→ Отечественные ученые открыли гены-«эскимосы»

Отечественные ученые открыли гены-«эскимосы»

Научный коллектив Центра геномики и биоинформатики Узбекистана по повышению морозоустойчивости растений открыл гены-«эскимосы».

– При испытании этих генов на растениях-моделях у них проявились свойства устойчивости к холоду, засоленности и засухе, – говорит член Всемирной академии наук, директор Центра геномики и биоинформатики Узбекистана, доктор биологических наук, профессор Иброхим Абдурахмонов. – В настоящее время испытания проводятся на хлопчатнике. Произведено клонирование на пшенице, гранате и винограде. Наша цель заключается в получении в короткие сроки морозоустойчивых сортов винограда и граната. В этом случае отпала бы необходимость закапывать эти растения зимой.

Как сообщает УзА, сотрудниками центра впервые в мире рассчитаны генетические размеры рекомбинационных блоков (т.е. обнаружены сцепленные аллели генов), передающиеся из поколения в поколение, и разработан современный метод ассоциативного картирования для быстрого и эффективного обнаружения генов хлопчатника. Впервые охарактеризованы десятки новых генов качества волокна и цветения хлопчатника, и заложена основа первой в мире ген-нокаутной технологии. В результате появились новые возможности использования генов хлопчатника и был создан сорт “Порлок”. Начиная с 2013 года в фермерских хозяйствах получают богатый и качественный урожай из созданных методом ген-нокаута сортов “Порлок-1”, “Порлок-2”, “Порлок-3”, “Порлок-4”.

Это новшество вызывает большой интерес во всем мире. Данная технология запатентована в Узбекистане, США и других странах. В 2015 году более десяти сортов хлопчатника США были превращены в ген-нокаутные линии и успешно прошли совместные испытания. Сотрудничество в этой области продолжается.

Преимущество этого метода заключается в остановке активности определенных генов. При этом после выявления гена, участвующего в проявлении биологических показателей сельскохозяйственных растений – урожайности, раннего созревания, устойчивости к вредителям и насекомым, можно будет усилить или, напротив, приостановить действие нужного гена. К примеру, приостанавливая деятельность гена, замедляющего созревание растения, можно достичь ранней урожайности или, усиливая его, приостановить созревание. Главное, что при этом не используются чужие гены, и на основе собственных генов обеспечивается рост внутреннего биологического потенциала растения. Поэтому полученные таким методом сорта и продукция совершенно безопасны как с биологической, так и с экологической точки зрения.

Продолжаются исследования по применению практики «выключения генов» на других сельскохозяйственных растениях, в том числе пшенице, картофеле, гранате, винограде и унаби. В результате изысканий обеспечено удлинение корня картофеля в два-три раза, повышение его урожайности. В настоящее время заготовлено 4-5 тысяч таких клубней картофеля. На основе этой технологии принимаются меры по созданию скороспелых и урожайных сортов пшеницы.

– В мире возделывается в основном два сорта пшеницы – мягкой и твердой, – говорит Абдурахманов. – В целях повышения клейковины выращиваемой в Узбекистане пшеницы изучены теоретические основы инновационных биотехнологий. Были клонированы различные варианты генов пшеницы, влияющие на клейковину, и выявлены “положительные” и “отрицательные”. В лабораторных условиях впервые были получены семена ген-нокаутных генотипов пшеницы.

На основе использования современной ген-нокаутной технологии проводятся также исследования по созданию сортов пшеницы, устойчивых к заболеванию ржавчиной – одной из основных проблем зерноводства.

В Центре геномики и биоинформатики продолжаются исследования по выявлению генов, определяющих устойчивость растений к вредителям, засоленности почвы и на их основе – созданию новых биотехнологических сортов. В целях повышения урожайности сельскохозяйственных растений проводится работа по индивидуальному изучению сортов хлопчатника, получению меда из хлопчатника за счет усиления генов нектарообразования. В этих целях в центре впервые проведено глубокое исследование более 25 тысяч генов хлопчатника, что является важным событием в современной отечественной генетике.