Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Дорога проб и ошибок: кому доверят автоматизацию оплаты проезда в общественном транспорте?

Дорога проб и ошибок: кому доверят автоматизацию оплаты проезда в общественном транспорте?

Впервые об оплате проезда «без кондуктора» в нашей стране заговорили лет 5 – 7 назад. А в начале прошлого года в «Тошшахартрансхизмат» всерьез задумались об автоматизации данного процесса. Однако на эксперименты ушло почти два года. Сегодня мы снова у разбитого корыта – перебираем купюры и звеним монетками…

Дорога проб и ошибок: кому доверят автоматизацию оплаты проезда в общественном транспорте?


В январе 2017 года руководство «Тошшахартрансхизмат» заявляло, что в скором времени вместо наличных средств и жетонов в транспорте будут действовать специальные карточки, а все городские автобусы оснастят валидаторами. Действительно, с прошлого года начали обкатывать предложения различных компаний. В основном это были местные разработчики, которые устанавливали свои валидаторы, выпускали карты и мобильные приложения. В их числе система «Анор» от создателей PayNet, система компании Mikroelektronika PLYUS, сервис от разработчиков M-bank в Андижане, и прочие системы, которые обкатывали в общественном транспорте Нукуса и Самарканда.

Последним экспериментом стало внедрение с 1 июля электронных проездных. По сути карты заменили бумажные аналоги, но теперь их нужно было прислонить к валидатору, а не просто показать кондуктору. Продержались карточки почти три месяца. Система была изначально провальной. Она не решала ни одну из имеющихся в сфере проблем, а наоборот сработала в минус. Ведь все автобусы оснастили специальными устройствами для считывания кода карт. Учитывая общее количество автобусов в городе, сумма вышла немаленькая. При этом валидаторами почти никто и не пользовался. То устройство разряжалось, то в нем заканчивалась бумажная лента, то валидаторы и вовсе не реагировали на карту. Народ нервничал, возмущался. В итоге общественный транспорт стал жить прежней жизнью: устройства кондуктора забросили, а пассажиры электронные проездные просто показывали.

После серьезного фиаско компания «Тошшахартрансхизмат» сделала заявление, где признала многие проблемы системы общественного транспорта и обещала начать их решать. В перечне первоочередных задач – внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), причем до конца 2018 года.

Несколько дней назад ленты информагентств сообщили о том, что свое решение готов предложить и Единый общереспубликанский процессинговый центр (Uzcard). Программно-аппаратный комплекс по автоматизации оплаты проезда в общественном транспорте разработан совместно с международным холдингом «BPC Group», который успешно реализует свои проекты в 26 городах Российской Федерации.

Корреспонденту NUZ.UZ удалось пообщаться с представителями международного холдинга «BPC Group» и узнать, что именно совместно с ЕОПЦ они готовы предложить. Очередной «мыльный пузырь» или реально работающую систему? По словам представителей компании, они готовы предложить Узбекистану автоматизированную систему оплаты проезда, работающую в режиме реального времени, с функцией поддержки оплаты проезда посредством как банковских, так и транспортных карт. Система будет интегрирована с банковской платежной средой и позволит принимать оплату, используя все типы банковских карт, как местных (Uzcard) так и международных (VISA, Mastercard, UPI, МИР) платежных систем. Кроме того, инструментом может стать и любой гаджет (смартфон, планшет, часы), оборудованный NFC.

На одной из международных конференций, где принимали участие и отечественные специалисты, эксперты Минтранса РФ в сфере автоматизации настоятельно рекомендовали внедрять универсальную автоматизированную систему, которая будет иметь возможность интеграции не только с нынешней платежной системой, но и с Национальным межбанковским процессинговым центром, запуск которого намечен в Узбекистане до 1 января 2020 года.

Еще один важный вопрос – сколько таких систем будет внедрено в республике? Наряду со сферой городского общественного транспорта – автобусы, метро, трамваи – также есть сфера частных перевозок – маршрутные такси, микроавтобусы, линейное такси, а также платные стоянки и парковки, где также рано или поздно необходимо будет автоматизировать систему оплаты. Приобретать отдельные программно-аппаратные комплексы – это колоссальные капитальные затраты, которые возможно не окупят себя в ближайшем будущем. Целесообразным, по мнению экспертов, является разработка и внедрение единого стандарта по интеграции автоматизированных систем оплаты для всех видов услуг.

Важно понимать, на сегодняшний день существуют два основных типа автоматизированных систем оплаты проезда в общественном транспорте: закрытые и открытые. Закрытая система – морально устаревшая технология, которая не позволяет использовать современную платежную инфраструктуру и не имеет возможности привязки к банковским картам. А баланс на транспортных картах пассажиру необходимо пополнять в специализированных пунктах и только в рабочие дни и время.

Открытая система позволяет использовать все современные системы оплаты и дает возможность реализовать автоматизацию процессов оплаты всех необходимых услуг на единой платформе, что позволят государству сэкономить бюджетные средства при внедрении подобных проектов. Для пополнения транспортных карт в режиме реального времени могут служить как существующие платежные системы, инфокиоски, любые терминалы оплаты 24 часа в сутки. Нет необходимости создания специализированных пунктов пополнения транспортных карт.

Таким образом, логично, что не стоит сейчас тратить огромные средства на устаревшую систему, чтобы спустя несколько лет осуществлять глобальный переход с закрытой на открытую. Такой опыт у нас уже был с пластиковыми картами – дуэт и онлайн. Необходимо согласовать и утвердить единый стандарт автоматизации оплаты проезда на базе современных систем, дабы избежать неудобства для населения. К тому же введение единой системы поможет преодолеть барьеры, тормозящие развитие туризма и бизнеса, снизить государственные субсидии на общественный транспорт, ликвидировать «теневой оборот» наличных средств и дать мощный толчок в развитии информационных технологий в сфере услуг.

По данным «Тошшахартрансхизмат», на данный момент рассматривается несколько предложений от различных компаний. Ожидается, что в скором времени будет принято конкретное решение в пользу той или иной системы, а также выбран разработчик, который и займется реализацией проекта автоматизации оплаты проезда в столичном общественном транспорте. Остается только надеяться, что это решение будет верным и соответственно, станет последним.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хоким Ташкента пообещал в шесть секунд сделать журналистов геями за критику его заводов (аудио)

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

На следующей неделе ташкентцам пообещали первый снег

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

expo
Похожие статьи