Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Защита прав частной собственности и создание благоприятного инвестиционного климата. Обращение Минюста к инвесторам

Защита прав частной собственности и создание благоприятного инвестиционного климата. Обращение Минюста к инвесторам

В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в стране осуществляется масштабная реформа, направленная на повышение благосостояния народа.

Защита прав частной собственности и создание благоприятного инвестиционного климата. Обращение Минюста к инвесторам

Известно, что уровень экономического развития, темпы роста инвестиционной активности в большей степени зависят от благоприятного инвестиционного климата.

Возникает естественный вопрос, что же такое инвестиционный климат и в чем роль государства в этом процессе? В литературе, исследованиях и отчетах международных рейтинговых структур часто встречается термин инвестиционный климат.

Инвестиционный климат можно обозначить как целостная система, состоящая из политических, правовых, финансово-экономических, трудовых, инфраструктурных, социальных условий, которые способствуют экономическому обороту инвестиций, т.е. экономических ценностей.

Состояние инвестиционного климата определяется степенью привлекательности экономики страны для иностранных и отечественных инвесторов.

Одним из важных факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является правовой режим, который состоит из, как инструментов правового регулирования, так и сложившейся правоприменительной и судебной практики.

В сфере повышения качества правового регулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности проделана колоссальная работа и достигнуты хорошие результаты, которые позволили постепенно улучшить рейтинг страны среди инвесторов, в разных индексах.
Однако на практике, особенно на региональном и отраслевом уровнях, все еще можно столкнуться с определенными бюрократическими барьерами и препонами в инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Защита прав частной собственности и создание благоприятного инвестиционного климата. Обращение Минюста к инвесторам

Руководством страны поручено подготовить конкретные предложения для кардинального улучшения инвестиционного климата в стране и стимулирования привлечения прямых инвестиций. В соответствии с данным поручением Министерством юстиции совместно с Генеральной прокуратурой разработан проект Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан».

Проект предусматривает реализацию мер, направленных на кардинальное улучшение инвестиционного климата, повышение доверия инвесторов в последовательности государственной политики в данном направлении.

1. Защита от неправомерных действий государственных органов

Проектом предлагается установить принцип защиты доверия государству, который предусматривает механизмы защиты добросовестных инвесторов и субъектов предпринимательства от непредсказуемости административных действий должностных лиц.
В любой стране государственные органы и должностные лица рассматриваются как представители власти и свои функции они осуществляют непосредственно от имени государство. Соответственно, решения или действия государственных органов населением и представителями бизнеса рассматриваются как действия государств и, соответственно, им доверяют. Бывают случаи, когда одно должностное лицо может отменить решение или действие другого должностного лица в силу разных причин.

Как быть в таких случаях добросовестному инвестору, который доверяя принятому решению государственного органа, вложил определенные средства и после отмены этого решения понес имущественный ущерб.

Так, проект в таких случаях предусматривает возмещение нанесенного добросовестного инвестору ущерба за счет государственного орган, т.е. государства.

Кроме того, еще одним новшеством в этой сфере является установление исключительно судебного порядка отмены решения (действия) государственного органа, когда это затрагивает интересы инвесторов и субъектов предпринимательства.

2. Дополнительные меры по защите права частной собственности

Проект предусматривает кардинальный пересмотр правовых инструментов по защите собственника, введя два новых правовых норм.
Первое, предлагается ввести принцип защиты добросовестного приобретателя, т.е. лица, приобретшего имущество с соблюдением требований законов на возмездной основе. В настоящее время в гражданском законодательстве и судебной практике действует принцип защиты первоначального собственника, который не защищает добросовестного приобретателя, действовавшего в рамках закона.

Так, на практике очень много случаев, когда отменяются все сделки с объектом, если при совершении первоначальной сделки со стороны продавца не соблюдены определенные требования законодательства, о которых приобретатель не знал и не мог знать в силу объективных причин. Тем более, последующие приобретатели этого же имущества никак не могут знать о нюансах первоначальной сделки.

Предлагаемый в проекте механизм позволяет сохранить в силе сделку, совершенную добросовестным приобретателем, возлагая обязанность по возмещению причиненного ущерба на виновное лицо.
Наряду с этим предлагается усовершенствовать порядок изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд.
Так, в законодательстве не конкретизировано, в каких случаях земельные участки могут быть изъяты для государственных и общественных нужд. Т.е. нет конкретного описания понятия «государственные и общественные нужды», что приводит к его расширительному толкования. На практике имеется случаи, когда земельные участки, изъятые под формулировкой «для государственных и общественных нужд», отводились другим субъектам предпринимательства под разные проекты.

Данный правовой пробел создает условия для превышения должностными лицами своих полномочий, что в свою очередь порождает обоснованное недовольство собственников недвижимого имущества.

В целях исключения разночтений при применении норм закона, устанавливаются конкретные случаи, при которых допускается изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд.

Еще одно новшество проекта в вопросах изъятия земельного участка заключается в том, что теперь снос объектов недвижимости при изъятии земельных участков разрешается после открытого обсуждения с лицами, чьи земельные участки планируется изымать, а также полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с изъятием.

3. Новые механизмы предоставления земельных участков.

При ведении предпринимательской деятельности одним из наиболее важных вопросов является возможность получения земельных участков под различные инвестиционные проекты. С развитием туристкой отрасли и других сфер оказания услуг, для реализации некоторых проектов нужно будет арендовать земельные участки на долгосрочной основе. Законодательство допускает возможность аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 10 лет, что является недостаточным сроком для реализации некоторых проектов в сфере услуг. Например, для создания тематического парка или искусственного пруда для любительской рыбалки понадобится земельный участок на долгосрочной основе.

Для таких случаев, проектом предусматривается возможность долгосрочной аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения на срок до 50 лет.

Также, планируется подготовка предложений по поэтапной приватизации земельных участков и внедрению в экономический оборот земельных участков в качестве объекта частной собственности.

4. Расширение полномочий органов государственной власти на местах

Сегодня, хокимы регионов, являясь ответственными лицами за привлечение инвестиций в своем регионе, не имеют достаточных полномочий для реализации инвестиционных проектов, проведения региональной инвестиционной политики.

Зарубежный опыт показывает, что такие страны, как Российская Федерация, Великобритания, Южной Корея, Филиппины, практикуют заключение инвестиционных договоров на уровни местных органов.
Инвестиционные договоры на местном уровне позволяют региональным властям непосредственно привлекать прямые иностранные инвестиции путем заключения договора, определяющего права и обязанности властей и инвесторов.

Исходя из этого, проектом Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента предоставляется право заключать инвестиционные договоры с иностранными инвесторами при реализации инвестиционных проектов с долей иностранных инвестиций не более 10 млн долларов США.

Кроме того, предлагается упростить порядок отвода земельных участков предприятиям с иностранными инвестициями. Так, в настоящее время такое право имеет только Кабинет Министров. В целях повышения роли и ответственности органов исполнительной власти на местах, проектом хокимам районов предоставляется право осуществлять отвод земельного участка в аренду предприятиям с иностранными инвестициями на срок до 50 лет.

5. Упрощение отдельных процедур и отмена излишних преград на пути развития инвестиционной деятельности и предпринимательства

Сегодня одним из условий отнесения предприятий к категории предприятия с иностранными инвестициями является наличие доли иностранных инвестиций в размере не менее 30 % в уставном фонде. Это означает, что иностранный инвестор не может пользоваться установленным благоприятным правовым режимом, если общая доля иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия составляет менее 30 процентов.

С целью повысить привлекательность вложения инвестиций, предлагается снизить минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями до 15 %.

Также, отменяется требование о наличии не менее одного иностранного юридического лица в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями. Данное новшество позволяет иностранным физическим лицам непосредственно создавать в Узбекистане предприятия с иностранными инвестициями.

Кроме того, предлагается упросить требования к созданию акционерных обществ. Так, минимальный размер уставного фонда акционерного общества снижается до 400 млн сумов (сейчас 1,6 млрд сум). Одновременно, отменяется норма об обязательном наличии в уставном капитале акционерного общества иностранного инвестора, что направлено созданию благоприятных условий для открытия новые акционерных обществ, развитию рынка ценных бумаг и фондового рынка.

Действующий визовый режим, точнее срок многократной визы «до 1 года» создает неудобства иностранным инвесторам. В целях повышения заинтересованности в инвестировании на долгосрочную перспективу иностранным гражданам, инвестировавшим средства в размере не менее 200 тыс. долларов США, предлагается предоставлять обычную многократную визу сроком 3 года с возможностью неограниченного продления срока их действия, без необходимости выезда с территории Республики Узбекистан. А тем инвестором, кто купит жилье, будет предоставлен вид на жительства для проживания в Узбекистане в упрощенном порядке.

Еще один важный вопрос, который касается производителей и экспортеров плодоовощной продукции. В настоящее время действует система ценового урегулирования, которая заключается в установлении АО «Узагроэкспорт» пороговых цен, ниже которых нельзя экспортировать плодоовощную продукцию. На практике, данная система привело к недовольству многих предпринимателей, снижению уровня деловой активности в сельских местах.

Так, проектом предлагается отменить обязательный порядок заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт». Аналогично, будет отменена система таможенного оформления плодоовощной продукции по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт».


6. Правовая среда, правовая определенность и предсказуемость правоприменительной практики.

Создание благоприятного инвестиционного климата невозможно без создания справедливой, открытой и предсказуемой правовой системы. Проект предусматривает соответствующие мероприятия также в данной сфере, которые направлены на установление благоприятной для инвесторов и предпринимателей правой системы.
Проектом основными принципами выработки инструментов правовой политики, правоприменительной и судебной практики определяются открытость, правовая определенность и стабильность законодательства.

Для инвестора важно, чтобы новые инструменты правового регулирования, новые акты законодательства принимались через открытые и прозрачные процедуры. В этом направлении проделана огромная работа. Проекты всех нормативно-правовых актов подлежат размещению в сети интернет на сайте regulation.gov.uz для общественного обсуждения.

При этом, проектом предусматривается поручение по выработке и реализации принципа открытости во всех ветвях власти.
В обеспечении правовой определенности и предсказуемости правоприменительной и судебной практики важную роль играет судебное толкование норм законодательства. Как известно, в соответствии с Законом «О нормативно-правовых актах» толкование законов осуществляет Конституционный суд, а подзаконных актов – органы, их принявшие.

Но на практике, часто возникают ситуации, которые требует выяснения порядка применения правовых норм, уяснения их смысла относительно конкретных жизненных случаев. В таких случаях, стороны прибегают к суду, который должен разрешить спор при необходимости применив инструменты судебного толкования. Проектом предусмотрена рекомендация по развитию инструментов судебного толкования и введению обязательности решений вышестоящих судебных решений для нижестоящих инстанций суда.

Также, имеется поручение по принятию мер по обеспечению правовой определенности и стабильности законодательства.

Заключительные положения.

К проекту Указа прилагается Программа мер по повышению инвестиционной привлекательности страны, в которой предусмотрены 27 мероприятий, направленных на устранение бюрократических барьеров и препон в инвестиционной деятельности, совершенствование законодательства.

В частности, предусмотрены меры по упрощению разрешительных процедур при привлечении иностранной рабочей силы, совершенствованию порядка прохождения разрешительных и лицензионных процедур, снижению участия государства в экономической деятельности, пересмотру статуса и органов хозяйственных органов с целью создания условия для конкуренции.

Немаловажный вопрос, предусмотренный в приложении к проекту, посвящен развитию странового брендинга.

Сегодня в Узбекистане нет комплексного подхода продвижения Узбекистана, как привлекательной для инвестиций страны, отсутствуют эффективные каналы передачи информации в международное информационное пространство. Создание бренда страны – сильнейший инструмент повышения привлекательности товаров страны-производителя, т.к. бренд обеспечивает получение высокой прибыли и долгосрочное развитие.

В целях повышения и укрепления имиджа страны, а также его узнаваемости на международной арене, предусматривается разработка «Дорожной карты» по продвижению странового брендинга, в том числе путем размещения рекламы (роликов) на ведущих международных телеканалах, международных фестивалях и форумах, социальных сетях (Facebook, YouTube, Twitter, Instagram и др), разработки оригинального слогана.

В заключении хотелось бы призвать всех инвесторов, предпринимателей, граждан и институтов гражданского общества активно участвовать в обсуждении проекта и представить свои предложения и мнения. Уверен, что реализация предусмотренных в проекте мер будет служить улучшению инвестиционного климата, развитию экономики и повышению уровня благосостояния населения.

Первый заместитель министра юстиции
Республики Узбекистан Н.Жураев
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

9 погибших, 5 пострадавших: в Узбекистане произошло два крупных ДТП

Президенты Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели неформальную встречу в Казахстане

От аэропорта до Tashkent City пустят надземную транспортную систему «Стрела»

Президент Узбекистана подарил 3-комнатную квартиру юному шахматисту

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, Министерство Юстиции, Защита прав частной собственности, Инвестиционный климат, Бизнес