Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Узбекистан все-таки снизит НДС до 15%

Узбекистан все-таки снизит НДС до 15%

Узбекистан все-таки снизит НДС до 15%

Эта информация была озвучена на прошлой неделе на видеоселекторном совещании под председательством главы государства. Для дальнейшей поддержки субъектов предпринимательства Министерству финансов было поручено внести проект решения Президента о снижении ставки налога на добавленную стоимость с действующих 20 до 15 процентов.

Как отмечено в сообщении Министерства финансов, снижение ставки налога на добавленную стоимость до 15 процентов, в совокупности с мерами, направленными на обеспечение его нейтральности, предлагаемыми в новой редакции Налогового кодекса (опубликованном Министерством финансов для обсуждения), благоприятно отразится на деятельности хозяйствующих субъектов.

В проекте Налогового кодекса в новой редакции, предусмотрено введение порядка единовременного отнесения в зачет суммы НДС по приобретаемым основным средствам и недвижимому имуществу (взамен действующего порядка равномерного отнесения в зачет в течение 12 - 36 месяцев), а также право на возмещение суммы НДС в части превышения отнесенной в зачет суммы НДС над начисленной суммой налога предоставляется всему кругу налогоплательщиков (на сегодняшний день – только экспортерам).

По предварительной оценке, снижение ставки НДС на 5 процентных пунктов снизит поступления в Государственный бюджет расчётно на 10 трлн. сумов в год или порядка 2 процентов к ВВП, говорится в сообщении ключевого экономического ведомства. Напомним, что в 2018 году реформаторы узбекской налоговой системы предлагали уменьшить налог на добавленную стоимость) почти на треть – с 20% до 12%. Оговаривалось также условие распространить обязанности по уплате НДС на все категории налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей с оборотом свыше 1 млрд сумов.

Более поздними решениями властей самый значимый для бюджета налог на добавленную стоимость оставили в неизменном виде – 20%.В 2019 году, по официальному прогнозу, доходная часть государственного бюджета республики на 35 % состоит из налога на добавленную стоимость. При ожидаемых доходах бюджета в текущем году свыше 102 трлн. сумов НДС составит около 40 трлн. сумов. Характерный штрих: невзирая на увеличение количества потенциальных плательщиков этого налога (в 2019 году налог на добавленную стоимость оплачивают также частные компании и фирмы с годовым оборотом свыше 1 млрд сумов) его удельный вес в доходах госбюджета не изменился.

Налог на добавленную стоимость продолжает играть роль локомотива в группе косвенных налогов (НДС, акцизный налог, таможенная пошлина) с удельным весом 76,5 %. Ожидаемый в 2019 году объем косвенных налогов превышает 47 трлн сумов.

Налог на добавленную стоимость, который в мировой практике называется «налогом на потребление», один из основных косвенных налогов в Узбекистане введен с 1 января 1992 года. НДС включается в цену товара и услуг и, соответственно, уплачивается в бюджет за счет средств покупателей, заказчиков и клиентов. За время действия НДС в республике происходило изменение размера ставки налога, которая первоначально в 1992 году составляла 30 %, в 1993 и 1994 годах - 25 %, а с 1998 года по сегодняшний день ставка составляет 20 %.

По мнению министра финансов Узбекистана Джамшида Кучкарова, ставка НДС в 20% - один из инструментов борьбы с теневой экономикой. Перевод с нынешнего года на общеустановленные в стране налоги (ключевым опять-таки является НДС) индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом более 1 млрд сумов – не что иное, как попытка государства вытащить «из тени» малый бизнес. Секретом полишинеля стала значительная разница в уровне налоговой нагрузки между индивидуальными предпринимателями, субъектами малого и крупного бизнеса. Так называемым «бизнес-воротилам» в республике живется намного тяжелее, так как налоговое бремя на крупные предприятия в среднем 3-4 раза выше. А при том, что доля субъектов малого бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 процентов, то в структуре налоговых поступлений на их долю приходится чуть более 7 процентов.

Из этого можно сделать один-единственный вывод – радикальные шаги по уравнению налоговой нагрузки не могут пройти безболезненно для малых и частных фирм и далеко не все смогут выдержать новое налоговое бремя. Напомним, что в рамках августовского нынешнего года Указа главы государства в республике серьезно меняется порядок уплаты НДС.

С 1 октября 2019 года отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Узбекистане продовольственной продукции.

Плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 миллиарда сумов за период с января по сентябрь 2019 года или орошаемые сельскохозяйственные угодья площадью более 50 гектаров, являются плательщиками налога на добавленную стоимость и обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в установленном порядке.

Производители хлопка-сырца переходят на уплату налога на добавленную стоимость с урожая 2019 года.
Юридическим лицам, применяющим льготы по налогу на добавленную стоимость в части продовольственной продукции, производимой в Узбекистане, предоставлено право уплачивать налог на добавленную стоимость на основе уведомления об отказе применения льгот с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление.

Кроме того, что с 1 октября 2019 года:

а) юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации данных товаров;

б) субъекты предпринимательства – импортеры товаров признаются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом субъекты предпринимательства, импортирующие товары впервые, обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта;

в) отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при импорте, в отношении:

- асбеста, угля, лесоматериалов, древесины и изделий из нее, углеводородного сырья;
- соевых бобов, семян подсолнечника и кунжута, масличного сырья и сахара-сырца;
- сельскохозяйственной техники, автотранспортных средств, комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки, используемых в производстве автотранспортных средств;

г) отменяются льготы по освобождению от налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты, полученные в виде процентов от размещенных в коммерческих банках средств.

В. Новиков.
Комментарии
По моему НДС должны платить все субъекты предпринимательства независимо от их производство,услуг или принадлежности субъектов предпринимательства. Ставки НДС надо определить от суммы реализации этих субъектов прогрессивном методе, у кого меньше сумме реализации должен быть выше ставки, у кого больше сумме реализации должен быть меньше ставки. И вот тогда улучшается производство и оказание услуг, все стремится больше реализовать, потому что если больше реализует меньше будут платит. И налог на прибыль тоже таким образом внедрять надо.
Андрей
В конечном итоге все товары работы услуги потребляются населением.Шоковая терапия для населения обдираловка получается.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Метановые заправки массово воруют газ «особо продуманным» методом: ущерб дошел до 30 миллиардов сумов

Обращение к Министру здравоохранения Республики Узбекистан

Минздрав отреагировал на обращение Елены Царевской, потерявшей ребенка: начата проверка

К концу недели в Узбекистан придет небольшое похолодание

expo
Похожие статьи