Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

Опубликован проект постановления президента об упорядочении деятельности в сфере наружной рекламы. 2 и 3 мая в Ташкенте совместно с владельцами рекламных конструкций прошло его обсуждение.

Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

Государственными органами власти принято решение о пересмотре правил и порядка размещения наружной рекламы, навеянное критическими замечаниями, сделанными президентом после посещений ряда регионов страны.

После выхода проекта постановления Ташкентская Ассоциация рекламы организовала его обсуждение, в котором приняли участие представители Госкомконкуренции, аппарата президента (разработчики постановления) и операторы наружной рекламы.

Разработчики, комментируя проект постановления, называют его «важным документом», способствующим улучшению условий развития малого и среднего бизнеса, функционирующих в рекламном бизнесе.

Так ли это? Настроение собравшихся операторов наружной рекламы показало обратное. Для многих этот документ оказался непонятным, кроме общих фраз нет четко обозначенных критериев и конкретной цели.

Самым главным вопросом для операторов стал существенный момент – что будет с уже закрепленными рекламными местами, на которые заключены договора и имеются паспорта. При том, что на сегодняшний день практически все самые лучшие места уже давно разобраны и откуда возьмутся новые.

Разработчики утверждают, что это правило коснется только новых договоров с операторами, а заключенные ранее контракты останутся в силе. Согласно проекту постановления, распределение рекламных мест будет выглядеть так. Местные органы власти будут формировать перечень рекламных мест, а затем продавать через аукционы. Вроде бы некоторое облегчение, правда, непонятно, откуда будут браться эти самые места, если уже все разобрано, получается, что за счет выданных ранее.

Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

У операторов, естественно, возникли вопросы, учитывая непредсказуемость городских властей. А что будет, если рекламное место попадет под снос при строительстве какого-либо объекта. Кто и как будет компенсировать расходы владельцев рекламных конструкций. В постановлении этому нет вразумительного объяснения.

С одной стороны, рекламный рынок ждут позитивные изменения. Действительно, столица перегружена рекламными конструкциями, которые зачастую просто мешают друг другу, и здесь стоит навести порядок. Этим же постановлением предусмотрен запрет на размещение рекламы на государственных зданиях и культурно-исторических объектах. Правда, здесь есть оговорка, что если оператор будет оказывать финансирование при реконструкции исторических объектов, то ему в этом месте будет разрешено размещать рекламу.

Другой положительный момент. По старым правилам выдачей разрешения занималось ГУП "Ташкент-Реклама-Сервис", которое само решало все вопросы с другими организациями, от органов госавтоинспекции до районного архитектора. И не всегда удавалось здесь решить вопрос положительно. К примеру, при согласии одной организации, другая может отказать с туманной формулировкой "нецелесообразно". Теперь же места будет выделять только лишь хокимият, что, безусловно, исключает лишние бюрократические процедуры.

Безусловно, преобразования, модернизация нужны, в особенности, если это идет на пользу, но внимательно ознакомившись с проектом, создается впечатление, что его разработчики создавали наспех и в то же время далеки от реалий рекламного рынка.
Почему? Попробуем разобраться. С ходу можно «придраться» к формулировкам. К примеру, в Законе «О рекламе» нет понятия «наружная реклама», а говорится о «внешней рекламе». В проекте постановления фигурирует понятие «наружная реклама», что уже может вызывать разночтения.

Далее, разработчики признают неудовлетворительное состояние наружной рекламы в регионах и хвалят работу «наружки» в столице. При этом они предлагают перенести положительный опыт столицы во все регионы республики. Действительно, оно того стоит.

И вот тут возникают парадоксы. Поясним, в чем дело. В столице за размещение внешней рекламы несет ответственность ГУП «Ташкент-Реклама-Сервис» при хокимияте города Ташкента. С 1994 года в Ташкенте внешняя реклама регулируется порядком размещения внешней рекламы, утвержденным решением хокима г. Ташкента. За эти годы документ неоднократно дорабатывался и совершенствовался. И сегодня является важным документом, учитывающим интересы как участников рынка, так и регулирующих органов.

Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

Отметим, что руководство этой работы в городе осуществляет комиссия по рекламно-информационной деятельности, в состав которой входят: представители Главного управления благоустройства, Главного управления архитектуры города, Главного управления безопасности дорожного движения, городской комиссией «Манавият ва Марифат», Топонимической комиссии хокимията, ГУП «Тошшахарнур», Ассоциации собственников жилищных коперативов. То есть, за прошедшие годы был создан хорошо отлаженный механизм по размещению внешней рекламы, который был понятен всем игрокам рекламного рынка и четко работал.

К этому добавим, что средства от размещения рекламы и рекламных мест в размере 15% поступали в ГУП «Ташкент-Реклама-Сервис», остальные в бюджет города.

В регионах этим занимается творческое объединение «Тасвирий Ойина», у которого, к месту говоря, в уставе не было слова «реклама». По имеющимся сведениям, в настоящее время устав в спешном порядке проходит перерегистрацию. Все финансовые средства от операторов и рекламодателей полностью поступали в «Тасвирий Ойина», а «делёжка» с местными хокимиятами происходила в регионах по-разному.

Здесь надо сделать небольшое дополнение: объединение «Тасвирий Ойина» - организация общественная, но, тем не менее, успешно работала по оказанию рекламных услуг.

Проектом постановления предлагается ликвидировать ГУП «Ташкент-Реклама-Сервис», а функции передать «Тасвирий Ойина». Вот в этом и заключается парадокс: ликвидировать хорошо работающий механизм и назначить вместо него организацию, «зарекомендовавшую» себя в регионах. Нонсенс, по-другому не скажешь.

Коснемся еще одной функции, которую планируется передать «Тасвирий Ойина». На сегодняшний день эскизы рекламных изображений проходят согласование и утверждение специальной комиссией в составе которой: представители городского отделения «Манавият ва Марифат», Госкомконкуренции, Ташкентской ассоциации рекламы.

Постановлением же предусматривается, что в будущем рекламодатели будут размещать свои рекламные посты без согласования на предмет их содержания по графике и контенту, цвету, шрифту и так далее. То есть на полное усмотрение заказчика. Правда, контроль за этим передается творческой организации «Тасвирий Ойина» и в случае нарушения требований закона «О рекламе» рекламодателя ждут неприятности. Причем владельца рекламного места санкции минуют, но при этом возникнет ситуация, которая называется просто - упущенная выгода. Ясно, что малый и средний бизнес такая перспектива вряд ли будет устраивать. При этом непонятно, по каким критериям и кто будет производить оценку. Еще один парадокс.

Что касается сборов, то в проекте говорится так: «в городе Ташкенте 75 процентов средств от сборов за право размещения наружной рекламы направляются в бюджет города, 20 процентов – творческому объединению «Тасвирий ойина». Однако, щедро. Напомним, что ГУП «Ташкент-Реклама-Сервис» довольствовался 15% . А если взять в масштабе всей страны, то нетрудно догадаться, какие колоссальные суммы будет зарабатывать организация, фактически монопольно владеющая такими правами. А монополизм, как известно, к хорошим результатам не приводит. Откровенно говоря, куча преференций, которые отдаются в одни руки, настораживает и наводит на мысли о лоббировании в интересах одного лица.

А что думают профессионалы рекламного рынка?

По новым правилам предлагается выдавать разрешения на установку рекламных мест через торговую площадку E-IJRO AUKSION посредством электронных торгов, где вся информация по земельным участкам будет публиковаться на сайтах хокимиятов и Госкомконкуренции.

Из разговоров с операторами рекламного рынка выясняется следующее. Первое: предложенный механизм изменений не даёт конкретных шагов, а наоборот, усложняет развитие малого и среднего бизнеса.

Второе: вопрос аукциона тоже не однозначен, так как это приведёт к монополии крупных компаний, (Билайн, UMS, Golden House и и.т.д), малый и средний бизнес финансово не потянут, и даже если приобретут рекламное место, то не смогут окупить, так как цены на размещение рекламы самые низкие по СНГ.

По большому счету операторам рекламных мест все равно, кто и какой орган будет заниматься выдачей разрешений, для них самое главное - быть уверенным в защите своих кровных инвестиций, сделанных ранее, и не создавать бюрократию по всем вопросам, от которой они за последние несколько лет просто уже отвыкли.

В статье №20 Закона «О рекламе» четко указывается, что «порядок размещения внешней рекламы устанавливается Органами государственной власти на местах, в пределах их компетентности». То есть, передача функций регулирования отношений в сфере внешней рекламы какому-либо другому органу законом не предусмотрена и не правомерна.

Рекламный парадокс, или В чьих интересах идет лоббирование

В своих предложениях Ташкентская ассоциация рекламы предлагает передать эти функции вновь созданным специальным отделам в структуре хокимиятов г. Ташкента и областей с покрытием содержания этих подразделений за счет средств, поступающих от размещения внешней рекламы, с использованием этими отделами принципов «Единого Окна».

Ассоциация также считает, что необходима юридическая легализация платежей за размещение внешней рекламы в структуре налогов и обязательных платежей государства, что позволит эффективно определить и регулировать фискальную нагрузку на предпринимательство в сфере внешней рекламы и поднимет инвестиционную привлекательность рекламной сферы Узбекистана.

Надо подчеркнуть важный момент. В проекте постановления необходимо четко определить орган, уполномоченный принимать платежи за размещение внешней рекламы. Учитывая, что данный платеж является обязательным, взимание его должно производиться не общественным, а государственным органом.

Любое постановление имеет свою ценность и полезность, если оно способствует совершенствованию рекламного рынка, дает новые стимулы развития отрасли, малого и среднего бизнеса в целом.

Не надо забывать, что реклама во всем мире – саморегулируемая сфера экономики и при разработке дальнейших подзаконных актов необходимо прислушиваться к экспертному мнению профессионалов отрасли.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Комментарии
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ОБЪЕКТИВНУ ИНФОРМАЦИЮ.!!!!
Всё абсолютно верно описано!!
Тут похоже на проблему с "Автотестом". Там тоже хотели монополию устроить, но после народного "бунта" пришлось переделать постановление. Ух сколько у нас чиновников бмзнесменов. Используют свое положение по полной!!! Гнать нужно таких в шею.
В стране и без этого обстановка эмоциональная, так ещё и в лучших традициях ГосРэкета , хотят отнять все сферы бизнеса
Монополию "Автотеста" ОФИЦИАЛЬНО-то отменили, в результате разрешили только ТО, что есть ТОЛЬКО у Автотеста.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Пропавшую 14-летнюю девочку с Чиланзара обнаружили через восемь часов поисков

В Андижанской области мать до смерти забила палкой своего 5-летнего сына

Скончалась певица Азиза Ниёзметова

Лазерное шоу, концерты и ярмарки: в Ташкенте состоится Фестиваль Дружбы

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Узбекистан, Рекламный бизнес, Наружная реклама, Ташкентская Ассоциация Рекламы