Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт

Наш канал в телеграм
→ Ансамбль Omnibus служит всем

Ансамбль Omnibus служит всем

Ансамбль Omnibus служит всем

В рамках международного проекта “Театр + Музыка” в театре Марка Вайля "Ильхом" состоялся концерт Ансамбля Omnibus с участием американского дирижёра Вимбайи Казибони.

Казалось бы, что может привлечь афроамериканского дирижёра, отведавшего мировой славы, в далёком от современных музыкальных перекрёстков Узбекистане? Ответ прост: Ансамбль Omnibus.

Из истории коллектива
Двенадцать лет назад группа молодых музыкантов загорелась идеей исполнять современную музыку. Решили «двигаться во всех направлениях", назвав ансамбль Omnibus (в переводе с латыни - «всем»). Главным для себя коллектив и возглавивший его талантливый музыкант, дирижер и композитор Артём Ким сочли «разнонаправленное» развитие и пропаганду современной музыки как «служение всем». Репертуар ансамбля составили сочинения композиторов XX века и молодых композиторов нового тысячелетия. Подавляющее число сыгранных музыкантами произведений никогда прежде не представлялось в Центральной Азии, были и мировые премьеры.

Говоря об Omnibus’е и вспоминая его проекты, невольно увлекаешься. Вспомним, например, Omnibus Laboratorium с мастер-классами ведущих композиторов и исполнителей из Европы и США. Или Центр современной музыки – с нотами, книгами, аудиозаписями, данными о фестивалях, творческих коллективах и выдающихся исполнителях современной музыки. А Международный фестиваль музыки и визуальных искусств Black Box? Это был масштабный эксперимент по синтезу «живой» музыки с театром, изобразительным искусством, пластикой, кино, поэзией… Начиная с 2006 года, состоялось шесть потрясающих фестивалей, одаривших не избалованных современной музыкой ташкентских зрителей впечатлениями самого широкого спектра. В программе Black Box исполнялась инструментальная академическая музыка, электро-хаус, альтернативный рок, фолк, джаз. Фишкой одного из фестивалей было живое музыкальное сопровождение немого кино… Интересными оказались международный форум для молодых музыкантов и видеоартистов «Мнемозина» и проект, определенный как Центр исследований узбекской традиционной музыки "Макомат" по сохранению национального музыкального наследия.

Ансамбль Omnibus служит всем

Такая разнонаправленность воспринималась многими как само собой разумеющееся, а ведь некоммерческий коллектив буквально горы своротил своей деятельностью. И при этом многие понятия не имели и не имеют, что музыканты Ансамбля Omnibus работают… на общественных началах! На скромный хлеб насущный зарабатывают в государственных оркестрах, а в Omnibus’е отдаются «служению всем» по велению сердца. Не стал исключением из правил и состоявшийся в «Ильхоме» 18 декабря 2016 года концерт с участием одного из самых известных молодых дирижёров США, лауреата международных конкурсов Вимбайи Казибони. Целую неделю музыканты в свободное от основной работы время разучивали и репетировали под его руководством произведения, о которых и сами прежде не ведали. Да и большей части слушателей мало о чем могли сказать имена современных композиторов, чьи сочинения дирижёр включил в программу наряду с собственными пьесами. Во всяком случае, мне они не знакомы, и главным желанием было посмотреть на искусство маэстро, рекомендованного бюллетенем Wiesbadener Krrier и музыкальным журналом Neue Musikzeitung (Германия) в качестве «энергичного, страстного и активного дирижера и превосходного интерпретатора».

Вимбайи Казибони впервые увидела в Ташкенте немногим более двух лет назад. Он знаком ташкентской публике по постановке оперы американского композитора Майкла Гордона "Ван Гог", которую совместно с Ансамблем Omnibus показал в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана в мае 2014 года. Как оказался в Ташкенте? Участвуя в Глобальном семинаре в Зальцбурге, Казибони познакомился с молодым дирижёром из Узбекистана Артёмом Кимом. Затем, на мастер-классе в Австрии, - с музыкантами Ансамбля Omnibus. Успешный и деятельный, получив стипендию известной образовательной программы Fulbright Program, задумал изучить опыт новых друзей, что и воплотил в жизнь.

Уроженец Зимбабве, 28-летний Вимбайи Казибони имеет богатый практический опыт, всего не перечислить - об этапах его пути вкратце сообщалось в анонсе и отклике на концерт, опубликованных в «Новостях Узбекистана» ранее. Когда-то 13-летним подростком Казибони переехал из родной страны в США. Начинал как ударник, но стал дирижёром. Музыкальное образование получил в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и University of Music and Performing Arts во Франкфурте. Дирижерскому искусству на практике обучался в Филармоническом Оркестре Йоханнесбурга (Южная Африка, 2010), работал помощником дирижера в оркестрах Германии, Африки и США. Участие в конкурсах и руководство молодежным ансамблем "What's Next?" в Лос-Анжелесе, должность ассистента дирижера в Ensemble Modern (Германия) и «Intercontemporain» (Франция) принесли известность. Он выступал в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Филиппинах, Южной Африке, Кыргызстане и Узбекистане, его выступлениям аплодировали в таких престижных залах как Карнеги-холл, Уолт Дисней-холл, Адмиралспаласт (Берлин) и Oper Frankfurt.

Став дирижёром, Казибони не утратил виртуозности инструменталиста. Это показали концерты в составе Ансамбля Omnibus и дуэт с перкуссионистом Алибеком Кабдурахмановым на концертах в 2014 году - мне довелось их посетить. Покоряла полная самоотдача музыкантов и особый контакт с залом - выступления воспринимались как откровение, духовный праздник. Отмечал эту особенность концертов и сам Казибони. Во время девятимесячного пребывания в Ташкенте он собирал материалы для диссертации о современной музыке в Узбекистане, изучая традиционную народную, классическую и популярную музыку, выступал с местными коллективами народных инструментов и ташкентским джаз-клубом. Пристально присматривался к состоянию исполнителей, вслушивался в мелодии народной музыки, сам играл в ансамблях, чтобы изнутри понять особенности звучания музыки. Выступал также с лекциями в Государственной консерватории Узбекистана.

Ансамбль Omnibus служит всем

Новую программу Ансамбля Omnibus с Вимбайи Казибони в качестве дирижера, ожидала с интересом. Он удивил спортивной мощью - возмужал за два с лишним года. Положив партитуру на металлические бочки, заменившие пульт, сдержанно и спокойно управлял музыкантами, с которыми репетировал, как упоминала выше, совсем недолго. Он работал со многими из ведущих композиторов современности и в программе концерта представил произведения для камерного оркестра Хенрика Миколая Гурецкого "Kleines Requiem Fur Eine Polka" и Андиса Скордиса "An empty something...something empty...", естественно, впервые исполняемых в регионе. Это не были импровизации, партитура, расписанные для музыкантов партии – всё как полагается.

Ансамбль Omnibus служит всем

Звуки можно передать нотами, но как обозначить крик, вплетенный в музыкальную ткань? В сочинении А. Скордиса крик вырываётся из груди дирижера, прокатывается в клубах сизого дыма по оркестру, бьёт по слуху и нервам перкуссионной дробью и воплями, визгом музыкантов... Неблагозвучно, далеко от гармонии? Да. Но так ли гармоничен мир, породивший душераздирающие звуки? Мир, предстающий кошмарным сном, где насилие и ужас правят бал в некогда мирных и процветавших странах... Не нужно далеко ходить за примерами. На следующий после концерта день мир вздрогнул в очередной раз: в Турции во время открытия вернисажа на глазах публики сражён пулей посол России Андрей Карлов; в Берлине на рождественской ярмарке грузовик, въехав в толпу, унёс жизни двенадцати человек…

Сколько еще трагических потерь за одни только сутки? Каков ответ на них? Как ни прискорбно, есть и такой: "цивилизованный журналист Герш Кунтцман заявил на страницах New York Daily News, что не "льет слезы" по российскому послу, а считает его убийство "свершившимся правосудием". Таким образом, мы свидетели того, как в XXI веке вновь поднимает голову «обыкновенный фашизм». Не пора ли всем антифашистким силам бить в набат на площадях мировых столиц и протестовать во всех средствах массовой информации против разгула терроризма?
Что может родиться в искусстве на фоне происходящего? Нечто в стиле "An empty something...something empty..." - произведения, которое очень понятно по своему посылу современникам. Потому оно и вызвало шквал аплодисментов.

«Отчего бы нам не жить в мире?» - восклицал Вергилий, обращаясь к согражданам в Древнем Риме. И ответа на его вопрос человечество не нашло за двадцать с лишним столетий. Кому нужны грохот канонады, дымный смрад и предсмертные крики, разве для этого созданы мир и так называемый "венец творения" - человек? Приходящие с мечом во все века от меча и гибли.

Ансамбль Omnibus служит всем

Наивные мысли, бессильные слова... Но их нужно писать, говорить, они должны звучать - молчание означает примирение со злом, именуемым войной. Приведу иное высказывание - писателя, публициста и философа XX века Альбера Камю: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были».

Ансамбль Omnibus служит всем

Да, война – это всегда поражение, договориться о мире важнее, чем победить. Договор – это как аппликатура в исполнении музыки, оптимальный порядок размещения пальцев при игре на музыкальном инструменте. Это победа разума, победа бескровная и долгосрочная. Победа в человеке духовного, человеческого начала.

Музыка Ансамбля Omnibus, который служит всем, - из таких начал.

Тамара Санаева
Фото автора (1, 3) и Александра Раевского (2, 4 - 6)
Комментарии
Искала в сети концерт 2014 года с дуэтом перкуссионистов Вимбайи Казибони и Алибека Кабдурахманова, который меня прямо потряс, и не нашла. Сейчас они оба стали дирежерами, успехов им .Где можно посмотреть этот этюд, подскажите пожалуйста.
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ статей за 5 дней

В Узбекистане могут отменить выездные стикеры и внедрить выдачу внутренних паспортов

Загадочный или все-таки опасный «Цефтриаксон»? Минздрав рекомендует соблюдать осторожность

Абу Мухмамед Хоросан начал давать показания

Поступок Умара из московского «Фудсити» повторил его казанский тёзка

Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, Музыка, Ансамбль Omnibus, Театр Ильхом