Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт

Наш канал в телеграм
→ Цепная истерика. Почему танец Татьяны Навки всполошил соцсети и СМИ

Цепная истерика. Почему танец Татьяны Навки всполошил соцсети и СМИ

Цепная истерика. Почему танец Татьяны Навки всполошил соцсети и СМИ
Бурные обсуждения в соцсетях по поводу выступления на льду Татьяны Навки и Андрея Бурковского не утихают, и за последние дни перешли границы России. Посты об этом собирали тысячи (!) комментариев (как, например, на страничке facebook официального представителя МИД Марии Захаровой).

Мировые СМИ, включая CNN, BBC, The New York Times, The Guardian, опубликовали материалы и репортажи о танце на музыку из кинофильма "Жизнь прекрасна" (La vita è bella).

И это уже похоже на какую-то искусственно нагнетаемую истерию, причем по поводу, который явно не предполагает столь масштабных сетевых дебатов.

Напомню, в минувшую субботу Татьяна и Андрей в программе "Ледниковый период" (Первый канал) исполнили номер в образе узников концлагеря — в полосатых робах со звездой Давида на груди.
Тема состязаний в тот день была — знаменитые кинофильмы. Пара вместе с тренером Ильёй Авербухом выбрали для выступления песню Beautiful That Way из трагикомедии Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна". В танцевальном номере родители-узники изображают, играют "прекрасную жизнь" для своего ребенка, чтобы оградить его от ужасов концлагеря и не дать осознать, в какой жуткой реальности они все находятся.

Но представляете, что думает зритель, не знающий, что номер поставлен по мотивам "Жизнь прекрасна" (у фильма, кстати, три "Оскара", Большой приз Канн и много других наград)?
Татьяна и Андрей бодро танцуют, играют, чуть ли не дурачатся на льду — они же показывают ребенку "прекрасную жизнь".

И в то же время вокруг — решетки, ослепляющий прожектор, лагерная металлическая сетка; лают охранные овчарки, раздаются автоматные очереди. Главный герой гибнет. Зал в конце номера замер — звенящая тишина.

Но интернет облетели отрывки из видео, где актеры весело танцуют в робах с желтыми звездами, скриншоты улыбающихся фигуристов на фоне шестибальных оценок. Как будут реагировать на это пользователи соцсетей, пролистывая ленту новостей? Если долго не вникать, ориентироваться на броские заголовки, не видя всего танца, то да, беззаботный танец в концлагере — это странно.

А заголовки за последние дни были примерно такие:

The Guardian: "Холокост на льду" в исполнении жены путинского чиновника вызывает возмущение".

The New York Times: "Споры в России вокруг ледовой программы о Холокосте:

Татьяна Навка, жена пресс-секретаря президента России и её партнер Андрей Бурковский появились в "Ледниковом периоде" одетыми в полосатые робы с желтыми звездами".

Daily Mai: "Катание по тонкому льду. Жена пресс-секретаря Владимира Путина вызывает негодование программой на тему Холокоста на российском танцевальном шоу".

ВВС: Жену пресс-секретаря Путина ругают за номер о Холокосте.

Везде, помимо темы Холокоста, — упоминание о жене пресс-секретаря российского президента. Это, собственно, и есть основная тема для разжигания скандала. Слова "возмущение… Холокост… скандал… жена пресс-секретаря… Владимир Путин" выразительно стоят рядом — кликабельное сочетание, читатель/зритель точно отреагирует.

Постановщик танца, тренер и продюсер Илья Авербух был возмущен негативной реакцией и критикой западных СМИ:

"Дикость, что это вообще может обсуждаться. Дикость во всём — в подаче, в истеричности, в непрофессионализме, который прослеживается в статьях иностранных СМИ", — говорит Авербух.

Автор танца, поставленного по мотивам оскароносного фильма, считает подобного рода критику "политической слюной" — развёрнутая кампания демонстрирует, по его мнению, полную деградацию западных массмедиа.

Кстати, Илья Авербух также ставил "Поминальную молитву" — олимпийскую программу Юлии Липницкой под музыку из "Списка Шиндлера".

15-летняя фигуристка тогда, напомню, стала чемпионкой в командных соревнованиях, а режиссер картины Стивен Спилберг потом направил Юлии письмо с похвалой.
Номер по мотивам этого же фильма в 2013 году танцевала и Татьяна Навка.

Ведущий "Ледникового периода" Марат Башаров тогда бодро, словно цирковой конферансье, объявил: "В списке Шиндлера — Татьяна Навка и Вадим Колганов!". И — ничего, не было никаких громких заголовков и накручиваний темы в соцсетях.

Просто тогда олимпийская чемпионка не была женой пресс-секретаря российского президента — то есть и инфоповода для международного скандала вроде как не было.

Тонкие грани: как ещё танцуют и поют про Холокост

Тема Холокоста отражается сейчас всё в новых жанрах, формах и сюжетах, об этом начинают говорить по-другому — не только языком документальной хроники и показом страшных кадров из концлагерей.

С сюжетом "Жизнь прекрасна" перекликается, к примеру, фабула кинокартины "Страна игрушек" (2009 год, "Оскар" за лучший короткометражный фильм): немецкая фрау говорит своему ребенку, что его друг Давид отправляется не в концлагерь, а в некую "страну игрушек". Только вот Генрих решил поехать в "сказочное путешествие" вслед за Давидом.
В числе заметных и награжденных различными призами фильмов, так или иначе связанных с темой Холокоста — "Очки в золотой оправе", "Выбор Софи", "Зюскинд", "В лабиринте молчания", а также российская кинолента "Туфельки" режиссера Константина Фама.

Фильм "Туфельки" получил более 10 международных призов, в том числе на Еврейском фестивале в Сан-Диего, в 2012 году выдвигался от России на "Оскар".

Это даже не экранизированный танец.

В новелле главная "героиня" — это обувь, женские туфельки. В кадре не видно лиц, нет диалогов, только музыка.
В этом году Екатеринбургский театр оперы и балета представил оперу "Пассажирка" Моисея Вайнберга по автобиографической пьесе Зофьи Посмыш — о судьбе заключенных Освенцима.

А в Санкт-Петербурге в 2015 году в Академическом театра балета им. Якобсона был поставлен одноактный спектакль "Каменный берег":

Наверняка к спектаклям "Каменный берег" и "Пассажирка" не было бы стилевых и идеологических претензий из разряда "всё на продажу", "как это пошло" и "телешоу в лагерных робах — это позор" (а подобных комментариев по поводу танца из "Ледникового периода" сейчас много). В этих и других работах, посвященных теме войны и страданий, — чаще всего привычная подача.

Номер же для "Ледникового периода" действительно выбивается из традиционного стиля постановки подобных сюжетов.

Большая часть танца — это чувства мужчины и женщины, любящих и оберегающих друг друга и своего ребенка.

Вокруг — непривычная для темы Холокоста красота: яркое световое оформление, блеск, цветы. Конечно, стиль совершенно не такой, как в фильме Бениньи, но ведь это, как минимум, другая реальность — телевизионная, и другие технические возможности, другое время (трагикомедия "Жизнь прекрасна" была снята почти 20 лет назад).

Безусловно, используя новейшие возможности телевидения, можно было сделать трагический, скорбный номер — как обычно. Но ведь сюжет фильма "Жизнь прекрасна" как раз необычен: иллюзорная красота, великий обман во спасение, попытка создать для сына прекрасный мир во мраке концлагеря.

Татьяна и Андрей во время танца для воображаемого ребенка часто улыбались, их бодрые движения казались порой неестественными — и это вполне адекватная сюжету игра: а можно ли легко изобразить радость, когда вокруг — ужас? Если бы это был просто номер о счастливой семье, то, конечно, эмоции были бы наверняка другими, не такими нарочитыми.

И всё — под милую композицию Beautiful That Way израильской певицы Noa. Её клип, тонкий, нежный, вроде бы беззаботный: певица бегает-играет с маленьким мальчиком, всё это чередуется с кадрами из фильма, в том числе и в концлагере, — что, впрочем, никого не возмущает, ничьих чувств не оскорбляет.
https://www.youtube.com/watch?v=-OyXpzd6WBk&feature=youtu.be
Всё-таки удивительно, что произведение, созданное не для эстетов, а для массового зрителя популярного телешоу, вызвало так много споров и в России, и за рубежом. А ведь это тоже поиск новых художественных форм — так ведь получается.
И совершенно нормально, что кому-то это не нравится, кому-то кажется недопустимым, и можно долго обсуждать "Холокост на льду" с позиции стиля и искусства. Только вот к чему такие истерики?

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Комментарии
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте водитель «Малибу» избил молодую женщину и ее пожилого отца

Президент: «Почему, вводя пластиковые карточки, не продумали все механизмы?»

Президент: «На командировочные расходы сотрудников Госкомконкуренции можно было бы купить два предприятия»

Шавкат Мирзиёев не удовлетворён работой чиновников в сфере здравоохранения

Похожие статьи