Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт

→ Пусть сильнее грянет Пурим, или учимся на уроках прошлого

Пусть сильнее грянет Пурим, или учимся на уроках прошлого

Пусть сильнее грянет Пурим, или учимся на уроках прошлого
Во многих городах мира весной празднуются различные праздники, несущие, как правило, радость и веселье. Приближается Навруз – большой праздник в странах Востока, по Европе и странах Латинской Америки прокатилась волна веселых карнавалов.

А в еврейской среде празднуется также самый веселый, самый карнавальный, разухабистый и поучительный, искрометный и шумный праздник Пурим.

Это единственный день, когда можно легально как следует «оторваться». Можно и даже нужно пить вино, подшучивать, подтрунивать, прикалывать, устраивать веселые представления. Словом, веселись, как можешь, радуйся и придумывай, насколько хватит фантазии. Но... при этом помни, почему ты все это можешь сегодня позволить, какие события легли в основу праздника. И, хотя было это очень-очень давно, в Пурим мы вспоминаем и осмысливаем их каждый раз заново. Радуясь спасению народа от смертельной опасности, отдавая дань мужеству, уму, солидарности предков, следует осознать, как это важно – сплотиться, иметь достойных лидеров, способных найти выход из самой сложной ситуации. Ум, смекалка, напряжение воли многих тысяч людей, объединенных одним желанием – помочь Эстер и Мордехаю в их спасительной миссии, сделали свое дело: народ был спасен, враг повержен, справедливость восторжествовала.

Пурим, как и большинство древних еврейских праздников, - отчасти быль, отчасти сказка, игра и всегда – веселое представление. И чем больше фантазии и выдумки у участников праздничного балагана, тем веселее и интереснее получается Пурим. Поэтому сценарии пуримшпилей никогда не повторяют друг друга полностью. Остается фабула и мораль, а в качестве персонажей могут выступать и герои сегодняшнего дня.

Итак, как сказано, в основе этого этого веселого праздника, как и большинства других, лежат события весьма печальные. Они подробно описаны в Свитке Эстер, который и читают уже накануне Пурима в синагогах. Причем, если кто-то думает, что тут царит чинная, подобающая культовому учреждению атмосфера, он глубоко ошибается. Наоборот, и здесь шумно и весело, а когда упоминается имя коварного Амана, задумавшего погубить еврейский народ, все кричат, топают ногами, вращают трещотки, чтобы и духу злодея здесь не было. Ведь властолюбивый Аман – визирь царя Ахашвероша (или Артаксеркса, или Ксеркса I) в огромной персидской империи требовал от всех подданных преклонения и оказания всяческих почестей.

Как правило, люди боялись противостоять ему, и только Мордехай – глава еврейской общины Шушана - столицы персидской империи – отказался падать ниц перед министром, т.к. это противоречит религиозным и общественным устоям его народа. Мстительный Аман задумал уничтожить этот непокорный народ, придумал коварный план и бросил «пур» - жребий для определения даты казни. Казалось, ничто не сможет спасти людей, живущих во враждебном окружении и не имеющих возможности скрыться от расправы. Но, как мы знаем, выход был найден: Эстер и Мордехай при поддержке народа, выразившего свою солидарность всеобщим трехдневным постом, сумели объяснить царю, кто на самом деле является лгуном и злодеем. Враг был посрамлен и наказан.

На улицах израильских городов в эти дни проходят праздничные карнавалы и шествия. Люди в маскарадных костюмах, дети с разрисованными лицами (правда, знакомая картина и на немецких улицах?), клоуны и артисты со всевозможными праздничными атрибутами – все это создает атмосферу счастья и радости. В эти дни люди по традиции шлют друг други подарки, особенно щедрые по отношению к менее обеспеченным.

То, что сделали Эстер и Мордехай, - это подвиг во имя спасения всех. Для реализации задуманного им потребовались не только ум, но и тонкая интуиция, и большой артистизм.

Дни Пурима должны быть «днями пира и веселья», поскольку события давних дней происходили во время веселья, царившего на пиру у Эстер, где она и сумела разъяснить царю ситуацию и убедить его изменить свое решение, принятое под влиянием Амана. Поэтому в Пурим в послеполуденные часы устраивают трапезу, которая обычно продолжается до ночи.

Не консерватизм и духовная леность побуждают еврейский народ к празднованию своих древних праздников. Просто, вспоминая каждый из них, обдумывая уроки прошлого, делаются важные выводы и для дня сегодняшнего. Уроки прошлого надо учить постоянно, чтобы не совершать ошибок или по крайней мере учиться у мудрых предшественников исправлять их.

Нина ШПОЛЯНСКАЯ
Комментарии
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив