Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт

→ Слово об учителе и коллеге: память сердца

Слово об учителе и коллеге: память сердца

Один за другим уходят от нас живые свидетели целой эпохи и уносят с собой накопленный опыт, следы своих радостей и печалей, неотделимых от процессов истории и от личной судьбы. Вот уже сорок дней нет на этом свете – да будет благословенна ее память! - Тамары Аванесовны Головянц - музыковеда, кандидата искусствоведения, профессора Государственной консерватории Узбекистана, человека редкой отзывчивости, глубокого ума, невероятной трудоспособности. Общительная и добродушная, невероятно оптимистичная и наполненная жизненной энергией, она являлась одним из активных пропагандистов профессионального музыкального искусства Узбекистана.
Слово об учителе и коллеге: память сердца

Тамара Аванесовна Головянц (1929-2017)

Её перу принадлежат такие работы, как «Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Узбекистана», «Восток в творчестве французских композиторов (К.Дебюсси, М.Равель, А.Жоливе)», «Композиторы и музыковеды Узбекистана» (в соавторстве с Е.Мейке), «Совет Варелас. Жизнь в музыке» (в соавторстве с И. Галущенко), «Композитор Нурилла Закиров». Будучи занятой, она никогда не отказывала коллегам и писала обстоятельные рецензии на научные исследования, методические пособия в области истории музыки, и на дипломные работы выпускников кафедры. Помимо этого, она автор многочисленных научных и методических работ, а также публикаций в периодической печати, помогавшим читателям разобраться в сложных вопросах музыкального искусства.

Ее творческий путь – это путь восхождения. Она родилась 5 июня 1929 года в Ташкенте. В 1955 году окончила Ташкентскую консерваторию по специальности «музыковедение» в классе профессора Я.Б.Пеккера, обладавшего феноменальной памятью, глубокими познаниями и блестящим ораторским мастерством Он был одной из наиболее заметных фигур в культурной жизни Ташкента того времени. Большой популярностью пользовались его лекции и статьи, выдержанные в изящном, точном по изложению стиле. Основной сферой его научных интересов была узбекская музыкальная культура. Занятия под руководством Яна Борисовича оказали благотворное влияние на становление его студентки, навечно связавшей свою судьбу с музыкой. В дальнейшем и ее научные работы будут посвящены исследованию музыкальной культуры Узбекистана. Главному делу своей жизни – служению Музыке – Тамара Аванесовна Головянц отдаст свыше шестидесяти лет.

Она начала работать еще в студенческие годы. Вначале в музыкальных школах, преподавая фортепиано, потом в музыкальном училище имени Хамзы, где вела музыкально-теоретические дисциплины, а с 1966 года в Ташкентской консерватории (кафедра истории музыки), читая поначалу все курсы истории музыки. Но по педагогическому профилю Головянц все-таки была «зарубежницей», поэтому впоследствии центром ее внимания стала западноевропейская и современная музыка. Ее лекции сочетали в себе способность к проницательному анализу с даром широких обобщений и метких сравнений. Она была патетичной и восторженной, когда говорила о великой музыке и ее авторах - Брамсе, Григе, Малере, Пуччини, Дебюсси, Равеле и других, много играя их опусы на рояле.

Тамара Аванесовна не любила ленивых студентов. Помню, как в связи с этим не раз приводила в пример уникальную работоспособность великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который говорил, что «вдохновение – гостья, которая не любит посещать ленивых». Поэтому она не уставала внушать студенчеству, что нужно постоянно работать над собой, терпеть и верить, и вдохновение непременно явится к тому, кто сумеет победить свою леность и апатию.
Слово об учителе и коллеге: память сердца

С мужем С.Вареласом

Свое призвание как педагога и музыканта Тамара Аванесовна проявила и в своей семье, в которой была безмерно счастлива. Вместе со своим мужем - известным композитором, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Советом Вареласом - она сумела привить любовь к музыке своим детям и внукам. Сын Анатолий Варелас – скрипач и композитор, профессор кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана, дочь Елена Мейке – музыковед, кандидат искусствоведения, преподает в Финляндии, внук Дмитрий Варелас – флейтист и композитор, работает в Канаде, а внучка Нина Мейке, как бабушка и мама, выбрала профессию музыковеда, окончив Академию имени Сибелиуса.
Слово об учителе и коллеге: память сердца

С семьей сына А.Вареласа

Коллеги уважали и любили Т.А.Головянц за безупречность в работе, творческую интуицию, педагогический дар, а также за принципиальность, честность, справедливость и правдивость. Двери ее гостеприимного дома были всегда для всех открыты. В большой и уютной квартире дружной семьи была богатейшая книжная и нотная библиотека, которую Тамара Аванесовна щедро предоставляла не только коллегам, но и студентам своего специального класса. Главным смыслом ее жизни был педагогический труд. Она жила в своих учениках, и растворялась в них. Они были одним из самых важных ее детищ. Ей был интересен каждый отдельно взятый студент не только тем, знал ли он материал, но и сам по себе со всеми особенностями его характера и способностей. Обладая прирожденными качествами педагога, она умела угадать индивидуальность ученика, верила в его возможности, способна была увлечь его, закладывая, таким образом, хорошую профессиональную основу. Тамара Аванесовна советовала им расписывать свой учебный день и учила управлять временем. Она была педагогом и наставником, учителем и воспитателем. И это редкий дар.
Слово об учителе и коллеге: память сердца

С дочерью, внучкой и правнучкой в Хельсинки

Яркий энтузиаст и неравнодушный педагог Головянц была инициатором проведения внутривузовского конкурса на лучшую научно-критическую работу и конкурса молодых музыкальных критиков, который проводился при поддержке Союза композиторов Узбекистана. Запомнилась и ее лекторская деятельность, когда она как лектор-музыковед проводила концерты классической музыки в филармонии и Большом зале консерватории, способствуя большому вкладу в дело пропаганды классической музыки.

За годы работы на кафедре Тамара Аванесовна выпустила около 40 специалистов, многие из которых принимали активное участие в конференциях, конкурсах, Олимпиадах, становясь их призерами. Сегодня они успешно работают в самых разных сферах музыковедения не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Среди ее учеников доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкознания Новосибирской Государственной консерватории имени М.И.Глинки М.Дубровская, кандидаты искусствоведения, доцент кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана Г.Турсунова и преподаватель кафедры современной музыки Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского К.Урманова. Успешно трудятся в различных учебных заведениях и многие другие выпускники Т.А.Головянц - люди разных вкусов, наклонностей, способностей. Каждый из них выбрал свой путь, но куда бы они ни шли, их дорога освещена светлым именем их Учителя.
Слово об учителе и коллеге: память сердца

С сыном и коллегами

В 2011 году Тамара Аванесовна ушла на заслуженный отдых. Однако, будучи добрым, всегда готовым помочь человеком, она оставалась открытой для коллег и студентов до самого конца. Для нее консерватория была родным домом, и она всегда интересовалась мельчайшими подробностями жизни любимой Alma mater. Тамара Аванесовна Головянц была истинной консерваторкой, настоящим музыкантом и позитивным человеком. Такой она и останется в нашей памяти.


Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте житель Кашкадарьи сбил пешеходов. Есть жертвы

Ташкентцев с наступающим праздником поздравляет…вертолет (фото, видео)

Певица Лола отказалась водить машину из-за камер на дорогах

С 28 марта по 11 мая в некоторых районах Ташкента ожидается отключение холодной воды

Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова