1.7 C
Узбекистан
Четверг, 28 января, 2021

Эксперты дали ответ некоторым экономическим обозревателям по поводу уничтожения узбекского автопрома

Топ статей за 7 дней

Главные изменения, которые ждут узбекистанцев с 1 февраля

Обзор главных изменений в национальном законодательстве от Norma, которые вступят в силу с 1 февраля 2021 года.Зарплата бюджетных работников...

Девушка из Бухары потеряла 5 миллионов, «выиграв приз» в Telegram-группе

Мошенник обманул 29-летнюю девушку из Бухары, которая вступила в Telegram-группу «Омад-шоу». Связавшись с М.Х. и представившись администратором группы, мошенник сообщил...

Ждать ли потепления? Узгидромет рассказал о погоде на выходных

Ночью зима вновь заявила о себе снегопадом, усилением ветра, местами с порывами до 25-30 м/с и резким понижением температуры....

Подпишитесь на нас

51,860участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,450участниковПодписаться

На информационном сайте Anhor.uz появилась статья экономического обозревателя Абдуллы Абдукадырова «Еще раз об автопроме и о компетенции некоторых депутатов» в которой автор обвиняет депутата Алишера Кадырова, в том, что депутат лукавит, высказываясь против тех «патриотов», которые считают, что в Узбекистане нужно уничтожить автопром и наладить импорт автомобилей из-за рубежа.

Не будем разбираться чем не угодил депутат Алишер Кадыров, но из контекста статьи ясно, что автор статьи является ярым противником нашей автомобильной промышленности, на создание которой было положено столько сил и времени, и замены отечественных автомобилей импортными.

Начинает он, с того, что АО «Узавтомоторс» импортирует слишком много автомобилей, причем, в лексике весьма далекой от статуса экономического обозревателя: «АО «Узавтомоторс» уже давно является одним из главных пожирателей золотовалютных резервов страны. Страна субсидирует валютные аппетиты отрасли».

Прямо блокбастер какой-то, а не статья на экономическую тему. Автор указывает, что отрасль мало экспортирует и много импортирует.  Так, его возмущает тот факт, что импорт отрасли в 2020 году составил 2,08 млрд. долл. Но в этой цифре, в которую входит импорт легковых и грузовых автомобилей, автобусов, производственного оборудования и оснастки, ничего необычного нет, так как страна нуждается в разных типах автомобилей и комплектующих для их производства.  При этом автор не учитывает, что если бы не было отечественного производства, то объем импорта автомобилей для страны при том же объеме потребления составил бы не менее 3 млрд. долл.

Что же касается претензий автора к низкому уровню экспорта, то признавая, что в 2014 году он существенно сократился, но тем не менее в последние годы динамично растет. Так, объем экспорта Узавтосаноат в 2018 году составил 58,7 млн. долл., в 2019 году – 183,0 млн. долл., в 2020 году – 219,9 млн. долл. За последние 3 года рост экспорта составил 3,7 раза.  И при этом необходимо отметить, что правительство не предоставляет никаких субсидий отрасли, в том числе – валютных.

Далее автор высказывается по поводу низкой инвестиционной активности отрасли. В одном месте отмечается, что отрасль имеет «колоссальные инвестиционные возможности», а в другом месте написано, что «по имеющимся у редакции сведениям, в 2020 году отрасль не привлекла ни 1 доллара США в виде инвестиций», что вызывает недоумение. При этом неизвестно, откуда у редакции такие сведения, но на самом деле в 2019 году прямые иностранные инвестиции в отрасль составили 36 млн. долл. США, а в 2020 году, в целях финансирования инвестиционных проектов привлечен прямой иностранный кредит (без гарантии правительства) на сумму 106 млн. евро.

Абдукадыров утверждает, что «АО «Узавтомоторс» не производит автомобили необходимые для бизнеса. Вы не найдете в линейке производимых ими автомобилей, действительно востребованные строительством, транспортом, малым бизнесом». В этом сегменте он отмечает только Damas, критикуя при этом его функциональные возможности, но призывая на его базе создать новый «народный автомобиль», что тоже странно, так как этот термин обычно не применяется в отношении специализированных для бизнеса моделей.

Постановка этого вопроса автором явно некорректная. Что он имеет ввиду под необходимым для бизнеса автомобилем, какие его характеристики —  тип, модель, мощность, грузоподъемность и пр.? При этом необходимо учитывать, что для организации производства автомобилей минимальный годовой объем производства на каждую модель/сегмент должен составлять порядка 50 тыс. ед.  Какие модели и для каких сегментов, удовлетворяющие этому требованию, автор мог бы предложить к производству?

Автор говорит о недостатках Дамаса, но данная модель ввиду многофункциональности и дешевизны (в настоящее время стоит 7,2 тыс. долл.) также до сих пор производится в Южной Корее, Японии. В настоящее время, в зависимости от развития рынка и структуры спроса поэтапно расширяется производство Дамасов, новых видов грузовой техники Исузу (в том числе работающей на газе), осваивается производство легких коммерческих автомобилей совместно с компанией Фольксваген.

Следующий тезис автора, заключается в том, что АО «Узавтомоторс» за последние три года больше ориентировано на импорт дорогостоящих машин, нежели на наращивание производства машин для малого бизнеса. Если бы интерес отрасли был в импорте дорогих готовых автомобилей, то удельный вес данной продукции составил бы не всего лишь 4%, а гораздо больше.  Действительно, прибыльность от продажи дорогих автомобилей выше, чем от бюджетных моделей, но дело в том, что это позволяет субсидировать цены на бюджетные автомобили за счет продажи дорогих иномарок. В ином случае, пришлось бы повышать цены на такие модели, как Спарк и Нексия.

Автор безосновательно утверждает, что правительство отменило все налоги и пошлины на импорт машин АО «Узавтомоторс»,  не зная, а может быть и сознательно забывая, что только в 2020 году предприятия Узавтосаноат заплатили в бюджет свыше 5,2 трлн. сум,  что в 2 раза больше, чем в 2019 году.

Следующее обвинение заключается в том, что АО «Узавтомоторс» не наладило широкомасштабную, эффективную систему постпродажного обслуживания машин. «И даже, наоборот, практически уничтожило то, что было». Видимо экономический обозреватель, пишущий на тему об автомобильной промышленности просто не заметил или упустил из виду, что количество сервисных центров за последние 2 года увеличились с 85 до 105 ед., а в 2019 году УзавтоМоторс увеличило срок гарантии на производимые автомобили с 1 года до 3-х лет, отменена монополия Узавтохизмат. Если объем продаж запасных частей в 2018 г. составил 137,1 млрд сум, то в 2019 г. – 467,4 млрд сум, а в 2020 г. – 528,7 млрд сум.

Далее автор считает, что автомобильная отрасль «не дала стране так сильно востребованную занятость. В ней работают всего около 28 тыс. человек».  При этом сетует на то, что создание рабочих мест в этой отрасли обходится слишком дорого. Но всем экономистам известно, что рабочее место в автомобильной отрасли, которая по своей сути является капиталоемкой отраслью, дороже чем в других отраслях, которые являются трудоемкими. При этом, согласно международной практике, каждый доллар, инвестированный в автомобильную промышленность дает отдачу экономике страны в 3 доллара, что делает отрасль одной из самых высокоэффективных по сравнению с другими.

Автомобильная отрасль является одним из крупнейшим потребителем продукции смежных отраслей, то есть является драйверов развития промышленности. К примеру, Узавтосаноат является крупнейшим в стране закупщиком местных товаров в рамках кооперационной биржи. В 2020 году для производства автомобилей компанией Узавто Моторс закуплено у отечественных предприятий локализации продукции на сумму свыше 8 трлн. сум.

Автор отказывает в наличии интеллектуального потенциала в целой отрасли, что уже достаточно оскорбительно, на том основании, что отсутствуют подразделения по исследовательским, опытно-конструкторским и проектным направлениям.  Видимо, создание подобных подразделений дело времени, но интеллектуальный потенциал накапливается по мере развития отрасли, которая пока еще является достаточно молодой. В настоящее время в отрасли внедрены глобальные системы производства GMS (аналог lean manufacturing, включая kaizen). Специалисты производства на регулярной основе проходят стажировки на иностранных заводах компании Дженерал Моторс. Кроме того, следует напомнить, что в 2009 году создан филиал Туринского политехнического университета — одного из ведущих вузов мира — для подготовки инженеров в сфере машиностроения, которые на ежегодной основе (свыше 200 чел.) пополняют инженерный состав предприятий отрасли.

Следующий тезис автора также не совсем соответствует действительности. «Во всем цивилизованном мире предприятия такого уровня используют систему SAP… Однако, эта система до настоящего времени не внедрена в отрасли». На самом же деле внедрение этой системы УзавтоМоторс началось в прошлом году. В декабре она была успешно внедрена в Хорезмском автозаводе, а на февраль этого года запланирована промышленная интеграция системы на Асакинском автозаводе. Таким образом, УзавтоМоторс стала первой крупной промышленной государственной компанией, внедрившей данную систему. Кроме того, на УзавтоМоторс внедрена система финансовой отчетности по МСФО, которая ежегодно аудируется со стороны международных аудиторских компаний «Большой четверки».

Ратуя за ликвидацию автомобильной отрасли, г-н Абдукадыров явно не оценивает те потери, которые понесет в этом случае экономика страны. При полной ликвидации «Узавтосаноат» ежегодные потери национальной экономики в виде реальных темпов роста ВВП составят 2,0-2,5 п.п., а потери промышленности на 6,0 п.п. Кроме того, без работы останутся от 28 тыс.чел. до 40 тыс.чел. лишь в промышленном секторе, не учитывая сокращение рабочих мест в смежных с ним отраслях.  Сократится приток валюты от автомобильного экспорта на сумму от 200 млн. долл. и выше, начнется хаотичный отток иностранной валюты в размерах 6-7 млрд. долл. в связи с ростом импорта иностранных автомобилей, преимущественно, бывших в употреблении. О потерях государственного бюджета в виде налоговых поступлений и их последствиях   можно даже не упоминать.

В заключение стоит обрисовать ситуацию в мировой экономике и автомобильной отрасли в настоящий момент. Из-за пандемии падают экономики и снижаются доходы населения, что снижает спрос на автомобили.  Все мировые производители заинтересованы в любых новых локальных рынках сбыта, и конечно в расширении своего присутствия на весьма перспективном узбекском рынке, которое несомненно произойдет в случае сворачивания автомобильного производства в Узбекистане.  Понимает ли это автор статьи и нужно ли это Узбекистану, учитывая все те потери, которые понесет при этом экономика страны?  Не лучше ли продолжать искать варианты повышения рентабельности производства и повышения конкурентоспособности отечественного автопрома, которые наверняка появятся.

Хуршид Асадов, экономист

12 КОММЕНТАРИИ

    • Дааа,у нас была Авиапромышленность, и когда закрывали завод ,о людях не думали! А,завод то был рентабельным. В отличии от УзАвто! Правильно делают, что закрывают, хватит за счёт узбекского народа наживаться! Где это видано, чтоб авто стоило в стране изготовителе на 30% дороже,,НИГДЕ! В последнее время вобще только от импорта авто ещё наживаться стали. Хватит. Не могут делать хорошие машины,значит закрыть надо! Желающих компаний открыть производство автомобилей в Узбекистане много, тем более мощности уже есть! Так-что без работы никто не останется в Андижане! Просто будет производство другой марки овтомобиля, более рентабельной!

  1. У народа терпение закончился
    Нам надо сегодня не завтра не через 20лет
    Сколько можно обмануть людей

  2. Уз халкига киммат машина сотадиган завод кимга керак,машина завод рахбарларини 100%алмаштириш керак,ноинсофларни!

  3. Бунака тупой экономистлар бор экан хали колоклик боткогидан чикишни умид килмаса хам булади. Аргументлари билан узини узи шарманда килиб ташлабди. Бир литр ёг берилсин.

  4. Экономист красиво и умно написано, только вот одного не понимаю — зачем так усложнять? Писанину разводить не надо. Простой народ хочет автомобиль. Без объяснения как это работает.
    Пришёл в салон, выбрал машину у которой доступная цена и всё. Лично я зашёл в салон в г. Воронеж, стоит Лачетти 1 позиция, стоимость 9400$. Кроме того, если у тебя нет сейчас всей суммы в этом же салоне ты сожешь оформить ее в кредит и выплачивать ежемесячно максимум 800 тыс сумов (5-6 тыс ₽). В чем проблема создать Узавтосаноату достойные условия для своего народа? Народ это высшее богатство государства. Что может быть дороже? Ваши познания в сфере экономики это плюс вам, но это лишь пустые слова, от которых ни тепло не жарко. Есть толковые предложения как сделать систему проще, а автомобили доступнее? Вот об этом подумайте, предлагайте и продвигайте. Удачи.

  5. Хуршид Асадовга ўхшаган дунё қараши чекланган экономистлар Ўзбекистон иқтисоди, ривожланиши ва тараққиёти илдизига болта урган қоғозни қора қилишдан бошқа нарсага ярамайдиган «чала экономист»ни навбатдаги сафсатасидир. Автомобилсозлик дан озроқ хабари бўлса яна битта мақола ёзиб изоҳ берсин; Мақолани » Нима учун Конструкцияси жиҳатидан энг оддий ҳисобланган ДАМАС автомобили 24 йил мобайнида МАХАЛЛИЙЛАШТИРИЛМАДИ» . Дунё Автомобилсозлиги 22 йил олдин КАРБЮРАТОРЛИ двигателларни ишлаб чиқаришни тақиқлаган бир пайтда Ўзбек АвтоСаноат чилари КАРБЮРАТОРЛИ ДАМАС ларини 20 йилдан бери аҳолига сотмоқда ? Автомобиль заводларида «Конструкторлик Бюроси ва Бош Конструктор» деган лавозим борми ? МИЛЛИЙ АВТОМОБИЛ яратиш қандай босқичда? Яқиндагина Турин ректори Автосаноатчиларни ҳимоя қиламан деб «Қовун тушуриб қўйиб » ўз обрусига путур етказганди.

  6. Автозаводни епиш дегани бу давлат ўз оегига болта ургани дегани.заводда ишлайдиганлардан бошқа унга хизмат қиладиган корхоналар ишчилари бн хисобласа юз минглаб одам ишлайди.ушбу одамлар бошқа юртга кетсалар ишсиз қолмайдилар,чунки улар малакали ишчилар.лекин ўзбекистон бюджетга катта миқдорда пул тўлаб келаетган йирик саноат корхонасидан ажралади.мамлакатнинг ўзи хозирда саноати заиф ривожланган.янги саноат корхоналари очиш керак,одамларни иш билан таминлаш керак бўлган бир пайтда баъзи депутатларимиз халқ ичида ўз обрўсини ошириш мақсадида хар хил бўлмагур гапларни айтиб халқ бошини айлантириш йўлига ўтган.иш ўринларини йўқотиш эмас,иш ўринларини кўпайтириш керак.ўтган йили нафақат бизни завод,балки бутун дуне саноат корхоналари ишлаб чиқариши кескин тушиб кетди.ривожланган давлатлар корхоналарни сақлаб қолиш мақсадида катта катта пул сарфлашаяпти.тўгри ишлаб чиқарилаетган машиналарнинг моделлари эскирган.янги моделларни ишлаб чиқаришга харакат қилиш керак.бунинг учун катта миқдорда маблаг керак.бундан ташқари а ва б классдаги нисбатан арзон бюджет машиналарни кўпроқ чиқариш керак.бундай машиналар ўзимизда хам,чет элда хам талаб катта бўлиши мутахассисларимизга жуда яхши маълум.хеч қайси давлат таможня пошлиналарни йўқотмайди.хар бир давлат ўз ички бозорини химоя қилади.шундай бўлган,бўлиб турибди ва бўлаверади.моделларниннг янги эмаслигига келсак,корея автосаноати 60 йилларда ташкил қилинган бўлса,яқин яқин вақтгача етакчи авто и.ч.компанияларининг эски моделларини иш чиқариб келди.жумладан дамас, бу судзуки карго,хозиргача япониядам,кореядам ишлаб чиқарилмоқда.нексия 1 опель кадетнинг эски модели.россиянинг янги камазлари мерседеснинг эски модели,ладалар рено,ниссаннинг эски моделлари ва х.к.асака завод давлатники экан,давлат заводга янги моделларни чиқариш ун моддий ердам берсагина бу ишни амалга оширса бўлади.бўлмаса завод мутасаддилари мальчик для битья булиб қолаверадилар.электромобилга келсак,бу машиналар дуне бозорида арзон эмас,балки нисбатан қиммат.шунинг учун бу машиналарни чиқариш ўзини оқламайдии,

  7. Ну пускай продают все свои авто заграницу. А нам отменят растаможку. Тошнит уже от этого жм. В какой ещё стране есть такое ? В Северной Корее и Кубе????

  8. Мне как экономисту — стало стыдно за свою профессию из за этого экономиста…

    Если это хороший экономист — пусть попробует обосновать то что машины местного автопрома стоят дешевле за рубежом ???

    Тот автопром, который продаёт зв рубеж свои лучшие авто дешевле — не принадлежит нашему народу. Это скорее всего не наш автопром

  9. Всем привет у меня такой вопрос руководству GM. Кагда рынок насытится авто транспартом кагда люди паймут что авто это средство передвижения а не роскошь или статус и это постепенно скажеца на продажах и это уже происходит. Люди сидящие во главе GM вы паймите вримена уже ните нада прислушиваться к покупателю. я сам лично уже два года не покупаю авто из принципа и медлиными шагами это распространяется на дворе 21 век люди становятся умнее может осталось год или два а потом что будите делать. 2 вапрос на счет монополии. когда вы ходите на базаре и выбирайте продукты и увас есть выбор. а насчёт авто у нас нет выбора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит президентов Узбекистана и Кореи: страны заключат соглашение о свободной торговле

Сегодня, 28 января, президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев провел встречу с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином в формате...

Больше похожих статей

ЎЗ