18.2 C
Узбекистан
Среда, 14 апреля, 2021

Антимонопольная трансформация. Куда мы придём?

Топ статей за 7 дней

Жители махалли Юнуса Раджабий написали открытое письмо президенту и попросили защитить их от противоправных действий застройщика

Жители махалли Юнус Раджабий в Яккасарайском районе столицы обратились к президенту Узбекистана с открытым письмом и попросили принять меры...

Полная неожиданность: в Ташкенте сносят дворец «Навруз». В хокимияте рассказали, что будет построено на его месте

Пользователи социальных сетей опубликовалли фото сноса Дворца Навруз на Дружбе народов, который начался минувшей ночью. Столичный хокимият рассказал о...

То, чего все долго ждали: в Ташкенте открыта дорога, объединяющая проспект Мустакиллик с улицей Паркент

Сдана в пользование дорога объединяющая проспект Мустакиллик с улицей Паркент в Мирзо Улугбекском районе (бывш. Пушкинский круг). Здесь создан...

Подпишитесь на нас

51,913участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,770участниковПодписаться

В последние годы экономика и бизнес республики более активно входят в рыночные отношения. Процесс происходит по-разному, где-то планомерно, а где-то стихийно. При этом, пока остаётся высокая доля государства. К этим условиям приспосабливаются все государственные структуры, адаптируют свою работу и антимонопольные органы. Как происходит трансформация? Об этом на встрече с журналистами, антимонопольщики рассказали, как будет работать этот механизм в новых условиях.

«Мы являемся свидетелями, как в последние годы в Узбекистане ведутся системные реформы, направленные на создание равных условий для предпринимателей на товарных и финансовых рынках, повышения конкурентоспособности их продукции, защиту прав и законных интересов владельцев частной собственности.

Осуществляемые преобразования должны повысить инвестиционную привлекательность республики, развитие конкурентной среды на товарных рынках, что, в свою очередь, позволит конечному потребителю, получать дешевую и качественную продукцию» — заявил на встрече с журналистами заместитель председателя Антимонопольного комитета Бекзод Уматов.

Это отражено в «Стратегии действий» на 2017-2021 годы, утвержденной Президентом в 2017 году, а также других нормативных правовых актах, принятых на ее основе, ставшей комплексной поддержкой бизнеса, мотивирующей на производство инновационной продукции высокого качества и, отвечающей современным требованиям.

В частности, в Указе Президента от 6 июля 2020 года ПФ-6019 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике», говорится, что основной задачей является создание равной конкуренции между государственными предприятиями и частным предпринимательством, резкое сокращение участия государства в рынках.

«Действуя в этом направлении, Антимонопольный комитет намерен использовать современные и инновационные методы, направленные для снижения административной нагрузки при выполнении контрольных функций» — добавил Бекзод Уматов.

Для ускорения проводимых реформ был принят Указ Президента «О мерах по ускорению реформирования государственных предприятий и приватизации государственных активов».

В свою очередь, Фаррух Карабаев, заместитель председателя комитета, в продолжение темы рассказал о конкретных шагах антимонопольных органов в этом направлении: «В этом документе на Комитет возложен ряд важных задач, и безусловно, одной из ключевых является механизм «ПРОЗРАЧНОСТИ», который получил широкое развитие в последние годы и полностью поддерживается президентом и правительством.

Основное внимание в Постановлении уделяется реформе государственных предприятий и приватизации государственного имущества, а также определены основные задачи.

К примеру, при реформировании государственных предприятий, то есть трансформации, изучении производимой ими продукции, конкурентной среды на рынках, на которых они работают, скажем, если она действует самостоятельно или имеет 50 или больше долей на этом рынке, то будут приниматься все меры недопущения злоупотребления монопольным положением.

С этой целью Комитетом, как указывалось выше, мы внедряем систему антимонопольного комплаенса на предприятиях-монополистах (Комплаенс — система внутренних организационных процедур для обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства, выявления и предотвращения нарушений –прим. Ред.).

Хочу сказать, что при внедрении этой системы, в первую очередь, повысит прибыльность и инвестиционную привлекательность предприятия, то есть продемонстрирует ее полезность для предприятия».

Почему антимонопольный комплаенс важен для бизнеса?

Дильфуза Насырова, начальник управления внедрения антимонопольного комплаенса рассказала о сути программы:

 «Как крупные, так и мелкие компании, а также государственные органы несут ответственность за соблюдение правил конкуренции. Компании должны знать о рисках нарушения правил конкуренции и о том, как разработать стратегию соответствия, которая наилучшим образом соответствует их потребностям.

Эффективная стратегия соблюдения требований антимонопольного законодательства позволяет компании минимизировать риск причастности к нарушениям законодательства о конкуренции и издержки, связанные с антиконкурентным поведением.    Ввиду происходящих изменений в экономическом мире, наряду с постоянно развивающейся и расширяющейся глобальной антимонопольной системой, предприятиям необходимо быть в курсе вопросов, которые могут создавать антимонопольные риски в процессе их деятельности.

В этой связи, компаниям настоятельно рекомендуется иметь надежную и предварительную (ex ante) комплаенс программу, чтобы решить многочисленные потенциальные проблемы в контексте законодательства о конкуренции».

Она также пояснила, что осуществлять эту программу будут офицеры из числа штатных сотрудников предприятий, в тесном взаимодействии с антимонопольными органами.

Как считают специалисты, внедрение антимонопольного комплаенса будет способствовать:

— сокращению количества нарушений  законодательства о конкуренции;

— совершенствованию корпоративной культуры;

— минимизации антимонопольных и репутационных рисков;

— снижению периодичности или вероятности проведения плановых антимонопольных проверок.

В то же время трансформация подразумевает усиление контроля за рыночной концентрацией финансовых и иных рынков с целью недопущения монополизации крупными государственными предприятиями и корпорациями.

В каких случаях не допускается инициирование и создание предприятий с участием государства и аффилированных с ним лиц, а также госучреждений для осуществления хозяйственной деятельности (за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности)?

Пояснение на это дала Виктория Мустафина, начальник управления контроля за рыночной концентрацией: «Создание таких предприятий не допускается в тех сферах, где уже функционируют пять и более предпринимательских структур на одном товарном рынке. А также со стороны государственных органов в тех сферах, в которых они наделены полномочиями по лицензированию, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений.

Также предприятиям с участием государства, являющимися единым поставщиком или наделённым данным правом либо занимающим доминирующее (монопольное) положение, запрещается создавать аффилированные с ним лица, деятельность которых зависит от использования товаров (ресурсов) или сетевой инфраструктуры учредителя, и которые конкурируют с субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев создания данных аффилированных лиц в результате их разделения с обеспечением равных с конкурентами условий деятельности».

Виктория Мустафина обратила внимание на важный пункт вышеуказанного Постановления: «создание (реорганизация) предприятий с участием государства и аффилированных с ними лиц, а также госучреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность, за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа».

И ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание всем крупным бизнесменам. Отныне, предприятия, имеющие конфликт интересов с государственным заказчиком, хозяйственным сообществом и предприятием стратегического значения, не смогут быть участниками госзакупок за исключением госзакупок для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в республике, а также связанных с государственными секретами.

По мнению экспертов и специалистов, все новые меры, касающиеся трансформации и усиления рыночного контроля в антимонопольной сфере прямо направлены и должны привести к улучшению и дальнейшему развитию конкурентной среды в экономике Узбекистана.

Скорее всего, госмонополия останется в стратегических отраслях экономики, транспорт, энергетика, сферах, связанных с обороной и безопасностью государства. При этом надо учитывать, что свято место пусто не бывает. Место госмонополий займёт частный капитал, а как показывает мировая практика, частные монополисты более жестоки и кровожадны. И к этому антимонопольным органам надо быть готовыми.  

Тот же мировой опыт показывает, что в таких условиях резко возрастает роль антимонопольных органов. Наверняка, мы придём к тому, что при слове «Антимонопольный комитет» начнут дрожать и магнаты, и мелкие базарные торговцы. И вполне возможно, что лет через 5-10 антимонопольные органы будет ожидать новая трансформация.  

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане предприниматели получат льготы за приём на работу молодёжи

Президент поручил усилить поддержку молодёжного предпринимательства. Предприятия, принимающие на работу молодых людей, будут получать льготы, начинающие бизнес — компенсацию...

Больше похожих статей

ЎЗ