9.1 C
Узбекистан
Среда, 5 октября, 2022

Консолидация совместных усилий позволит нарастить опыт СНГ в дерадикализации лиц, вернувшихся из зоны вооружённых конфликтов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,510ПодписчикиПодписаться

Комментарий к инициативе президента Шавката Мирзиёева по дерадикализации лиц, вернувшихся из зоны вооружённых конфликтов, дал Тимур Ахмедов,руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

Весьма востребованной и актуальной инициативой Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, озвученной на прошедшем саммите государств Содружества, стала разработка на базе Антитеррористического центра СНГ Программы сотрудничества в области дерадикализации, в том числе лиц, возвращающихся из зон вооруженных конфликтов, их реинтеграции в мирную жизнь.

Это обусловлено тем, что в настоящее время и в обозримой перспективе экстремизм и терроризм остается одной из основных глобальных угроз миру и безопасности. Проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом являются актуальными и в свете пандемии коронавируса, которая создает плодотворную почву, как для саморадикализации, так и вербовки пособников.

Необходимость дальнейшей активизации борьбы с международным экстремизмом и терроризмом является актуальной и на пространстве СНГ. Так, правоохранительные органы стран Содружества только в 2020 году совместно ликвидировали 22 ячейки международных террористических организаций, которые вербовали людей для подготовки в ряды боевиков за рубежом.

Однако на сегодняшний день решить проблему экстремизма и терроризма только силовыми путями невозможно. Ее трансформация в сложное социально-политическое явление, подпитываемое проблемами политического, экономического, территориального, духовно-нравственного и религиозного характера, указывает на актуальность вопроса дерадикализации. При этом основной задачей борьбы с экстремизмом и терроризмом должно быть искоренение причин его зарождения и распространения, устранение условий, способствующих активизации экстремизма и терроризма.

В этой связи необходимо подчеркнуть следующие характерные моменты предлагаемой Узбекистаном Программы сотрудничества в области дерадикализации на пространстве СНГ.

Во-первых, инициатива полностью совпадает с Концепцией дальнейшего развития СНГ, принятой в качестве важнейшего документа саммита, где приоритетным направлением является сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам. При этом особое внимание уделяется противодействию идеологии и пропаганде терроризма, вербовке граждан в террористические и экстремистские организации, а также совместным усилиям по пресечению трансграничных перемещений иностранных террористов-боевиков и финансирования терроризма.

Во-вторых, многие страны СНГ поддержали призыв Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и приняли обязательства соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН о репатриации своих граждан из зон боевых действий. Каждая страна Содружества имеет свой уникальный опыт по дерадикализации лиц, побывавших в конфликтных зонах. Так, Узбекистан, Казахстан, Россия и Таджикистан репатриировали более тысячи граждан из Сирии и Ирака. Дальнейшее сотрудничество в данной области позволяет выработать эффективные и согласованные практические меры профилактики и социальной адаптации лиц, отказавшихся от экстремистской деятельности.

В-третьих, Антитеррористический центр СНГ выступает в качестве координирующей структуры, которая вносит весомый вклад в дело сплочения усилий государств Содружества в борьбе с терроризмом, а также различными проявлениями экстремизма посредством учений. Центр будет предоставлять обзоры о террористических угрозах, организовывать совместные консультации органов безопасности с целью выработки и внедрения алгоритмов по предупреждению террористических акций и минимизации угроз.

В-четвертых, на пространстве СНГ довольно развито принятие соглашений по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Функционирует 16 межотраслевых органов в области безопасности. Весомый вклад также вносит Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, которая содействует разработки соглашений и модельных законов в данной сфере. Налажена эффективная практика принятия среднесрочных стратегий.

Так, в 2019 году принята Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. В этом документе не были отражены меры сотрудничества по дерадикализации лиц, причастных к экстремистской деятельности. Поэтому вопросы противодействия радикальной идеологии, а также профилактики и реабилитации лиц, осужденных за экстремизм и терроризм, не стояли на повестке СНГ. Озвученное Президентом Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёевым предложение в рамках Совета глав государств СНГ нивелирует данный пробел в деле обеспечения общей безопасности.

Следует отметить, что Узбекистан имеет собственный уникальный опыт в реализации мер дерадикализации и содействия социальной реинтеграции возвращаемых граждан. В частности, была создана специальная программа по реабилитации и ресоциализации граждан, оказавшихся по заблуждению в составе рядов международных террористических организаций, осуществляющих деструктивную деятельность на территории Сирии и Ирака. Наша страна остается твердо приверженной основополагающему принципу – все граждане всегда находятся под защитой государства и Конституции. Практической реализацией данного принципа явилось то, что, несмотря на пандемию 8 декабря 2020 года проведена третья по счету гуманитарная операция «Мехр», в рамках которой 98 граждан Узбекистана – 25 женщин и 73 ребенка возвращены на Родину из Сирии.

В контексте озвученной инициативы Главы Узбекистана по дерадикализации лиц необходимо отметить, что проблему легче предупредить, чем преодолевать ее последствия. Выработка превентивных мер дерадикализации лиц, в свою очередь, может помочь понять причины устойчивости и иммунитета к деструктивным идеологиям. В то время, как консолидация совместных усилий позволит обогатить опыт стран СНГ в дерадикализации лиц, причастных к экстремистской деятельности, а также продемонстрировать сплоченность государств в борьбе с терроризмом, угроза которого отражается на безопасности населения и политической стабильности стран Содружества.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Как снижение налога на добавленную стоимость отразится на экономике?

Эксперты ИПМИ проанализировали, как снижение налоговой нагрузки и налога на добавленную стоимость (НДС) до 3 процентных пунктов повлияет на...

Больше похожих статей

×