюте в течении 30 лет, чтобы оплачивать свои долги. Именно поэтому сильные страны будут настойчиво продвигать свои кредиты странам, которые обладают достаточным и качественным обеспечением.

Важную роль в обеспечении стабильности валюты так же играет способность страны грамотно управлять объемом предлагаемой валюты. Для этого крайне важно создать условия для мобилизации валютных ресурсов из других стран, без дополнительной их эмиссии. Поэтому сильные страны и их финансовые институты требуют, чтобы страны устранили любые ограничения по валютным (текущим и капитальным) и торговым операциям.

Однако либерализация валютных операций не всегда отвечает интересам слабых стран, поскольку это приводит к импорту товаров, которые могут не иметь никакой экономической ценности для страны, то есть не будут создавать добавленную стоимость в стране. И если, в конечном итоге, подобный импорт товаров и внешние кредиты не приведут к созданию добавленной стоимости и генерированию достаточного объема экспортной выручки в стране (для оплаты долгов и товаров), то это однозначно приведет к дефициту платежного баланса и девальвации валюты. Девальвация приводит к снижению доходности финансовых активов, оттоку валютных ресурсов и резервов из страны.

Валюты слабых стран не пользуются спросом и не играют никакой роли в обеспечении устойчивости мировой валютной системы, поскольку доля экспорта слабых стран в мировом экспорте крайне мала. Без увеличения экспорта товаров и услуг страна не сможет сделать свою валюту востребованной и конвертируемой на мировом рынке. Ее валюта просто не будет пользоваться спросом, потому что люди, компании и государства не будут покупать валюту той страны, товары и услуги, которой им не нужны.

Итак, по сравнению с сильными странами слабым странам намного тяжелее заработать и удерживать свои крайне ограниченные валютные ресурсы. Чтобы эффективно использовать крайне ограниченные валютные ресурсы, обеспечить инвестиционную привлекательность и стабильность платежного баланса слабым странам следует выстраивать грамотную экономическую политику. И эту экономическую политику следует выстраивать не на основе предложений кредиторов, миссией которых является обеспечение устойчивого курса собственных валют и высокого уровня реализации товаров и услуг.

Слабым странам следует выстраивать свою экономическую политику на основе современных реалий и возможностей страны, закономерностей и богатого опыта развитых стран, который включает следующие основные направления:

• формирование макроэкономических параметров на основе умеренных темпов роста экономики;
• максимальное использование внутренних ресурсов и использование кредитов для производства экспорто- ориентированных товаров и услуг;
• ограничение импорта потребительских товаров и услуг (кроме социально важных), которые не обладают никакой экономической ценностью, то есть не способствуют созданию добавленной стоимости и повышению экспортного потенциала страны. Для слабой страны трата валюты на подобные вещи – это роскошь;
• улучшение функциональных, технических и правовых параметров страны, а также создание и удержание значительной части доходов внутри страны;
• применение грамотных ограничений по валютным операциям (текущим и капитальным) с учетом богатого опыта развитых стран.


Аваз КАМАЛОВ
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Узбекистан намерен экспортировать крупный рогатый скот

В МИД объяснили, почему не могут эвакуировать граждан Узбекистана из Китая

Что изменится в Узбекистане с февраля 2020 года?

Водитель «Малибу 2» с рекламой Crafers заявил, что нарушает правила парковки по поручению Джахонгира Артыкходжаева (видео)

expo
Похожие статьи
Теги
А. Камалов