14.9 C
Узбекистан
Суббота, 24 октября, 2020

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

Топ статей за 7 дней

В Ташкенте женщина вмешалась в прямой эфир репортажа о низких ценах на мясо и уличила корреспондента во лжи (видео)

Во время съемки репортажа о ценах на продукты питания корреспондент телеканала «Узбекистан 24» рассказал о том, как...

Пересадили и забыли: в Ташкенте большинство взрослых деревьев, которым нашли новый дом на улице Абдуллы Кадыри, погибли (видео)

В Ташкенте на сегодняшний день действует мораторий на рубку деревьев. В связи с этим появились случаи, когда...

В Кашкадарье сотрудники завода Uzbekistan GTL устроили массовые беспорядки. Минэнерго прокомментировало инцидент (видео)

На строительной площадке завода «Uzbekistan GTL» сотрудники подрядной организации устроили массовые беспорядки. Как сообщают...

Подпишитесь на нас

51,631участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,270участниковПодписаться

«Переходить на кассетные подшипники или нет?» – таким вопросом сейчас озабочены все железнодорожники постсоветского пространства и их клиенты. Наше издание разобралось в том, действительно ли этот вопрос значим для всей отрасли, и каким образом то или иное решение отразится на экономике Узбекистана.

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

В чем суть вопроса?

В начале сентября Росжелдор вместе с Минтрансом и другими российскими ведомствами заявили о необходимости перевода всех грузовых вагонов с роликовых подшипников на кассетные. По их мнению, колеса с такими подшипниками начнут вращаться быстрее и безопаснее, что в целом повысит эффективность перевозочного процесса.

И, как бывает в таких случаях, ведомства для пущей важности решили сослаться на европейский, американский и китайский опыт.

Спустя две недели Минтранс России объявил о том, что большинство железнодорожных администраций Совета стран СНГ якобы поддержали переход на кассетные подшипники с 1 января 2021 года. Но эту идею не поддерживают клиенты и операторы железных дорог России, на долю которой приходится около 90% грузовых вагонов всего постсоветского пространства.

Кто против и почему?

По мнению экспертов Совета потребителей услуг ОАО «РЖД» при правительстве РФ, переоборудование всех российских вагонов обойдется владельцам примерно в 300 млрд рублей, при этом никакой поддержки со стороны государства в этом вопросе не предусматривается. Имеет место быть и ограниченность производственных мощностей: сегодня в России выпускается 385 тысяч кассетных подшипников в год, а надо как минимум 1,3 млн.

Кроме того, кассетные подшипники в России собирают заводы по лицензии иностранных фирм, а именно шведской компании «SKF», американской «Timken» и российско-американской «Amsted Rail». Такое положение дел, по словам главы российского антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, ставит российские компании «в зависимость от действий иностранных производителей», тем более, что 20% российских вагонов уже и так находятся под санкциями.

С этим согласны и представители профильного комитета Российского союза промышленников и предпринимателей, которые уже призвали Минтранс и ОАО «РЖД» повременить с принятием решений. По их мнению, для начала следует создать рабочую группу, чтобы рассмотреть целесообразность перехода, потому что серьезных исследований и статистики, подтверждающей необходимость тотальной замены подшипников, пока нет.

А если все-таки переход на кассеты состоится?

Во-первых, в таком случае рынок грузоперевозок столкнется с дефицитом вагонов, срывом планов по объемам перевозок, ростом арендных ставок и прочими проблемами вроде удорожания итоговой стоимости товаров для конечного потребителя. А этого, конечно, никто не хочет.

Во-вторых, это разрушит технико-экономическое единство железнодорожной сети Евразии. Она, как известно, объединена колеей 1520 мм и унификацией множества комплектующих деталей. К примеру, если у вашего вагона по пути из Узбекистана в Прибалтику вышли из строя шариковые подшипники на территории третьих стран – вы можете оперативно починить вагон и также оперативно вернуть его в эксплуатацию. В случае с кассетными подшипниками о скорости ремонта остается только мечтать.

Казалось бы, причем здесь Узбекистан?

А при том, что Узбекистан является одним из крупнейших перевозчиков не только в Центральной Азии, но и на территории всего постсоветского пространства. Сейчас на долю нашей страны приходится 26 842 грузовых вагонов. Кроме того, перевозка грузов по нашим железным дорогам ежегодно растет: если в 2000 году мы перевезли 42,4 млн тонн, то в 2018 – уже 68,4 млн тонн.

Схожие тенденции наблюдаются и в других странах СНГ – по данным Евразийской экономической комиссии, прирост объема перевезенных грузов в 2018 году увеличился на 3,1%, а в 2017 – на 6,5%.

Но позитивную динамику легко растерять, если не предпринимать усилия для консолидации подходов в сфере технической политики, которая очень четко определяет порядок функционирования железнодорожного транспорта.

И если Россия все же перейдет на кассеты – это придется сделать и другим странам СНГ. Но в случае с Узбекистаном это приведет к простою ремонтных заводов и депо, которые лишатся крупных заказов на обслуживание вагонов, курсирующих между Узбекистаном и другими странами.

В дальнейшем, из-за лишения финансовой поддержки, это приведет к деградации всей железнодорожной инфраструктуры республики, удорожанию услуг на ж/д перевозки, увеличению цен на импортируемую в Узбекистан продукцию и серьезнейший удар по социальным гарантиям для работников отрасли.

Заинтересована ли в этом наша страна? Вероятно, нет.

Поэтому, когда 15 и 16 октября в Белоруссии пройдет Совет по железнодорожному транспорту стран-участниц СНГ, где будет рассматриваться инициатива России по переходу на кассеты, Ташкенту необходимо вместе с другими партнерами четко заявить свою позицию по этому вопросу. И эта позиция, очевидно, должна в полной мере соответствовать не только экономическим интересам Узбекистана, но и интересам остальных стран СНГ.

Анна Гриценко.

  1. Я уж подумал, что будут это воровское государство в государстве реформировать, а они им ещё и поводов для воровства подкидывают…

  2. Конечно переходить на кассеты очень затратно, но если КПД транспортировки увеличивается я думаю надо по этапно хотя бы в течение 10-20 лет переходить с роликовых на кассетные

  3. соглашусь с Раскол, прогресс не стоит на месте, кассетные подшипники уже давно используются, но надо как то подстраховаться российские чиновники уже не знают где деньги брать, не хотелось бы в зависимость от них становиться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Школьникам с хорошими оценкам будет легче поступить в вуз

Об этом сообщил Министр народного образования Шерзод Шерматов на пресс-конференции в АИМК.По словам Шерматова, это будет отражено...

В Узбекистане будет создана военно-медицинская академия Вооруженных Сил

В целях поднятия системы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров на качественно новый этап, создания для них системы непрерывного, поэтапного и целевого обучения, а...

Кто в Узбекистане за бедного учителя замолвит слово?

Редакция nuz.uz получило письмо - крик души учителя. Мы публикуем письмо без каких либо изменений. Надеемся на отклик читателей, чьи комментарии систематизируем...

В Узбекистан подписан меморандум о реализации проекта «Программа по поддержке нуждающихся слоев населения Сырдарьинской области»

Министр по поддержке махалли и семьи Рахмат Маматов провел онлайн-встречу с представителями офиса Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA) в Узбекистане.В ходе...

Глава ВОЗ назвал следующие несколько месяцев пандемии трудными

Ближайшие несколько месяцев будут чрезвычайно трудными в том, что касается распространения коронавируса. Об этом заявил в пятницу, 23 октября, на брифинге в...

Больше похожих статей

ЎЗ