14.4 C
Узбекистан
Пятница, 18 сентября, 2020

Дорога проб и ошибок: кому доверят автоматизацию оплаты проезда в общественном транспорте?

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

В Самарканде провели свадьбу в банкетном зале с десятками гостей вопреки ограничениям

В Самарканде жители провели свадьбу в банкетном зале с 40 гостями, передает Stv. Отмечается, что...

Граждане Узбекистана активно скупают недвижимость в Турции

Граждане Узбекистана проявляют большой интерес к недвижимости в Турции и по итогам первых семи месяцев 2020 года...

Подпишитесь на нас

51,593участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,240участниковПодписаться

Впервые об оплате проезда «без кондуктора» в нашей стране заговорили лет 5 – 7 назад. А в начале прошлого года в «Тошшахартрансхизмат» всерьез задумались об автоматизации данного процесса. Однако на эксперименты ушло почти два года. Сегодня мы снова у разбитого корыта – перебираем купюры и звеним монетками…

Дорога проб и ошибок: кому доверят автоматизацию оплаты проезда в общественном транспорте?

В январе 2017 года руководство «Тошшахартрансхизмат» заявляло, что в скором времени вместо наличных средств и жетонов в транспорте будут действовать специальные карточки, а все городские автобусы оснастят валидаторами. Действительно, с прошлого года начали обкатывать предложения различных компаний. В основном это были местные разработчики, которые устанавливали свои валидаторы, выпускали карты и мобильные приложения. В их числе система «Анор» от создателей PayNet, система компании Mikroelektronika PLYUS, сервис от разработчиков M-bank в Андижане, и прочие системы, которые обкатывали в общественном транспорте Нукуса и Самарканда.

Последним экспериментом стало внедрение с 1 июля электронных проездных. По сути карты заменили бумажные аналоги, но теперь их нужно было прислонить к валидатору, а не просто показать кондуктору. Продержались карточки почти три месяца. Система была изначально провальной. Она не решала ни одну из имеющихся в сфере проблем, а наоборот сработала в минус. Ведь все автобусы оснастили специальными устройствами для считывания кода карт. Учитывая общее количество автобусов в городе, сумма вышла немаленькая. При этом валидаторами почти никто и не пользовался. То устройство разряжалось, то в нем заканчивалась бумажная лента, то валидаторы и вовсе не реагировали на карту. Народ нервничал, возмущался. В итоге общественный транспорт стал жить прежней жизнью: устройства кондуктора забросили, а пассажиры электронные проездные просто показывали.

После серьезного фиаско компания «Тошшахартрансхизмат» сделала заявление, где признала многие проблемы системы общественного транспорта и обещала начать их решать. В перечне первоочередных задач – внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), причем до конца 2018 года.

Несколько дней назад ленты информагентств сообщили о том, что свое решение готов предложить и Единый общереспубликанский процессинговый центр (Uzcard). Программно-аппаратный комплекс по автоматизации оплаты проезда в общественном транспорте разработан совместно с международным холдингом «BPC Group», который успешно реализует свои проекты в 26 городах Российской Федерации.

Корреспонденту NUZ.UZ удалось пообщаться с представителями международного холдинга «BPC Group» и узнать, что именно совместно с ЕОПЦ они готовы предложить. Очередной «мыльный пузырь» или реально работающую систему? По словам представителей компании, они готовы предложить Узбекистану автоматизированную систему оплаты проезда, работающую в режиме реального времени, с функцией поддержки оплаты проезда посредством как банковских, так и транспортных карт. Система будет интегрирована с банковской платежной средой и позволит принимать оплату, используя все типы банковских карт, как местных (Uzcard) так и международных (VISA, Mastercard, UPI, МИР) платежных систем. Кроме того, инструментом может стать и любой гаджет (смартфон, планшет, часы), оборудованный NFC.

На одной из международных конференций, где принимали участие и отечественные специалисты, эксперты Минтранса РФ в сфере автоматизации настоятельно рекомендовали внедрять универсальную автоматизированную систему, которая будет иметь возможность интеграции не только с нынешней платежной системой, но и с Национальным межбанковским процессинговым центром, запуск которого намечен в Узбекистане до 1 января 2020 года.

Еще один важный вопрос – сколько таких систем будет внедрено в республике? Наряду со сферой городского общественного транспорта – автобусы, метро, трамваи – также есть сфера частных перевозок – маршрутные такси, микроавтобусы, линейное такси, а также платные стоянки и парковки, где также рано или поздно необходимо будет автоматизировать систему оплаты. Приобретать отдельные программно-аппаратные комплексы – это колоссальные капитальные затраты, которые возможно не окупят себя в ближайшем будущем. Целесообразным, по мнению экспертов, является разработка и внедрение единого стандарта по интеграции автоматизированных систем оплаты для всех видов услуг.

Важно понимать, на сегодняшний день существуют два основных типа автоматизированных систем оплаты проезда в общественном транспорте: закрытые и открытые. Закрытая система – морально устаревшая технология, которая не позволяет использовать современную платежную инфраструктуру и не имеет возможности привязки к банковским картам. А баланс на транспортных картах пассажиру необходимо пополнять в специализированных пунктах и только в рабочие дни и время.

Открытая система позволяет использовать все современные системы оплаты и дает возможность реализовать автоматизацию процессов оплаты всех необходимых услуг на единой платформе, что позволят государству сэкономить бюджетные средства при внедрении подобных проектов. Для пополнения транспортных карт в режиме реального времени могут служить как существующие платежные системы, инфокиоски, любые терминалы оплаты 24 часа в сутки. Нет необходимости создания специализированных пунктов пополнения транспортных карт.

Таким образом, логично, что не стоит сейчас тратить огромные средства на устаревшую систему, чтобы спустя несколько лет осуществлять глобальный переход с закрытой на открытую. Такой опыт у нас уже был с пластиковыми картами – дуэт и онлайн. Необходимо согласовать и утвердить единый стандарт автоматизации оплаты проезда на базе современных систем, дабы избежать неудобства для населения. К тому же введение единой системы поможет преодолеть барьеры, тормозящие развитие туризма и бизнеса, снизить государственные субсидии на общественный транспорт, ликвидировать «теневой оборот» наличных средств и дать мощный толчок в развитии информационных технологий в сфере услуг.

По данным «Тошшахартрансхизмат», на данный момент рассматривается несколько предложений от различных компаний. Ожидается, что в скором времени будет принято конкретное решение в пользу той или иной системы, а также выбран разработчик, который и займется реализацией проекта автоматизации оплаты проезда в столичном общественном транспорте. Остается только надеяться, что это решение будет верным и соответственно, станет последним.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане появятся экспериментальные центры юридических услуг

При юридических службах Минюста создаются экспериментальные центры по оказанию юридических услуг государственным органам и учреждениям.

В Кашкадарье повесился директор школы. Он оставил предсмертную записку, в которой просил коллег не допускать коррупции

На днях в местных СМИ появилась новость о том, что в Китабском районе Кашкадарьинской области директор школы покончил жизнь самоубийством. Отмечается, что...

Все товары и услуги Узбекистана предложено внести в Единый электронный каталог

Государственный налоговый комитет разработал проект постановления президента «О мерах по внедрению Единого электронного каталога товаров, реализуемых на территории Республики Узбекистан».

В Узбекистане проекты и тарифы в коммунальной сфере будут согласовываться с местными кенгашами

В Узбекистане внедряется система подготовки, реализации и мониторинга проектов питьевого водоснабжения и канализации, а также порядок согласования тарифов с местными кенгашами народных...

На перевале Камчик выпал первый снег (фото)

Вечером 18 сентября на перевале Камчик выпал первый снег. Ранний снегопад на высокогорном участке трассы А-373 стал неожиданностью для многих водителей.

Больше похожих статей